Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функцийНИР

Cognitive neuropsychology, rehabilitation and correction of higher mental functions

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: В 2015 году в двух зарубежных публикациях и курсах лекций (Польша, Литва) были освещены вопросы Лурьевской классификации афазий, синдромного анализа, методов диагностики и коррекции школы Выготского-Лурии, а также биография А.Р. Лурии. Начата оцифровка архива А.Р. Лурии, издан сделанный Лурией конспект доклада Выготского «О сознании» (исп. – Т. Ахутина). Анализ процессов регуляции активации у младших школьников позволил показать различную динамику двух вариантов их дефицита: с преобладанием гиперактивности или утомляемости и низкого темпа когнитивных процессов. Опубликована 1 статья на англ. языке (Ахутина, Матвеева, Корнеев), и защищена канд. дисс. А.Р.Агрис (рук. Ахутина). Апробация новых методов компьютерной нейропсихологической диагностики состояния ВПФ у младших школьников показала, что методы позволяют достаточно точно оценивать состояние функций III блока у детей (исп. Матвеева, Корнеев, Пылаева). Исследование графомоторных навыков как базовых компонентов письма у учеников 1 и 3 классов с помощью традиционных нейропсихологических и новых компьютерных проб позволило проследить процессы автоматизации графомоторного навыка в норме и описать специфические сложности осуществления графомоторной деятельности у детей с трудностями обучения. Опубликованы 2 статьи (исп. А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина). Продолжено исследование письма у двуязычных детей-билингвов, прослежена динамика развития навыка от второго к третьему классу, проведен анализ чтения у русско-финских билингвов (2 статьи и 1 доклад на конференции в Дании - исп. Корнеев). Подготовлено к печати пособие по нейропсихологической диагностике в дошкольном возрасте. В нем подробно изложены используемые методы практической диагностической и коррекционной работы, включены описания игр и упражнений, конкретные рекомендации специалистам и родителям (исп. Ж.М. Глозман). Подготовлен и издан специальный международный выпуск по детской нейропсихологии журнала Open Behavioral Research Journal (Developmental Neuropsychology: Learning Disabilities Assessment and Remediation). В нем опубликовано 2 статьи по развитию ВПФ в детском возрасте (исп. Ж.М. Глозман). Проведено исследование возрастных особенностей наглядно-образного мышления младших школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). У детей с РАС показана дефицитарность процессов переработки и усвоения зрительного материала вне зависимости от его типа. Опубликована 1 статья (исп. М.Ю. Максименко). Исследование ориентировочной деятельности при СДВГ с помощью метода записи движений глаз позволило уточнить психофизиологические механизмы когнитивных и регуляторных дефектов у детей с трудностями обучения. Оно открывает использования этого метода в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания. Опубликована статья (исп. Глозман). Проведено исследование нейропсихологических механизмов нарушений категоризации при паркинсонизме. Показано, что нарушение этого процесса выражается у больных в сниженном индексе семантизации при актуализации слов, замене категориальных связей ситуативными, в отсутствии статистического различия в латентных периодах моторных реакций при сравнении двух категорий стимулов Опубликована 1 статья (исп. Ж.М. Глозман). Проводилось исследование структуры рабочей памяти на материале серийных пространственных движений. Показано, что внутренняя репрезентация последовательности имеет специфику и преобразуется по-разному в зависимости от характера исходной воспринимаемой информации. Опубликована 1 статья (исп. Корнеев). Проведено исследование наглядно-образного мышления у больных с распадом "регулирующей функции речи" и грубым персевераторным синдромом. Показано, что при замене речевой инструкции на безречевую, больные с устойчивыми персеверациями при рисовании простых геометрических фигур начинали рисовать их активно и целенаправленно. Подготовлена и сдана в печать 1 статья (исп. О.А. Гончаров). Прочитан ряд докладов и публичных лекций о связи Казанской лингвистической школы (И.А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский) и подхода к афазии А.Р. Лурии. Подготовлен и апробирован учебный курс по афазиологии для нейропсихологов и лингвистов (исп. Т.В. Ахутина). Проведена апробация методики RAN/RAS (быстрое автоматизированное называние) у учащихся 1 класса, показано, что она является эффективным индикатором не только нейрокогнитивных проблем переработки информации, но и слабости процессов поддержания активности мозга. Опубликованы 2 статьи (исп. Ахутина, Корнеев).
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: Проведен теоретический анализ вклада концепций Л.С. Выготского в развитие прикладной нейропсихологии и роль клинической практики для формирования основных теоретических положений, разработанных Л.С. Выготским. Показано взаимообогащение теоретических и прикладных областей психологии идеями, методами и фактами. Анализ нарушений психического функционирования невозможен без системного подхода к выявляемым фактам. Показано, что медицинская психология формировала в первую очередь принцип системности в психологической науке. По результатам анализа опубликована статья (исп. Ж.М. Глозман) Проводилась работа по оцифровке и каталогизации, выделению ключевых слов и аннотированию материалов архива А.Р. Лурия, хранящегося на факультете психологии. На основании материалов архива осуществлен анализ развития методов исследования афазии в работах А.Р. Лурия. Опубликовано двое тезисов и сделано два доклада на конференции (исп. – Т.В. Ахутина) В рамках внедрения в научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность нейропсихологов идей Выготского-Лурия осуществлялась теоретическая и методическая работа по их использованию в разработке методов коррекционного обучения. Сделано 2 доклада (исп. – Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) Продолжалась работа по оптимизации количественной оценки нейропсихологического обследования детей 7-9 лет. Обработаны данные, собранные за последние 5 лет, составлены нормативы выполнения нейропсихологических проб первоклассниками. Результаты проделанной работы отражены в коллективной монографии, посвященной нейропсихологическому обследованию детей младшего школьного возраста. В ней подробно изложена методика проведения обследования, методы качественной и количественной обработки получаемых в нем результатов, новых компьютерных методов нейропсихологической диагностики и другое. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Разработаны и апробированы компьютерные методики, направленные на оценку развития регуляторных функций, особенности переработки слуховой информации и зрительно-пространственной информации у детей младшего школьного возраста. С их помощью набраны данные на выборке первоклассников и второклассников, успешно усваивающих общеобразовательную программу. Проведена первичная обработка полученных результатов, готовится публикация по результатам. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Продолжено исследование механизмов синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей разного возраста. С помощью широкого набора нейропсихологических и психофизиологических методик проанализирована качественная специфика трудностей произвольной регуляции и их связь с механизмами школьной неуспешности. Создана и начата апробация компьютерной программы использовании метода движений глаз в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания и улучшения ориентировочной деятельности у детей. По результатам исследований опубликована научная статья и сделан доклад на международной конференции (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжено изучение понятия «Социальный мозг» в его взаимосвязи с проблемами социального познания и социального поведения, личности и коммуникации больных. Рассмотрены социальные характеристики раннего развития ребенка, взаимодействие морфо- и функциогенеза в его развитии и негативные последствия социальной депривации на развитие мозга ребенка. Культурно-исторический подход в нейропсихологии означает, в первую очередь, перенос акцентов в изучении социального мозга с проблем локализации на вопросы социальной и культурной детерминации мозговых функций человека (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжен анализ набранных ранее данных об особенностях навыка письма у детей-билингвов. Показано влияние возраста и сложности задний на письмо на двух языках, получены данные о снижении различий в письме на разных языках по мере освоения навыка письма. По итогам этого цикла исследований подготовлена и глава в коллективной монографии, которая принята к печати в международном научном издательстве «Routledge Publishing House». Также по данной теме были опубликованы тезисы и сделан доклад на международном симпозиуме. (исп. – А.