ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
• Цель. Проверка гипотезы Пиаже о последовательности формирования логических операций классификации, сериации и понятия о сохранении, возникающих у ребёнка на этапе перехода от дооперационального к конкретно-операциональному уровню развития мышления и о существовании причинно-следственной связи между ними. • Результаты. 1. Существуют статистически значимые положительные корреляционные связи между уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения. 2. У детей старшего дошкольного возраста возможно формирование операций классификации и сериации в полном объёме через овладение составом и структурой данных логических приёмов. 3. Формирование полноценного понимания принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста возможно осуществить через параллельное формирование у них состава и структуры логических операций классификации и сериации при условии соблюдения схемы формирующего эксперимента, обеспечивающего приобретение логическими структурами таких свойств как обобщённость, дифференцированность, сознательность и прочность. 4. Понимание принципа сохранения возникает не тогда, когда сформированы структуры логических операций классификации и сериации, а тогда, когда эти операции приобретают определенные свойства, в частности, становятся обобщенными (это показало пилотное исследование, в котором формировалась только структура). Т.е. можно предположить, что то, что Пиаже называл группировкой, в терминах концепции П.Я.Гальперина можно назвать действием (умением) с определенными свойствами. • Научная новизна и теоретическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в разработку проблемы функционирования конкретно-операционального интеллекта у детей. - Установлена причинно-следственная взаимосвязь между уровнями сформированности логических операций классификации и сериации и пониманием принципа сохранения, что позволяет формировать одни конкретно-операциональные структуры интеллекта (понимание принципа сохранения) через другие конкретно-операциональные структуры интеллекта (состав и структуру логических операций классификации и сериации). - Уточнён психологический смысл предложенного Ж. Пиаже понятия «группировка» в понятиях деятельностной теории учения и усвоения познавательного опыта индивида: «группировка» (система, объединяющая в целое все операции, по Пиаже) - это не просто операциональная структура, а структура, обладающая определенными свойствами, такими как обобщённость, дифференцированность, сознательность и прочность. 1. Впервые выявлены статистически значимые корреляционные связи между уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и уровнем понимания принципа сохранения. По частной классификации корреляционных связей выявлена высокая значимая корреляция между уровнями сформированности логической операций сериации и понимания принципа сохранения, между уровнями сформированности логической операций классификации и понимания принципа сохранения, между общим уровнем сформированности логических операций классификации и сериации и уровнем понимания принципа сохранения. По общей классификации корреляционных связей выявленная корреляция между уровнем сформированности логической операций сериации и уровнем понимания принципа сохранения и между общим уровнем сформированности логических операций классификации и сериации и уровнем понимания принципа сохранения считается умеренной, между уровнем сформированности логической операций классификации и уровнем понимания принципа сохранения – средней. Следовательно, статистически достоверно установлено, что изменению уровня развития одной логической операции сопутствует изменение уровня развития другой логической операции и изменение уровня развития понимания принципа сохранения. 2. Впервые разработаны методики формирования логических операций классификации и сериации через овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данных логических приёмов. Экспериментально доказана возможность и эффективность формирования логических операций классификации и сериации через овладение действиями, входящими в состав и структуру данных логических приёмов. 3. Впервые разработана методика формирования принципа сохранения через формирование состава и структуры логических операций классификации и сериации. Экспериментально доказана возможность и эффективность формирования понимания принципа сохранения через формирование состава и структуры логических операций классификации и сериации при условии соблюдения схемы формирующего эксперимента, обеспечивающего приобретение логическими структурами таких свойств как обобщённость, дифференцированность, сознательность и прочность. • Практическое применение. Разработанные методики формирования состава и структуры логических операций классификации и сериации и методика формирования принципа сохранения могут быть: - включены в программы специальных курсов и использоваться в вузовском и послевузовском обучении при подготовке психологов – практиков в сфере образования; - использованы при разработке программ интеллектуального развития дошкольников и младших школьников; - использованы психологами-практиками для формирования у детей дошкольного возраста логических структур интеллекта при подготовке ребенка к школе, а также с целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.