ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В настоящее время усиливаются требования к эффективности форм и методов обучения детей. Как показывают результаты многих исследований, продуктивные методики, позволяющие формировать учебно-познавательные действия с заранее заданными свойствами, такими, например, как осознанность, обобщенность, могут быть созданы на основе принципов концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей закономерности усвоения индивидом общественного опыта (П.Я. Гальперин). Вместе с тем, общение учащихся между собой и с учителем является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность обучения (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л., Цукерман Г.А., Рубцов В.В. и др.). Однако роль общения со сверстниками в познавательном развитии ребенка изучена пока еще недостаточно, следствием чего является неразработанность методов целенаправленного влияния различных форм и способов взаимодействия на качество и динамику формирования познавательных действий. С нашей точки зрения, метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий создает принципиальные возможности для изучения коммуникативных аспектов генезиса познавательных действий, влияния общения учащихся на успешность решения ими проблемных ситуаций. В связи с этим важнейшей проблемой становится изучение влияния различных форм сотрудничества, стилей взаимодействия детей на степень осознанности и обобщенности учебного материала, на умение применять его в контексте различных, видов деятельности, на прочность усвоения учебного материала. Этим определяется актуальность темы исследования и его практическая значимость. Разработанные приемы и способы организации взаимодействия детей могут быть использованы для оптимизации процесса группового обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.