А. Корнеев) Для нейропсихологического исследования процессов усвоения информации из окружающего мира разработана методика изучения представлений школьников об окружающем мире через завершение различных предложений. Вторая часть методики включает оценку зрительного восприятия частотных явлений окружающего мира и формирование речевого высказывания относительно их понимания. Исследование, проводившееся на детях с нарушениями развития, показало, что у школьников с резидуально-органическим поражением ЦНС имеются трудности, прежде всего, относящиеся к речевой деятельности, уменьшающиеся с возрастом, а дети с расстройствами аутистического спектра чаще демонстрируют дефицитарность зрительного восприятия, не позволяющие полноценно воспринимать представленные события в сюжетных картинках (исп. – М.Ю. Максименко). Было продолжено исследование рабочей памяти у детей и взрослых. Набраны новые данные о запоминании последовательностей, заданных зрительным образцом, детьми подросткового возраста (14 лет). Показано, что в подростковом возрасте временные и качественные характеристики воспроизведения двигательных последовательностей могут временно снижаться. Также проведено две серии экспериментов для выявления особенностей запоминания последовательностей в зависимости от способа их предъявления и задачи испытуемого у взрослых. Результаты экспериментов позволяют предположить, что характер репрезентации серийной информации и ее преобразования в рабочей памяти могут зависеть от задачи, стоящей перед испытуемыми (задачи воспроизведения и задачи распознавания серии зрительно-пространственных объектов). По полученным данным защищена дипломная работа, опубликована статья (в журнале из списков WoS и Scopus), ещё одна статья находится в печати (в журнале из списка RSCI). (исп. – А.А. Корнеев) Написана рецензия на сборник по современной когнитивной лингвистике, подводящий итоги современного этапа развития лингвистики (исп. – Т.В. Ахутина). На основании нейропсихологических исследований разработано представление о регуляторных механизмах речи и мышления. При этом утверждается, что эти механизмы связаны не только с левым полушарием, но и в значительной мере представлены мозговыми системами правого полушария. Разбирается роль полюсных отделов левой лобной доли в организации психической активности, направленной на длительное удержание намерения выполнять речевые программы; роль префронтальных отделов левого полушария в процессах речевого целеобразования; роль заднелобных отделов в организации операций линейной организации речевого высказывания и др. По результатам работы подготовлена к печати научная статья (исп. О.А. Гончаров). Проведена работа по анализу эмпирических данных о понимании логико-грамматических конструкций детьми младшего школьного возраста в норме и при нарушениях речевых функций. Показано, что на понимание ЛГК влияет состояние как функций программирования и контроля и серийной организации, так и функций переработки зрительно-пространственной информации. По результатам работы опубликована статья, защищена кандидатская диссертация (исп. Т.В. Ахутина, А.И. Статников, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева).
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: 1. Разработка новых компьютеризированных методов диагностики состояния ВПФ у детей младшего школьного возраста. Создана и апробирована батарея компьютеризированных методик нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста. Батарея позволяет оценить состояние функций произвольной регуляции деятельности, переработки слуховой, и зрительно-пространственной информации, функции регуляции активности. Апробация показала чувствительность созданного набора методик к возрастным изменениям, согласованность получаемых с ее помощью результатов и результатов «традиционного» нейропсихологического обследования. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) 2. Разработка методов нейропсихологического обследования дошкольников. Проведена работа по адаптации Луриевских методов нейропсихологического обследования детей и взрослых, говорящих на португальском языке. Изданы на португальском языке диагностический альбом и теоретическое пособие. (исп. – Ж.М. Глохман) Разработаны и апробированы методы диагностики состояния регуляторных функций у дошкольников с помощью игры. Полученные данные свидетельствуют о том, что выбранные игровые методы являются валидным инструментом, позволяющим оценить степень сформированности функций программирования и контроля. (исп. – Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) 3. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. Организован и проведен V Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия. Этот Конгресс стал самым масштабным среди всех Луриевских конгрессов: по количеству и географии участников (более 20 стран); по количеству организаций, принимавших участие в подготовке и проведении Конгресса; по разнообразию форм работы; по широте обсуждаемой проблематики. (исп. – Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман) 4. Оцифровка и систематизация факультетского архива А.Р. Лурии. Окончены систематизация, сканирование и аннотирование архива А.Р. Лурия. Отсканированы 256 статей, 257 протоколов обследования пациентов, 21 текст докладов, 24 заметки и черновика, рукописи 5 книг. Также создан рабочий прототип информационной системы, позволяющий осуществлять навигацию и поиск по архиву. На основе изучения документов, подготовлена и сдана в печать статья о ранних этапах изучения А.Р. Лурией семантической (теменной) афазии по материалам незавершенной монографии А.Р. Лурии. (исп. – Т.В. Ахутина) 5. Нейропсихологический анализ мозговых основ внутренней речи и мышления. Представлены и описаны две методики, сфокусированные на исследовании состояния наглядно-образной познавательной активности при поражении правой лобной доли. Показана их диагностическая эффективность в выявлении снижения наглядно-образной познавательной активности больных и в случаях значительного поражения префронтальной области правой лобной доли и в случае легкой дисфункции этой зоны мозга. (исп. – О.А. Гончаров) 6. Исследование структуры рабочей памяти на материале серийных движений у детей и взрослых. Проведен эксперимент, направленный на исследование особенностей удержания серийной информации в рабочей памяти у детей и взрослых. Показано что у детей при увеличении времени задержки ответа растет число ошибок, которые могут быть вызваны падением четкости репрезентации. Ошибки, связанные с моторным организацией последовательности движений, не меняются с увеличением задержки двигательного ответа. В целом, можно предположить, что преобразование репрезентации последовательности в рабочей памяти приводит к снижению четкости репрезентации у детей в отличие от взрослых. (исп. – А.А. Корнеев) 7. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза; Разработан коррекционный курс, направленный на развитие когнитивных процессов у детей с трудностями в обучении, обусловленными отставанием в развитии различных компонентов ВПФ. Он позволяет проводить целенаправленную работу над теми конкретными звеньями высших психических функций у детей, формирование которых обеспечивает полноценное усвоение учебного материала. (исп. – М.Ю. Максименко) Теоретическая и практическая разработка методов нейропсихологической реабилитации. Проведен теоретический анализ понятия «реабилитация» и связанных с ним понятий, рассмотрены два основных подхода к реабилитации – функциональный и социальный, также проанализировано понятие когнитивной реабилитации. Проведена исследовательская работа по современным методам реабилитации больных с нарушением мозгового кровообращения с использованием биологической обратной связи. Результаты применения тренажера с кинестетической обратной связью в комплексной реабилитации больных после инсульта позволяют говорить о положительной динамике восстановления двигательной функции руки, увеличении повседневной активности пациентов. (исп. – М.С. Ковязина)
