Онтогенез восприятия и категоризации эмоцийНИР

Источник финансирования НИР

грант РГНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2001 г.-31 декабря 2001 г. Онтогенез восприятия и категоризации эмоций
Результаты этапа: В 2001 году проведена организационно-методическая работа по подготовке процедуры компьютерного обследования школьников и способов анализа полученных данных. В результате согласованы организационные вопросы и начато обследования детей в помещении школы. Проанализировано и экспериментально апробировано несколько различных наборов стимульного материала (эмоциональные звуки и слова - обозначения эмоций). В результате выбран наиболее подходящий с точки зрения интерпретации данных и времени проведения опроса стимульный набор для массового обследования школьников. С данным набором стимулов проведен эксперимент на группе взрослых испытуемых (опрошено 10 человек в возрасте от 18 до 45 лет), полученные результаты подтвердили применимость предлагаемой четырехмерной сферической модели эмоций для данного набора звуковых и семантических стимулов. Разработан новый алгоритм и отлажена компьютерная программа анализа неполной матрицы оценок межстимульных различий методом метрического многомерного шкалирования. Это позволило существенно сократить количество необходимых оценок сравнения и, соответственно, время опроса испытуемых (более чем в два раза), не теряя при этом информацию о существенных особенностях восприятия и категоризации эмоций детьми. При работе с детьми младшего школьного возраста, для которых сама экспериментальная процедура многомерного шкалирования является весьма утомительной, сокращение времени опроса до 10-20 минут на одну серию и возможность уложить весь опрос ребенка в один урок являются критически важными для успеха всего исследования. В 2001 году также проведены первые опросы школьников: по серии "восприятие эмоций" опрошено 10 школьников (5 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 7 до 12 лет, в том числе 3 ребенка 2-го класса, 2 - 3-го класса, 2 - 5-го класса и 1 - 6-го класса); по серии "категоризация эмоций" опрошено 12 школьников (6 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 7 до 12 лет, в том числе 5 школьников 2-го класса, 2 - 3-го, 2 - 5-го и 2 - 6-го). Обнаружено, что детям младшего возраста было легче выпонять задание на восприятие эмоций и не все слова, обозначающие эмоции, им были одинаково хорошо понятны. Детям же более старшего возраста задание по сопоставлению эмоециональных категорий представлялось наоборот более легким, чем понимание и сопоставление эмоций, проявляющихся в звучащем слове. В целом оценки детей как в серии "восприятие эмоций", так и в серии "категоризация эмоций" оказались в достаточной степени различными, однако степень этого различия была примерно такой же как в группе взрослых испытуемых. Предварительный факторный анализ совместных данных детей и взрослых показал, что способ восприятия и категоризации эмоций некоторыми детьми очень близок к таковому у взрослых. Однако сделать какие-то более определенные выводы о характере различающихся способов восприятия или категоризации детьми разного возраста и взрослыми на данном ограниченном материале пока не представляется возможным. Необходимо экспериментально опросить значительно большее количество детей и взрослых, чтобы сделать выводы о типах индивидуальных различий и проявлении исследуемых возрастных изменений. Необходимо также провести тщательный анализ качественных особенностей полученных перцептивных и семантических пространств.
