![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Проблему комфортной городской среды в РФ начали обсуждать относительно недавно, а в федеральном законодательстве первые упоминания появлялись лишь в 2016 году, когда был утвержден паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», являющийся прообразом аналогичного современного федерального проекта, и правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Действия по созданию комфортной городской среды, а также мероприятия, направленные на поддержание комфортности проживания на должном уровне, мероприятия, направленные на повышение доступности комфортной городской среды для жителей, стали активно проводиться в Российской Федерации, начиная с указанного периода. До этого момента в некоторых субъектах Российской Федерации реализовывались отдельные мероприятия, которые можно отнести к деятельности по формированию комфортной городской среды, но они не являлись комплексными и не охватывали значительную часть территории государства. В настоящее время в законодательстве отсутствует единое определение понятия «комфортная городская среда» и не конкретизировано его содержание, что приводит к появлению кардинально отличающейся правоприменительной практики по формированию комфортной городской среды в разных муниципальных образованиях, что в целом негативно влияет на развитие указанного направления и снижает общую эффективность мероприятий, проводимых государственными органами и иными лицами, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на осуществление мероприятий по созданию комфортной городской среды, и, как следствие, к снижению уровня удовлетворенности граждан качеством городской среды. Деятельность по формированию комфортной городской среды, поддержанию состояния городской среды на должном уровне и обеспечению ее доступности должна подлежать специальной оценке. Однако в законодательстве четко не сформулированы критерии комфортности городской среды. На практике Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежегодно рассчитывается лишь индекс качества городской среды на основании разработанной методики , однако данный расчет имеет множество упущений и не отражает реальное положения дел. Индекс качества городской среды является комплексным критерием, учитывающим шесть пространств (жилье и прилегающие пространства, улично-дорожная сеть, озелененные пространства, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, общегородское пространство), шесть критериев (безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность и управление) и тридцать шесть индикаторов. На первый взгляд может показаться, что указанная методика учитывает показатели, характеризующие все области городской среды, однако дальнейший анализ приводит к выводам о том, что некоторые индикаторы, используемые в указанной методике, не оказывают прямого влияния на процесс формирования комфортной городской среды, некоторые из них являются сложно измеримыми, при этом в установленный перечень индикаторов не включены показатели, характеризующие, например, правовое обеспечение деятельности по формированию комфортной городской среды. Важно также отметить, что указанная методика не является превентивной мерой, она лишь констатирует факт произошедших за определенный период времени изменений, поэтому не может использоваться в рамках планирования деятельности по формированию комфортной городской среды, поддержанию состояния городской среды на должном уровне и обеспечению ее доступности на ближайшую перспективу. Кроме того, по результатам оценки на основании существующей методики можно установить лишь два состояния: является городская среда благоприятной или неблагоприятной, что недостаточно для понимания положения дел. Фактически после преодоления установленного методикой порога (более 50 % от максимального количества баллов) городские территории признаются благоприятными для проживания, при этом ряд индикаторов могут быть на очень низком уровне реализации или быть вообще не реализованными. Система законодательства, регулирующая отношения, возникающие в процессе формирования комфортной городской среды в Российской Федерации, является достаточно сложной, малоструктурированной и имеет значительное количество пробелов, встречается дублирование норм, а иногда их несоответствие и противоречие друг другу. Серьезным упущением является то, что в законе отсутствует четко определенный субъект правоотношений (лицо, ответственное за реализацию всех возможных мероприятий по формированию комфортной городской среды), а также механизмы по поддержанию состояния городской среды на должном уровне и обеспечению ее доступности. При этом перечень органов власти и организаций, а также иных субъектов, участвующих в рассматриваемой деятельности, внушителен, что приводит к размыванию ответственности. Немаловажным является вопрос организации цифровизации деятельности по формированию комфортной городской среды. Говоря о внедрении цифровых платформ, можно однозначно сказать, что их использование положительно сказывается на улучшении условий проживания граждан, однако темпы цифровизации рассматриваемой деятельности невелики. Внедрение данных цифровых платформ также требует должного правового регулирования. Более того, деятельность по формированию комфортной городской среды и особенности ее организации и правового регулирования являются малоизученными в современных публично-правовых исследованиях. Все эти и некоторые другие проблемы обуславливают актуальность проводимого диссертационного исследования.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Отзыв официального оппонента | Отзыв на диссертацию «Правовое регулирование формирования комфортной городской среды в Российской Федерации» | Отзыв_на_диссертацию_Чайковской_Курск_13.12.2024.pdf | 4,3 МБ | 25 декабря 2024 |