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: Написана и опубликована статья, посвященная анализу теоретических основ нейропсихологии, заложенных Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. Анализ проводится с точки зрения такого критерия различения типов рациональности, как особенности системной организации исследуемых объектов. В статье описываются основные вехи развития взглядов ученых и выделяются в их подходе признаки постнеклассической рациональности. Анализ предваряется кратким обзором истории развития представлений о сущности, локализации и соотношении друг с другом различных психических функций на этапах классической и неклассической науки Выход: 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. Закончен анализ материалов V Международного Конгресса памяти Лурия, Екатеринбург 2017 (победитель конкурса Золотая психея 2018 в номинации «Событие года в жизни сообщества»). Выход – коллективная монография на англ. языке в издательстве KNE Life Sciences (база WoS), 992 с., опубликованы глава в этой монографии и статья в Психологическом журнале (база Scopus и WoS). Исп. – Глозман Ж.М. Проведен анализ феномена «двойной исключительности» и значение идей Л.С. Выготского и А.Р. Лурия для его изучения. Исследование выполнено на материале формирования навыка письма младших школьников с разными вариантами развития психических функций, выделенными на основе нейропсихологических характеристик. Выявлена зависимость показателей письма и их динамики от силы и слабости компонентов, входящих в функциональную систему письма испытуемых. Выход - одна научная статья (в издательстве из списка WoS). Исп. – Корнеев А.А.) Закончен анализ материалов экспедиции по культурно-исторической нейропсихологии в отдаленных районах Камчатки. Выход - 2 статьи в журналах (обе из базы Scopus), 2 устных доклада на 29-й Международном конгрессе и на Международном телемосте. Исп. – Глозман Ж.М. 2. Разработка методов нейропсихологического обследования Продолжалась разработка и апробация методы диагностики состояния высших психических функций у дошкольников с помощью игры. В 2018 году были разработаны и апробированы методы игровой групповой диагностики функций переработки зрительно-пространственной информации и регуляторных функций у дошкольников 5—6 лет, а также производилась проверка чувствительности апробируемых методов к возрастным изменениям и их возможностей к прогнозированию трудностей обучения. В работе приняли участие студенты факультета психологии МГУ Д.М. Хакимова и Д.Д. Сумина. Выход - 2 курсовые работы. Исп. – Ахутина Т.В. Продолжена разработка и апробация батареи компьютеризированного нейропсихологического обследования. В текущем году в батарею включено 2 новых теста и в настоящее время она включает 10 тестов, направленных на оценку состояния управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации, а также функций регуляции активности. Апробация батареи позволила показать валидность и чувствительность создаваемых методик. Выход - доклад на российской и доклад на международной конференции, 2 статьи и 2 тезисов. Исп. – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Продолжена работа по созданию батареи заданий, направленных на оценку познавательных функций у дошкольников. Подготовлен к апробации дидактический материал для тестирования, которое будет проводиться в нескольких регионах РФ. Выход – доклад на семинаре «Региональные модели развивающей оценки качества дошкольного образования в Российской Федерации». Исп. – Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Совместно с казанскими коллегами продолжалась разработка новых методов экспресс-оценки состояния ВПФ детей (в том числе детей с выраженными отклонениями развития) для использования в условиях неврологического стационара. Выход - 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. Продолжалось исследование особенностей письма у типично развивающихся младших школьников и учащихся с дисграфией. Выход - 4 доклада: три на российских и один доклад - на международной конференции, 1 статья и 1 тезисы. Исп. – Т.В. Ахутина). Продолжено исследование механизмов чтения у младших школьников. Оно проводилось с использованием метода регистрации движений глаз, методики чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием и нейропсихологического исследования детей. За этот год набраны данные и проведен первичный анализ состояния навыка и движений глаз при чтении у учащихся третьего класса. Выход - статья на английском языке (в журнале из списка Scopus), 2 тезисов (одни – в журнале из списка top-25), 3 доклада на международных конференциях. Исп. – Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В. Проведен нейролингвистический анализ понимания и порождения речи. Первое исследование в рамках этого направления посвящено возрастным и индивидуально-типологическим особенностям построения связной речи у детей 6-8 лет. Второе было направлено на изучение понимания логико-грамматических конструкций (ЛГК) учениками 1-3 классов. Было проведено сопоставительное исследование понимания и порождения речи у учащихся 2 и 3 классов, которое показало наличие как общих тенденций, так и вариативность в развитии понимания и построения грамматических конструкций. грамматических конструкций. Выход - 1 доклад на международной конференции и 2 подготовленные к печати статьи. Исп. – Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А. Продолжен анализ набранных ранее данных об особенностях навыка письма у детей-билингвов. По результатам опубликована статья о развитии навыка письма у детей-билингвов глава в коллективной монографии, вышедшей в международном научном издательстве «Routledge Publishing House» (проиндексировано системой Scopus). Исп. – Корнеев А.А. 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза Проведена работа по разработке и апробации методов развития и коррекции ВПФ у детей младшего школьного возраста. Также идет разработка аналогичного пособия для педагогов 4 классов, подготовлены отдельные задания и идет их апробация совместно с учителями первых классов. Выход: разработано, апробировано и сдано в печать учебно-методическое пособие для педагогов 1-ых классов для серии «Нейропсихолог – школе». Исп. – Пылаева Н.М. Разрабатываются и апробируются индивидуально-ориентированные методы развития и коррекции ВПФ, готовится статья по оценке эффективности нейропсихологической помощи в школе. Исп. – Пылаева Н.М. Продолжены исследование биологических и социальных факторов трудностей обучения в школе и разработка адекватных методов когнитивной нейрореабилитации. В частности, начато исследование влияния разных типов кросс-латеральности на когнитивные функции при органической и функциональной патологии ВПФ .Выход: 5 статей и одна глава в коллективной монографии (2 из них в базе Scopus и WoS, из них 1 в Top-25 и 3 в базе РИНЦ), принята к защите 1 канд. диссертация, сделаны 1 пленарный и 5 секционных докладов на международных конференциях. Исп. – Глозман Ж.М. 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. Продолжено исследование рабочей памяти у взрослых. Проведен сравнительный анализ двигательного воспроизведения последовательностей, предъявляемых как пространственная конфигурация или как набор направлений движений, из которого исключена пространственная составляющая. Полученные результаты позволяют утверждать, что для репрезентаций последовательностей, заданных динамическим образцом, наличие информации о пространственном соотнесение элементов траектории оказывается важно и, следовательно, при наличии пространственной информации о соотнесении элементов серийного движения, запоминается, скорее, целостный образ траектории, а не последовательность отдельных элементов. Выход – 1 научная статья. Исп. Корнеев А.А.