2 1 января 2002 г.-31 декабря 2002 г. Онтогенез восприятия и категоризации эмоций
Результаты этапа: В 2002 году проведена работа по сбору и анализу данных в индивидуальных экспериментах со школьниками. С каждым школьником, кроме предварительного обучения, проводилось по 2 серии основного эксперимента - серия "восприятие эмоций" и серия "категоризация эмоций". Всего к настоящему времени обработано 27 полных протоколов обследований детей в возрасте от 6 (первый класс) до 14 (девятый класс) лет, в расчете по 3-4 человека каждого возраста при почти равном количестве мальчиков и девочек в группах. Анализ полученных данных проводился по всем пунктам заявленного плана. В результате удалось экспериментально показать, что способ непосредственной эмоциональной ориентировки учащихся разных возрастов практически одинаков и совпадает с таковым для взрослых. Это доказывается факторным анализом "точек зрения" всех опрошенных испытуемых (и детей, и ранее опрошенных взрослых), показавшем отсутствие возрастных различий в системе полученных оценок эмоциональных речевых образцов (достоверность проверялась также и по t-критерию Стьюдента, наклон линии регрессии в возрастной динамике меньше 0.002). Характер непосредственной эмоциональной ориентировки детей, таким образом, может быть описан четырехмерной сферической моделью эмоций, что подтверждается как индивидуальными данными по всем возрастам, так и усредненными по всей группе испытуемых результатами. При анализе результатов шкалирования эмоциональных категорий обнаружилась более сложная картина. Достаточно большой процент детей, даже старших классов, как показал анализ полученных матриц, испытывали определенные трудности при работе с понятиями. Разброс оценок оказался очень значительным в связи с большим числом случайных оценок. Обнаружилось, что не все слова, обозначающие эмоциональные состояния, одинаково хорошо понятны детям. В связи этим было предпринято дополнительное, контрольное обследование. Детям предлагалось заполнить опросный лист, в котором требовалось оценить степень понимания каждого из 30 слов - эмоций. Были опрошены не только дети, принимавшие участие в индивидуальных экспериментах, но и другие дети соответствующих классов - всего получено 7 возрастных срезов по 25-40 учащихся в каждом. Обнаружилось, что пункт "только слышал такое слово" отметили достаточно много детей (хотя бы какое-нибудь из 30 слов не знали от 5 до 35 % детей младших классов и даже порядка 10 % детей старших классов). Особенно это касается слов "презрение" и "смирение", которые вызывали затруднения у 80% детей младших классов и 20% детей 7-8 классов. В связи с этим необходимо провести более тщательный анализ полученных результатов и строить индивидуальные семантические пространства с учетом "непонимания" определенных слов. Это затрудняет также прямое сопоставление семантического и персептивного эмоциональных пространств. При этом, однако, открывается возможность исследовать характер отклонения плохо понимаемых слов. Проведенное сопоставление групповых моделей (в которых теряется информация о возрастных различиях), показало принципиальное сходство вербальных (категориальных) и непосредственно воспринимаемых эмоциональных моделей. Это позволяет построить единую модель эмоций, в которой, возможно, и удастся проследить возрастную специфику при взаимодействии вербального и непосредственного способов эмоциональной ориентировки.
3 1 января 2003 г.-31 декабря 2003 г. Онтогенез восприятия и категоризации эмоций
Результаты этапа: В 2003 году проведена работа по сбору экспериментальных данных и детальному анализу результатов индивидуальных экспериментах со школьниками разных возрастов. Проанализированы итоги выборочного повторного обследования школьников. Подготовлены материалы и разработана схема ориентировочной основы действий по распознаванию и вербальному обозначению эмоций. Разработана программа формирования и тренинга ряда понятий, описывающих эмоции. В результате анализа всего массива полученных данных построена универсальная четырехмерная сферическая модель эмоций и экспериментально показано, что способ непосредственной эмоциональной ориентировки учащихся разных возрастов практически одинаков и совпадает с таковым для взрослых. Это подтверждается как индивидуальными данными по всем возрастам, так и усредненными по всей группе испытуемых результатами. При анализе результатов шкалирования эмоциональных категорий, а также данных по определению степени понимания слов, обозначающих эмоции, обнаружилась более сложная картина. При стихийном формировании далеко не все понятия, описывающие эмоции в одинаковой степени осваиваются детьми. По динамике и характеру усвоения выделено четыре набора таких понятий. По результатам лонгитюдного исследования (при повторных обследованиях) выявлено, что усвоение ряда понятий, описывающих эмоциональные состояния, без специального обучения происходит очень медленно, обнаруживаются факты регресса, когда понятия, ранее уже достаточно хорошо знакомые, начинают переосмысляться и школьники теряют уверенность в том, что хорошо их понимают. Особые затруднения вызывает задача по вербальному описанию (обозначению) непосредственно воспринимаемой по речевой интонации эмоции. Таким образом, необходимо проведение специального обучения (тренинга) по распознаванию и обозначению эмоций. Построенная модель позволила объективизировать и сопоставить содержание понятий, описывающих эмоции со звуковыми образцами, используемыми в ходе непосредственной эмоциональной ориентировки. На основе полученной схемы ориентировочной основы разработана программа формирования (тренинга) умения распознавать и правильно обозначать эмоции.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".