ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Исследование форм мышления, логических категорий "очень благодарная я необходимая задача" . Формы реше¬ния этой задачи могут быть различными. В одних случаях исследует¬ся группа, система категорий, их взаимосвязь я различие. Дается как бы общая картина движения категорий. В других случаях рамки исследования ограничиваются углубленным изучением отдельных кате¬горий. Первый тип исследования можно назвать экстенсивным. Вто¬рой — интенсивным. Широкий охват категорий, исследование их в си¬стеме, безусловно, очень важная, но не единственная задача. Само¬стоятельное значение имеет изучение отдельных категорий. Рамки экстенсивного, широкого исследования не позволяют с достаточной глубиной исследовать каждую категорию в отдельности. Чтобы изу¬чить категорию в ее самодвижении, в ее внутренних связях и опосредствованиях, нужно сосредоточить на ней внимание, сделать ее предметом самостоятельного, специального исследования. Актуальность темы. В реферируемой диссертации рассматриваются проблемы, связанные с категорией качества. Эта категория выбрана не случайно. Во-первых, она является одной из важнейших категорий диалек¬тики и ее исследование всегда "очень благодарная и необходимая задача". Во-вторых, логика развития исследований диалектики в нашей литературе диктует необходимость выделения проблемы качества в самостоятельный предмет исследования. В-третьих, необходимость изучения категории качества диктует¬ся требованиями современной науки и практики. Это особенно каса¬ется научно-практических исследований качества как социально-тех-нической категории. Сегодня в условиях научно-технической револю¬ции и коренных социально-исторических преобразований резко возросло значение проблемы улучшения качества жизни, качества предмет¬ной среды, преобразуемой трудом человека. В документах партии и правительства одним из главных факторов повышения эффективности общественного производства признано существенное повышение каче¬ства производимой продукции. Уже сейчас технические и экономичес¬кие потребности общественного воспроизводства послужили мощным стимулом к развертыванию научно-практических исследований пробле¬мы качества, что в свою очередь должно привести к значительному росту философских исследований проблемы. Этот рост вызывается, с одной стороны, настоятельной необходимостью в решении общих ме¬тодологических вопросов, которые стоят перед учеными-практиками, а с другой, новым обширным материалом, который доставляет практи¬ка философии. Этот материал совершенно по-новому освещает многие проблемы философии качества. Цель исследования. В названии работы отражены две основные задачи, ради которых предпринято исследование. Это, во-первых, функционирование категории "качество" в сфере познания. Здесь выбран один аспект проблемы: соотношение качества и количества как ступеней познания. Выбор обусловлен тем, что в нашей литературе не было по-существу специального исследования этого вопроса. Данная проблема фокусирует в себе целый ряд аспек¬тов, связанных с диалектико-материалистическим пониманием катего¬рии "качество". Ее анализ содержится во второй главе. Вторая задача предполагает исследование функционирования ка¬тегории "качество" в сфере материально-производственной практики. Здесь рассматривается проблема взаимосвязи качества как философ¬ской категории и качества как социально-технической категории. Эта проблема рассматривается в третьей главе. Анализу двух основных задач предпослано исследование в первой главе общих проблем, касающихся философского содержания категории "качество". Новизна и значимость результатов исследования. Настоящая ра¬бота — одна из первых в советской философской литературе моногра¬фических работ, посвященных специальному доследованию катего¬рии "качество". Она содержит следующие основные результаты: 1. На основе современных представлений дается критический очерк с элементами текстологического анализа основных этапов ста¬новления категории "качество" в истории домарксистской философии. 2. Устанавливается важное методологическое значение проблемы разграничения категориального и некатегориального значений поня¬тия "качество". Показывается, что определение категориального ста-туса этого понятия позволяет избежать смысловых искажений катего¬рии "качество" и возникновения различного рода псевдопроблем. 3. Подвергается критике феноменологическое понятие качества, характерное для представителей современного позитивизма. Доказы¬вается, что такое понятие пригодно лишь для фиксации результатов субъективной (чувственной или интуитивной) оценки явлений, но не может служить эквивалентом диалектической категории качества, от¬ражающей внутреннюю связь и взаимное опосредствование качества и количества. 4. Устанавливаются основные методологические требования к анализу связи категории "качество" с категориями "вещь", "свойст¬во", "отношение". Показывается, в частности, что качество необхо¬димо рассматривать в его отношении к целостной системе категорий "вещь-свойство-отношение", а не к каждой категории в отдельности. 5.. На основе широкого исследования определений категории "ка¬чество" в советской философской литературе предлагается уточнение определения этой категории. 6. Обосновывается положение о том, что диалектика познания качества и количества, будучи отражением объективной диалектики, не выделяет какую-либо из них в качестве предшествующей или по¬следующей ступени познания. Показывается, что для познания единой качественно-количественной определенности реальных объектов спра¬ведлив принцип раздвоения единого и познания противоречивых час¬тей его. 7. Принципиально новым в работе является то, что она раскры¬вает и обосновывает связь между философскими и научно-практичес¬кими проблемами качества в условиях современной научно-техничес¬кой революции, разрабатывает ряд элементов методологической базы науки о качестве продукции. 8. Представлена новая область исследования — проблема измере¬ния качества. С философско-методологических позиций обосновывает¬ся правомерность постановки этой проблеме, предлагаются выводы, которые могут быть использованы при разработке количественных ме¬тодов оценки качества. Показывается, что в связи с указанной про¬блемой поднимается на более высокий уровень проблема метризации знания. Обычно принято говорить о математизации современного на¬учного знания. Проникновение методов измерения в новые области познания и практики — не менее характерная черта науки нашего вре¬мени. Поэтому с полным правом можно говорить о метризации совре¬менного научного знания, которая оказывает революционизирующее влияние на многие области науки и практики. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем диалектики. Они найдут приме¬нение в учебном курсе марксистско-ленинской философии в вузах, а также в преподаваний научных основ управления качеством продукции. Результаты проведенной работы могут быть использованы при раз¬работке терминологических стандартов по управлению качеством про¬дукции, яри разработке научно-технической документации по оценке качества продукции, при совершенствовании общесоюзного классифи¬катора продукции.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Автореферат | автореферат кандидатской диссертации "Познавательные и практические функции категории "качество" | Avtoreferat1.doc | 151,5 КБ | 20 января 2018 |