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: 1. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. Написана и опубликована в журнале Archives of Clinical Neuropsychology статья Ю.В. Микадзе, А. Ардилла и Т.В. Ахутиной, посвященная анализу теоретических основ нейропсихологической диагностики и реабилитации, разработанных А. Р. Лурией. Сдана в журнал Psychology in Russia статья тех же авторов «A.R. Luria’s contribution to the study of the brain organization of language» (Вклад А.Р. Лурии в изучение мозговой организации речи). Обе статьи направлены на зарубежную аудиторию и ставят своей целью сопоставление подходов Выготского и Лурии к нейропсихологии и нейролингвистике с современными концепциями и распространение идей культурно-исторической школы психологии в нейропсихологии. Выход – 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. Продолжена работа по истории отечественной психологии, в частности анализ жизненного и научного пути Е.Д. Хомской и Л.Ф. Обуховой. Выход – 1 статья в журнале (база РИНЦ) и 1 статья в сборнике, сделаны 1 пленарный и 1 устный доклад на конференциях. Исп. – Глозман Ж.М. 2. Разработка методов нейропсихологического обследования В 2019 году продолжена разработка и апробация батареи компьютеризированного нейропсихологического обследования. В текущем году шла апробация батарея тестов, направленных на оценку состояния управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации, а также функций регуляции активности. Апробация батареи позволила показать валидность компьютеризированных методик (при сравнении с традиционным нейропсихологическим исследованием) и их чувствительность к возрастным изменениям. Проведена работа по компьютеризации подсчета интегральных показателей состояния функций на основе проб батареи. Их валидность и чувствительность проверялась на выборке, в которую входили 103 старших дошкольника и 96 первоклассников (по этим материалам сдана статья на английском языке). Выход – 2 статьи, 2 тезисов и 2 доклада: один на российской и один доклад на международной конференции. Выход – опубликованы две статьи и двое тезисов. Исп. – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Продолжалась разработка и апробация методы диагностики состояния высших психических функций у дошкольников с помощью игры. В 2019 году были разработаны и апробированы методы игровой групповой диагностики функций переработки зрительно-пространственной информации и регуляторных функций у дошкольников 5—6 лет, а также производилась проверка чувствительности апробируемых методов к возрастным изменениям и их надежности в прогнозировании трудностей обучения. В работе приняли участие студенты факультета психологии МГУ Д.М. Хакимова и Д.Д. Сумина. Успешно защищены 2 дипломные работы. Всего по данному направлению работы сделаны 4 доклада: три на российских и один доклад - на международной конференции. Выход – 1 статья и 1 тезисы. Исп. – Ахутина Т.В. Совместно с казанскими коллегами Е.А. Горобец и Р.Г. Гамировой продолжалась апробация новых методов экспресс-оценки состояния ВПФ детей (в том числе детей с выраженными отклонениями развития) для использования в условиях неврологического стационара. Разработанные в лаборатории параметры работы энергетического блока были успешно применены при оценке динамики функций под влиянием фармако-препаратов. Выход – 2 тезисов на международных конференциях. Исп. – Ахутина Т.В. На XVI Европейском психологическом конгрессе, состоявшемся в Москве 2-5 июля, был сделан доклад о подходе Л.С. Выготского – А.Р. Лурии к помощи детям с трудностями обучения. Он был представлен на организованной Т.В. Ахутиной секции, посвященной культурно-историческому подходу к помощи детям с особыми образовательными потребностями. На ней выступили психологи из Мексики (2 доклада) и Бразилии. Выход – 1 статья, организована секция на международной конференции. Исп. – Ахутина Т.В. 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. Продолжена работа по нейропсихологическому анализу особенностей навыка чтения у детей младшего школьного возраста. Сопоставление особенностей чтения регулярных и нерегулярных слов разной частотности учащимися третьего класса дало возможность выделить группы с разным уровнем и качеством развития навыка чения. Сопоставление полученных данных с результатами нейропсихологического обследования и с литературными источниками позволило выявить, что дети с хорошим состоянием навыка в большей степени задействуют лексическую стратегию, а дети с относительно слабым развитием навыка чтения используют более сохранную у них сублексическую стратегию. При этом отдельно проведенный анализ межиндивидуальных различий слабых детей показал, что возможна большая вариативность особенностей глазодвигательной активности при сопоставимом уровне навыка чтения регулярных и нерегулярных слов. Выход – 1 научная статья опубликована, ещё одна находится на стадии рецензирования, 1 доклад на международной конференции, 1 доклад на всероссийской конференции. Исп. – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Также была продолжена работа по исследованию особенностей понимания логико-грамматических конструкций (ЛГК) детьми младшего школьного возраста. Проведен обобщающий анализ накопленных данных о соотношении нейропсихологических показателей и навыков чтения у детей с разными стратегиями понимания ЛГК в 1, 2 и 3 классах начальной школы. Исследование обнаружило общую тенденцию к соответствию нейропсихологического статуса, школьной успеваемости, успешности понимания ГК и построения рассказов. Выход – 1 научная статья. Исп. - – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Шла работа по изучению особенностей письма у типично развивающихся младших школьников и учащихся с дисграфией. Для взаимодействия с учителями и логопедами был предложен доступный метод анализа ошибок: разделение ошибок на те, которые можно однозначно интерпретировать (например, персеверации, полевое поведение или симптом левостороннего игнорирования) и те, для интерпретации которых необходим анализ контекста. По инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией был проведен Всероссийский опрос населения и профессиональной аудитории об их информированности о проблемах дислексии и дисграфии. Результаты опроса свидетельствуют о недостаточной осведомленности населения и работников школы о сути проблем и возможных путях помощи. Выход – отчёт в Министерство просвещения РФ, 3 доклада на конференциях, 2 статьи. Исп. – Ахутина Т.В. 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза Продолжены исследование биологических и социальных факторов трудностей обучения в школе и разработка адекватных методов когнитивной нейрореабилитации и профилактики трудностей обучения в школе. В частности, разработана батарея методов для нейропсихологического обследования дошкольников от 2-х до 6 лет и опубликовано учебное пособие из 3-х частей: альбом, руководство по применению тестов и дифференцированные по возрасту протоколы исследования. Продолжено исследование влияния разных типов кросс-латеральности на когнитивные функции при органической и функциональной патологии ВПФ. Выход – учебное пособие, 1 статья в журнале (база РИНЦ) и глава в коллективной монографии на португальском языке, 2 тезисов докладов. Сданы статьи в журналы Psychology in Russia и Procedia (база Scopus), сделаны 2 пленарных и 3 секционных доклада на международных конференциях. Успешно защищена 1 кандидатская диссертация. Исп. – Ж.М. Глозман. Закончена работа над учебно-методическим пособием Пылаевой Н. М., Гуляевой М. А., Ахутиной Т. В., Хотылевой Т.Ю. «Внимание! Разминка!» Пособие для уроков математики в 1-ых классах. Серия «Нейропсихолог – школе». Оно опубликовано в 2019 г. в издательстве «В. Секачев». Заканчивается разработка аналогичного пособия для уроков в 4 классах, подготовлены практически все задания и идет их апробация совместно с учителями четвертых классов гимназии № 1540. Исп. – Пылаева Н.М. Совместно со студентами 6 курса, проходящими супервизию по нейропсихологическим методам диагностики и коррекции ВПФ у младших школьников в гимназии № 1540, разрабатываются и апробируются индивидуально-ориентированные методы развития и коррекции ВПФ. Совместно с М. А. Гуляевой и Е. Ю. Матвеевой готовится статья по оценке эффективности нейропсихологической помощи в школе. Исп. – Пылаева Н.М. В издательстве Теревинф готовится переиздание книги Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной «Школа внимания». Для этого издания часть заданий и рисунков были модифицированы. Исп. – Пылаева Н.М. Ахутина Т.В. 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. В 2019 году проведен обобщающий анализ накопленных данных об особенностях функционирования рабочей памяти у детей предподросткового возраста, подростков и взрослых. Описаны результаты исследования двигательного воспроизведения серийных последовательностей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по мере взросления и созревания функций, обеспечивающих рабочую память, точность воспроизведения увеличивается, говорит об улучшении качества репрезентаций последовательности в рабочей памяти и повышении подробности планирования предстоящего серийного действия. Выход – подготовленная глава для коллективной монографии, посвященный нейрокогнитивным исследованиям подросткового возраста. Исп. – Корнеев А.А. Проведено исследование проблемы успешного старения (совместно с докторанткой В.А. Наумовой), в частности проблемы позитивного одиночества и творческой активности. Выход – 1 статья в сборнике, сделаны 1 пленарный и 1 устный доклады на международных конференциях, 2 тезисов. Сдана статья в Сибирский психологический журнал (база Scopus). Исп. – Ж.М. Глозман.
