Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задачНИР

Cognitive strategies of experts and novices in optimal and tense task solving conditions

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задач
Результаты этапа: В ходе выполнения проекта был 1) осуществлен концептуальный анализ научной литературы, позволяющий выявить основные направления исследований различий между экспертами и новичками в решении профессиональных задач и выдвинуть теоретические гипотезы о механизмах, стоящих за превосходством экспертов; 2) реализовано два эмпирических исследования (с участием 206 респондентов) сцелью проанализировать процесс экспертизы, и выявить разные критерии оценки достигнутых результатов и функциональных состояний в зависимости от уровня и качественных характеристик профессионального опыта; 3) проведено три лабораторных эксперимента (общее число испытуемых составило 97 человек) с использованием технологий регистрации движений глаз, целью которых было выявление когнитивных стратегий у экспертов и новичков; 4) проведено два квазиэкспериментальных исследования (с участием 177 испытуемых, среди которых были представитель разных профессиональных групп) для анализа процессов трансформации когнитивных стратегий у специалистов, обладающих разным профессиональным опытом, под влиянием возрастания эмоциональной напряженности; 5) проанализировано опосредующее влияние такой личностной характеристики как уровень осознанности на когнитивные стратегии у экспертов и новичков, для чего было проведено исследование с 74 специалистами; 6) опубликовано 12 печатных работ, среди которых 2 в журналах, индексируемых в международных базах цитирования, 1 статья в журнале списка ВАК, 7 статей в сборниках, индексируемых в РИНЦ, 2 тезисов докладов, сделанных на международных конференциях молодых ученых. Полученные данные представлены в докладах на ряде международных конференций, таких как 19th World Congress of Psychophysiology (Лукка), The XIX International Scientific Conference "Cognitive Modelling in Linguistics" (Тель-Авив), Восьмая международная конференция по когнитивной науке. Россия. Светлогорск. 18-21 октября 2018 года (Светлогорск), а также на VII Международной летней школе по культуре безопасности «Лидерство и управление для обеспечения безопасности. Культура для обеспечения безопасности» (Санкт-Петербург) и III Отраслевой научно-практической конференции "Психофизиологическое обеспечение профессиональной надежности персонала предприятий и организаций атомной отрасли" (ОАО "Росатом") (г. Москва).
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задач
Результаты этапа: Выполнение проекта в 2019 г. осуществлялось в трех направлениях, намеченных на первом этапе: во-первых, были проанализированы когнитивные стратегии, обеспечивающие превосходство экспертов в решении профессиональных задач; во-вторых, сравнивалась система представлений специалистов с разным профессиональным опытом об особенностях трудовой деятельности; в-третьих, были выявлены способы и стратегии, которые используют эксперты и новички для оценок и преодоления эмоционально напряженных ситуаций. Всего было проведено 7 оригинальных эмпирических исследований с участием 547 испытуемых. Три лабораторных эксперимента с использованием технологии регистрации движений глаз были проведены с целью описания когнитивной архитектуры решения профессиональных задач экспертами и новичками. В первом из них «эксперты» и «новички» в области химии должны были идентифицировать молекулу вещества, предъявленную на экране в виде трехмерной модели. Полученные данные продемонстрировали, что эксперты быстрее и с меньшим количеством ошибок справляются с заданием, превосходя новичков и в скорости когнитивной обработки, и в выборе оптимальной стратегии распределения когнитивных усилий. Богатый профессиональный опыт способствовал более легкому переходу между разными формами репрезентации химических знаний. Было также показано, что в решении задач эксперты опираются на ментальные репрезентации и системы хранящихся знаний, тогда как новички стараются найти решение в поступающей информации. Второе исследование было направлено на изучение влияния уровня иноязычной компетентности на стратегии решения задачи обнаружения и распознавания слов в зашумленном контексте. Эксперты добивались более высоких результатов. Кроме этого полученные данные подтвердили гипотезу о «редукции когнитивной обработки» в процессе становления опыта. Однако несмотря на сокращение времени, затрачиваемого на когнитивную обработку, эксперты оказывались более успешными при подключении глубокой семантической обработки, проявляющейся в более длительных фиксациях. В третьем эксперименте профессионалы в области информатики сравнивались с любителями при решении задач поиска графических элементов на веб-страницах. Эксперты справлялись с заданием быстрее. При этом было показано, что более успешными являлись те из них, кто использовал потенциал сознательного контроля над выполнением задачи даже при высокой степени автоматизации когнитивных навыков. В четвертом и пятом корреляционных эмпирических исследованиях было показано, что профессиональный опыт меняет ментальные представления о предмете трудовой деятельности и систему стратегий совладания со сложными ситуациями в профессиональной жизни. В шестом и седьмом квазиэкспериментальных исследованиях были выявлены механизмы реагирования экспертов и новичков на эмоциогенные ситуации. В частности, были продемонстрированы трансформации стратегий решения когнитивных задач в условиях возрастания эмоциональной напряженности, характерные для экспертов и новичков. Также было установлено взаимодействие фактора профессионального опыта с уровнем осознанности при оценках ситуаций, вызывающих негативные и позитивные эмоции. Полученные результаты представлены в 10 печатных работах, среди которых 4 – в журналах, индексируемых в международных базах цитирования, 6 –в сборниках, индексируемых в РИНЦ, а также в 10 докладах на российских и международных конференциях.
3 1 января 2020 г.-26 декабря 2020 г. Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задач.
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".