ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В диссертации отмечается, что несмотря на количественную представительность современных отечественных исследований в области этнической политологии они все еще не отражают всей полноты освещения угроз для социальной безопасности российских регионов, исходящих от потенциальных и реальных этнополитических конфликтов. Анализируется затянувшаяся фаза «замораживания» процесса урегулирования осетино-ингушского конфликта, который оказался «подзабытым» на фоне Чечни; подчеркивается что отсутствие должного внимания может ухудшить и без того сложную социально-политическую обстановку не только в зоне конфликта но и во всем Северо-Кавказском регионе.В работе показаны методологические проблемы анализа обеспечения региональной безопасности при разрешении этнополитических конфликтов,определены методологические принципы,специфика и возможности методов социально-политологического исследования конфликтов; представлена социально-историческая реконструкция предпосылок этнополитического конфликта; опыт России в практике урегулирования этнополитических конфликтов и обеспечении региональной безопасности; выявлены социально-политические основания межэтнических конфликтов, проблемы реализации национальной, политики РФ на Северном Кавказе; определены основные векторы обеспечения социально-политической безопасности в регионе. Противостояние федеральных и региональных интересов мобилизация этнического фактора в деятельности общественных и политических партий рассматривается как «вызовы» национальной безопасности. Подробно анализируются социальные последствия осетино -ингушского конфликта (депривация беженцев, социально-экономические условия жизни населения в зоне конфликта, рост безработицы на Северном Кавказе, которая отрицательно сказывается на криминогенной ситуации, тормозя процесс урегулирования этнополитического осетино-ингушского конфликта. Рост негативных этностереотипов восприятия в массовом сознании осетин и ингушей, зависят от социально-политической атмосферы и целенаправленного формирования осознания общих социально-политических интересов этнических групп -гражданами РСО-Алании. Проведенная конфликтологическая экспертиза показала, что снятие межэтнической напряженности и минимизация угроз национальной безопасности возможна при условии оптимизации деятельности аппарата полномочного представительства Президента РФ в Южном Федеральном округе, укрепления властной вертикали, оперативного реагирования на потенциал угроз региональных этнополитических конфликтов, обеспечения действенного механизма реализации Концепций национальной политики и национальной безопасности РФ; снятия противоречивости существующей законодательной базы; опасного дисбаланса региональных, этнополитических и федеративных интересов в деятельности структур исполнительной власти.