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: 1. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. Подготовлены и опубликованы 2 части написанной на английском языке статьи «Luria in Kisegach» (объем свыше 60 стр.), третья часть сдана в печать. Статья посвящена работе А.Р. Лурии в госпитале в Кисегаче, в ней публикуется уникальная рукопись из архива А.Р. Лурии: «Рабочий дневник. Кисегач, 1942–1943». В комментариях подробно говорится не только о работе и условиях жизни Лурии в Кисегаче, но о его сотрудниках: Б. В. Зейгарник, А.В. Запорожце, С. Я. Рубинштейн, Э.С. Бейн, О.П. Кауфман, Т.О. Гиневской. Текст снабжен многочисленными иллюстрациями (исп. – Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева). На круглом столе «Психологи в годы ВОВ», организованном факультетом психологии МГУ и президиумом РАО, был сделан доклад «Развитие нейропсихологической школы советской психологии в годы ВОВ» (исп. Т.В. Ахутина). Завершены и опубликованы в журнале из базы RSCI Web of science на русском и английском языках варианты статьи «Вклад А.Р. Лурии в изучение мозговой организации языка», посвященной пониманию А.Р. Лурией механизмов речевых нарушений и восприятию его идей в современной науке (исп. Т.В. Ахутина). Создан новый международный журнал на английском языке Lurian Journal, в редакционную коллегию которого вошли известные психологи из 11 стран. Вышли 2 номера журнала, и заканчивается редактирование третьего (главный редактор журнала – Ж.М. Глозман). В продолжение исследований истории развития отечественной нейропсихологии описано сотворчество А.Р. Лурии и Л.С. Выготского в статье и докладе на международном симпозиуме по культурно-исторической психологии, также издан сборник материалов симпозиума (исп. – Ж.М. Глозман). 2. Разработка методов нейропсихологического обследования В рамках этого направления в 2020 году была продолжена работа по исследованию возможностей компьютеризированных методов нейропсихологического обследования. Проведено исследование возрастных особенностей состояния когнитивных функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по данным компьютерных методов, направленных на оценку функций программирования и контроля произвольной деятельности, а также функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации. По результатам сделано три доклада на российских и международных конференциях, одна статья опубликована, ещё одна находится на стадии рецензирования в журнале из списка ВАК (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева). Проведено подробное исследование особенностей выполнения пробы на слухоречевую память, входящую в нейропсихологическое обследование. На основе анализа результатов выполнения пробы 370 детьми предшкольного и младшего школьного возраста были выделены несколько типов профилей выполнения пробы, проведен нейропсихологический анализ особенностей детей с разными профилями. Сделано два доклада на международных конференциях, опубликована одна статья (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева). Также в рамках этого направления работы было проведено исследование возможностей выделения детей с различными сочетаниями отдельных компонентов ВПФ с помощью кластерного анализа. Были проанализированы результаты нейропсихологического обследования большой выборки детей 6-9 лет (373 человека). Для выделения групп детей с относительным отставанием отдельных функций был использован кластерный анализ, позволивший выделить 5 групп детей: (1) с хорошим развитием всех исследуемых функций; (2) с низким уровнем развития функций программирования и контроля; (3) низким уровнем развития функции переработки слуховой информации; (4) с низким уровнем развития функций переработки зрительно-пространственной информации; (5) с низким уровнем развития трех исследуемых функций. По результатам этих работ опубликована одна научная статья, сделано два доклада на международных конференциях (исп. – А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина). Сделан перевод на португальский язык и адаптация методического пособия в 3х книгах по нейропсихологической диагностике детей раннего дошкольного возраста. Опубликована статья и сделан доклад на международной конференции (исп. – Ж.М. Глозман). Проведен сравнительный анализ Луриевского и психометрического подходов в нейропсихологическом обследовании детей с отклонениями в развитии. Опубликованы 4 главы в монографии на английском языке в издательстве Elsevier (база Scopus) (исп. – Ж.М. Глозман). Опубликована на английском языке статья по методам развития мышления у детей в международном научном журнале, проанализированы роль школьного нейропсихолога в начальной общеобразовательной школе в диагностике и организации бригадного подхода к коррекции трудностей обучения. Опубликована статья в сборнике. Сдана статья в журнал, входящий в базу Scopus (исп. – Ж.М. Глозман). Проанализированы возможности и ограничения нейропсихологической диагностики в ситуации пандемии (опубликована статья в журнале, исп. – Ж. М. Глозман). В 2020 году продолжалась работа по разработке и апробации методов диагностики когнитивных функций у детей младшего школьного возраста и внедрение нейропсихологического подхода в образовательный процесс в начальной школе. В рамках данного направления в этом году был проведен анализ эффективности методов групповой диагностики, описаны основные особенности следящей диагностики, описаны рекомендации по выстраиванию эффективного взаимодействия нейропсихолога с педагогами. Также продолжает проводиться разработка методов помощи детям с трудностями в обучении. В рамках данного направления опубликована статья в двух частях (исп. – Н.М. Пылаева). 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. Продолжена работа по исследованию глазодвигательной активности при чтении у младших школьников. С использование разработанной в отчётном году процедуры кластерного анализа результатов нейропсихологического обследования было проведен анализ глазодвигательной активности при чтении в зависимости от относительной слабости отдельных компонентов ВПФ у учащихся 2 и 3 классов. С помощью кластерного анализа были выделены дети с разным состоянием отдельных компонентов ВПФ. Проведенное сравнение особенностей движений глаз при чтении слов разной длины и частотности детьми из разных групп показало, что при чтении на начальных этапах освоения этого навыка наибольшую роль играет состояние управляющих функций. Функции переработки зрительно-пространственной и слуховой информации важны в меньшей степени, и их слабость проявляется при чтении наиболее сложных – длинных и низкочастоных слов. В рамках этого направления опубликована одна статья в журнале из списка Web of Science, core collection (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е. Ю. Матвеева). 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. В 2020 году в связи с началом эпидемии, вопрос о преодолении трудностей обучения стал вызывать острый общественный интерес. Дистанционное обучение, на которое в большой мере перевели всех младших и старших школьников, заставило родителей вплотную столкнуться с педагогическими задачами – введением и закреплением учебного материала. Эти занятия открыли значительной части родителей наличие у их детей сложностей в овладении школьными знаниями и побудили их искать помощи у специалистов. И родители, и специалисты стали искать источники дополнительных знаний о трудностях обучения и их преодолении. В этой ситуации стали очень популярными лекции и вебинары о детской нейропсихологии, диагностике и преодолении трудностей обучения. Сотрудники лаборатории нейропсихологии откликнулись на этот запрос общества. Открытая лекция Т.В. Ахутиной о трудностях обучения собрала огромную аудиторию – 1780 человек, на лекцию о преодолении нарушений связной речи записалось свыше 1200 человек (Платформа PROшкола). На той же платформе большой популярностью пользуется курс лекций Е.Ю. Матвеевой по детской нейропсихологии, диагностике и коррекции трудностей обучения. Большой интерес вызвали мероприятия «Международной недели осведомленности о дислексии», в которой участвовали сотрудники и бывшие ученики лаборатории нейропсихологии МГУ. Запись одного из докладов Т.В, Ахутиной, прошедшего в рамках Недели, была опубликована в Психологической газете 11.11. 2020 (исп. – Т.В. Ахутина, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева). 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. В 2020 году продолжалась работа по экспериментальному исследованию рабочей памяти у испытуемых разных возрастов. Проведен анализ особенностей запоминания невербальной информации (ломаные кривые) у детей и взрослых и сделаны выводы о возрастных особенностях преобразования репрезентации в рабочей памяти. Также разработана экспериментальная модель исследования рабочей памяти при запоминании вербальной и невербальной серийной информации при различных способах её предъявления, включающая регистрацию поведенческих ответов испытуемых и электрической активности мозга при выполнении экспериментальных задач. Проведено пилотное исследование, в рамках которого записаны результаты выполнения экспериментальных заданий пяти взрослых испытуемых. В рамках этого направления работы опубликована одна научная статья в журнале из списка ВАК (исп. А.А. Корнеев). В рамках исследования проблемы успешного старения продолжено изучение проблемы позитивного одиночества и творческой активности. Исследовались возможности анализа прожитых этапов развития своего жизненного пути как платформы для понимания смысла жизни в старости, мобилизации «способностей использовать свои способности». По теме опубликована одна статья в журнале, входящем в базу Scopus; ещё подготовлена к печати статья в журнале из базы Scopus, также опубликована статья в журнале из списка ВАК и в Луриевском журнале, сделаны 2 пленарных доклада на международных конференциях (исп. – Ж.М. Глозман). Подготовлена и представлена к защите кандидатская диссертация Я.Р. Паникратовой (руководитель Т.В. Ахутина) «Особенности взаимодействия речевых и регуляторных функций у больных с вербальными галлюцинациями». В рамках диссертационного исследования в отчётном году опубликовано 3 статьи в журналах, входящих в базу Web of Science (исп. – Т.В. Ахутина). Проведено исследование особенностей речи и письма у детей с идиопатической генерализованной эпилепсией, получавших препарат AED. Показано влияние препарата на устную и письменную речь. Опубликовано две высокорейтинговые статьи из списка Web of Science (исп. – Т.В. Ахутина).
7 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: В 2021 году в рамках темы работа велась по следующим направлениям: 1. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. В рамках теоретического анализа развития культурно-исторической психологии рассмотрены многочисленные публикации канадского психолога Антона Ясницкого, претендующего на критический пересмотр выготсковедения и ставящего под вопрос научные достижения А.Р. Лурии в ходе среднеазиатских экспедиций. Ранее (в 2019 году) опубликованная на русском языке статья на эту тему была уточнена, расширена, переведена на английский язык и опубликована в журнале, входящего в базу Scopus. (исп. Т.В. Ахутина) В 2021 году было подготовлено интервью Ахутиной Т.В. в ответ на вопросы Лучиано Мекаччи (L. Mecacci), известного итальянского психолога и нейропсихолога, развивавшего и популяризировавшего идеи культурно-исторической психологии. Его вопросы касались воспоминаний Ахутиной Т.В. о работе с А.Р. Лурией, об отношении А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева к зарубежной науке, об отличиях Лурьевской и западной нейропсихологии. Интервью планируется к публикации для Европейского Ежегодника по Истории Психологии (European Yearbook of the History of Psychology). (исп. Т.В. Ахутина) В 2021 г. была завершена серия из трех статей A. Luria in Kisegach, опубликованная в новом Lurian Journal. Новые материалы включают расшифровку рабочих дневников А.Р. Лурии и богатые иллюстрации с фотографиями ученого, его семьи и коллег. (исп. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) В 2021 году была продолжена работа по теоретическому анализу и обзору литературы по вопросам порождения речи. Модель порождения речи А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной была разработана на основе идей Л.С. Выготского о внутренней речи и в целом его концепции речемыслительного процесса. Публикация записных книжек Л.С. Выготского, осуществленная Екатериной Завершневой и Рене ван дер Веером (2017), ввела в научный оборот новые положения Л.С. Выготского и позволила уточнить его представления о смысле и смысловом поле. Современные исследования психолингвистов, в том числе зарубежных, подтверждают правомерность выдвинутых Выготским гипотез. Все это отражено в написанной и опубликованной новой статье «Исследования порождения и восприятия речи в отечественной психолингвистике», подготовленной и опубликованной в большой коллективной монографии «Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021)» (исп. Т.В. Ахутина) В конце 2021 года начата работа по написанию англоязычной статьи о смысле и смысловом поле (совместно с Я.Р. Паникратовой) и статьи «Психолингвистика» в Большую Российскую Энциклопедию. (исп. Т.В. Ахутина). Также в 2021 году был подготовлен и выходит номер Луриевского журнала, посвященный романтической Луриевской Романтической психологии. В нём представлены работы, выполненные в духе качественного нейропсихологического Луриевского подхода к пониманию человека, структуры его личности и когнитивного функционирования, написана вводная статья, описывающая основные идеи романтической психологии А.Р. Лурии (исп. – Ж.М. Глозман). 2. Разработка методов нейропсихологического обследования Было продолжено исследование возрастных особенностей выполнения методик, входящих в компьютеризированную батарею нейропсихологического обследования детьми 6-9 лет. Входящие в батарею методики направлены на оценку функций программирования и контроля произвольной деятельности, а также функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации. Выборку составили 454 ребёнка, составляющие четыре возрастные группы – старшие дошкольники, учащиеся первого, второго и третьего классов. Для оценки различий в состоянии когнитивных функций было проведено сравнение выполнения четырех компьютерных методик в этих возрастных группах – тестов «Точки», «Кубики Корси», «Понимание слов, близких по звучанию» и «Понимание логико-грамматических конструкций». Проведенный анализ позволил выявить ряд различий в выполнении тестов в возрастных группах, что может указывать на активное развитие исследуемых функций в возрасте 6-9 лет. При этом наибольшие различия обнаружены между дошкольниками и первоклассниками в показателях, связанных с оценкой функции программирования и контроля. Это может быть связано с одной стороны, с активным созреванием префронтальных отделов в этом возрасте, а с другой – с новыми требованиями, предъявляемыми школой, изменением ведущей деятельности с игровой на учебную. Различия между возрастными группами в рамках младшей школы заметно ниже, что может указывать на замедление развития оцениваемых функций в этом возрастном периоде. По материалам исследования была опубликована статья в журнале из списка ВАК. (исп. – А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Т.В. Ахутина). Проведен анализ возможностей нейропсихологического подхода в сочетании с бригадным методом работы в сопровождении детей с трудностями в обучении и адаптации в общеобразовательной школе. Предложены этапы диагностического и коррекционного процесса, с учетом специфики массовой общеобразовательной школы. Описаны 4 этапа диагностического и коррекционного процесса в аспекте реализации бригадного подхода в сопровождении детей с трудностями в обучении. В диагностике использован метод группового и индивидуального нейропсихологического обследования детей с использованием Луриевской батареи, адаптированной для детского возраста, c количественной оценкой данных. Также была использована модифицированная методика «Корректурная проба» и гештальт-тест Бендер. Описан метод многоступенчатой диагностики, адаптированный к условиям массовой общеобразовательной школы. Представлены результаты диагностики с описанием структуры когнитивного дефекта у первоклассников. Дана оценка возможностей школьного нейропсихолога в сопровождении детей «группы риска». По результатам опубликована статья в журнале, входящем в базу Scopus, сделаны два пленарных доклада на международных конференциях. (исп. – Ж.М. Глозман) 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. В 2021 году была продолжена работа по исследованию особенностей слухоречевой памяти у младших школьников. Для анализа слухоречевой памяти использовалась проба на запоминание 2 групп по 3 слова, позволяющая оценить непроизвольное, произвольное и отсроченное удержание слухоречевой информации. Анализ результатов 204 детей 7 - 10 лет, обучающихся в 1 - 3 классах, показал, что продуктивность запоминания значительно увеличивается с 1 по 2 класс и меньше со 2 по 3 класс. Кластерный анализ продуктивности методом k-средних 1, 2 и 3 воспроизведения позволил разделить детей на 6 групп: (1) с высокой продуктивностью и равномерным ростом, (2) высокой продуктивностью с резким ростом, (3) со средней продуктивностью с равномерным ростом, (4) со средней продуктивностью и небольшим приращением, (5) со снижением результатов, (6) с низкими показателями продуктивности. Данные группы во многом соответствуют традиционно выделяемым профилям запоминания, отличающимся разными нейропсихологическими особенностями. По результатам работы опубликована статья в сборнике и сделаны два доклада на международных конференциях. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) Проводилось исследование возможностей использования результатов кластерного анализа для выделения групп детей дошкольного и младшего школьного возраста на основании результатов нейропсихологического обследования. Использование метода k-средних на трех интегральных показателях состояния управляющих функций, функций переработки слуховой и зрительно-пространственной информации детей позволило выделить пять групп детей, две крайние — с относительно хорошим и плохим состоянием всех трех групп функций, а также три группы детей, которые продемонстрировали относительную слабость только одной функции. Также показана согласованность результатов кластерного анализа и результатов выполнения детьми компьютерных нейропсихологических методик. В дальнейшем метод может быть использован для более точного определения слабых функций по результатам нейропсихологического обследования. Поведено сопоставление письменных работ детей, попавших в разные группы, обнаружено соответствие специфических ошибок и слабостью отдельных функций, что указывает внешнюю валидность разработанного способа выделения групп детей. По результатам опубликована одна статья в сборнике и сделано 2 доклада на международных конференциях. (исп. А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина, Е.Ю. Матвеева) Проводился анализ проблем нейропсихологии одаренности. Во многих нейропсихологических и дефектологических исследованиях, начиная с работ Л. С. Выготского, одаренность рассматривается как специфическая ситуация аномального/атипичного развития. В основе проблем лежит диспропорциональность психики – сочетание задержки развития одних функциональных систем с парциальной акселерацией других. Одаренный ребенок требует психологического сопровождения и нередко специальной программы коррекционно-развивающего обучения. В рамках развития этой темы проанализированы некоторые случаи диспропорционального развития и подходы к их нейропсихологической коррекции. По материалам этой работы опубликована статья в сборнике и сделан приглашенный доклад на международном круглом столе, посвященном 125 -летию со дня рождения Л.С. Выготского 17. 11.2021. (исп. – Ж.М. Глозман) 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. В 2021 году было подготовлено и опубликовано учебно-методическое пособие для развития функций программирования и контроля «Внимание! Разминка! Пособие для уроков математики в 4 классе». В нем предлагается программа упражнений для учащихся. Каждое задание занимает 5-10 минут и может быть использовано в качестве разминки в начале урока 2-3 раза в неделю. Упражнения составлены на материале школьной программы за 4 класс в соответствии с нейропсихологическим подходом к развитию и коррекции когнитивных функций. Уникальность пособия состоит в том, что учитель может использовать материалы пособия при работе в больших классах, наполняемостью до 30 человек. Опыт применения методики показал ее эффективность как в работе с успешными детьми, так и испытывающими трудности в обучении. (исп. – Н.М. Пылаева) Обобщен наколенный опыт взаимодействия нейропсихолога и педагогов в развитии и коррекции ВПФ у младших школьников. Выделены ряд отличительных признаков работы нейропсихологии в междисциплинарной команде педагогов и нейропсихологов. Также обозначены и сформулированы формы взаимодействия педагога и нейропсихолога. Показано, что в результате работы школьных нейропсихологов построена и доказала свою эффективность система применения нейропсихологических методов в образовательном процессе, разработан широкий спектр дидактических и методических материалов для педагогов и родителей. Результаты этой работы отражены в состоявшемся докладе на международном конгрессе. (исп. – Н.М. Пылаева) 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. В 2021 году было продолжено исследование особенностей запоминания вербальной и невербальной серийной информации детьми и взрослыми испытуемыми. Работа велась, с одной стороны, в направлении более подробного анализа особенностей функционирования рабочей памяти у взрослых испытуемых, а с другой – в направлении набора данных о запоминании серийной информации детьми младшего школьного возраста и сравнения поученных результатов со взрослой выборкой. В рамках первого направления проанализировано выполнение экспериментальных заданий в выборке взрослых (33 человека). Полученные результаты указывают на различия в механизмах сохранения и преобразования вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти. Судя по полученным данным, вербальная информация сохраняется в большей степени как последовательность и при этом претерпевает меньшие изменения в рабочей памяти в задачах, связанных с воспроизведением порядка элементов. По второму направлению было проведено исследование, в котором приняло участие 19 детей, учащихся третьего класса. Полученные результаты показывают, что дети 10-11 лет, в целом, воспроизводят серийную информацию с большим количество ошибок по сравнению со взрослыми. При этом наибольшие различия между возрастными группами получены при воспроизведении вербальной информации, что свидетельствует в пользу более позднего созревания механизмов запоминания вербальной информации по сравнению с невербальной. В целом, на основании анализа точности, можно заключить, что четкость репрезентации серийной информации у детей ниже по сравнению со взрослыми, также она менее устойчива с точки зрения варьирования способа предъявления, времени удержания в рабочей памяти и объёма серийной информации. По результатам исследования опубликована одна статья в сборнике, написаны и находятся на стадии рецензирования 2 статьи в журналах из списка Web of Science, сделан доклад на международной конференции. (исп. А.А. Корнеев) Было продолжено исследование проблемы успешного старения. Проблема одиночества в геронтологических исследованиях носит фрагментарный характер и обычно интерпретируется как одиночество: негативный опыт отсутствия отношений с другими людьми. У пожилых людей существует множество вариантов одиночества, часто связанных с их собственными предрассудками или удовлетворенностью своими социальными контактами. Было проведено исследование одиночества как многомерного феномена, включающий в себя само чувство одиночества, дефицит общения и способность быть одному. Предполагалось, что пожилые люди с разным уровнем психологического благополучия имеют особенности в принятии одиночества и умении находить ресурсы в этой ситуации. В исследовании приняли участие 129 жителей Камчатского края в возрасте 60-82 лет. С помощью "Шкалы психологического благополучия" К. Райффа и кластерного анализа средних значений респонденты были разделены на группы с разным уровнем психологического благополучия. Затем по данным "Дифференциального опросника переживания одиночества" и опросника "Субъективное восприятие собственной жизни" проводился корреляционный анализ взаимосвязи психологического благополучия и субшкал "позитивного одиночества", выявляющий способность участников находить ресурсы в одиночестве. Результаты показывают, что переживание одиночества в группе пожилых людей неоднородно, оно взаимосвязано с личностным отношением к позитивному одиночеству, с психологическим благополучием. По результатам исследования вышли из печати 2 статьи, одна из них в журнале Scopus, сделан пленарный доклад на международной конференции. (исп. – Ж.М. Глозман). Проводилось и было завершено исследование особенностей взаимодействия речевых и регуляторных функций у больных с вербальными галлюцинациями. Взаимодействие между регуляторными и речевыми функциями у пациентов с вербальными галлюцинациями (ВГ) анализировалось, во-первых, с помощью детального нейропсихологического исследования и, во-вторых, с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) покоя. В диссертации показано, что у больных шизофренией с ВГ наблюдается специфичное нарушение произвольной регуляции речи, которое можно выявить с помощью нейропсихологического обследования, а также наблюдается специфичное изменение функциональных связей между регуляторными и речевыми областями головного мозга. При этом получены данные, что нарушение регуляции речи и изменения функциональных связей между регуляторными и речевыми областями мозга у больных шизофренией с ВГ взаимно связаны друг с другом. В 2021 г. опубликована статья по этой теме в международном журнале, входящем в базы Scopus и Web of science. По результатам исследования состоялась защита кандидатской диссертации. (исп. – Т.В. Ахутина, совместно с Я.Р. Паникратовой)
8 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: 1. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. В рамках этого направления был проведен анализ оценок состояния основных групп когнитивных функций у детей дошкольного возраста, а также учащихся первого и второго класса. Для уточнения роли биологического возраста и уровня обучения интегральные оценки выполнения нейропсихологического обследования анализировались, с одной стороны, в сравнении детей из этих трех групп детей, находящихся на разном уровне обучения, а с другой стороны – по возрастным подгруппам внутри каждого из уровней обучения. Такой анализ показал, что, во-первых, наиболее существенные различия по всем группам функций наблюдаются между дошкольниками и первоклассниками, затем, от первого ко второму классу различия ослабевают, сохраняется значимость различий только по функциям, связанным с произвольной регуляцией деятельности. Во-вторых, учёт возрастных подгрупп показал существенную роль биологического возраста внутри группы дошкольников, в первом классе эта роль ослабевает, а во втором классе оказывается уже незначительной. В целом, результаты указывают, что наиболее существенная перестройка когнитивной сферы происходит при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, а также о снижении роли возрастного фактора по мере взросления детей с точки зрения развития когнитивных функций. При этом позже созревающие регуляторные функции демонстрируют большую детерминированность биологическим возрастом у младших школьников. По материалам этой работы готовится публикация. (исп. – А.А. Корнеев) Также продолжалась работа по исследованию речевых функций у детей младшего школьного возраста. В частности, проведен анализ особенностей построения текстов с точки зрения лексики и грамматики у детей со слабостью функций обработки слухоречевой информации (2-й блок мозга) и со слабостью функций программирования и контроля (3-й блок мозга). Выборку составили 71 второклассников. Из этой выборки были отобраны 4 группы: дети с хорошим и слабым развитием функций 2-го блока и дети с хорошим и слабым развитием функций 3-го блока. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что у детей со слабостью второго блока будут страдать, прежде всего, парадигматические механизмы выбора слов, а у детей со слабостью третьего блока – синтагматические механизмы построения фразы и текста. Анализ результатов пробы «рассказ по серии картинок» позволило подтвердить справедливость этой гипотезы и выявить основные ошибки в построении текстов детьми как со слабостью 2-го блока, так и 3-го блока. Полученные результаты могут быть рассмотрены как свидетельство в пользу выдвигаемым, вслед за А.Р. Лурией, идея о разделении механизмов синтаксиса и лексики и признании их взаимодействия в функционировании. Также в рамках данного направления проведен детальный анализ влияния сформированности функций программирования и контроля на развитие речи. Осуществлен анализ выполнения детьми при выполнении методики «Составление рассказа по серии картинок», в котором учитывались как общетекстовые, так и синтаксические характеристики. Результат этого анализа показал, что в зависимости от уровня развития функций программирования и контроля рассказы детей отличаются по ряду параметров. К ним относятся такие общетекстовые признаки, как смысловая полнота, смысловая адекватность (наличие неполноты и искажений), построение смысловой программы рассказа, количество слов в рассказе. С другой стороны, с состоянием функций программирования и контроля оказываются связаны синтаксические и грамматические особенности рассказа: количество простых и сложных предложений, средняя длина предложения и др. Полученные результаты являются важными свидетельствами о роли регуляторных функций в развитии речи, обеспечивающих логику и полноту порождаемых текстов, их синтаксическую правильность и сложность. По результатам проведенного исследования опубликовано одна статья в журнале, входящем в список ВАК и индексируемом в РИНЦе, а также ещё одна статья в журнале из списков Scopus, RSCI. (исп. – Т.В. Ахутина) Было проведено исследование, направленное на оценку результатов выполнения различных уровней фонологической обработки, входящих в авторскую батарею Звуковой Анализ Русского Языка (ЗАРЯ), как предикторов дислексии у детей. Кроме этого, изучался общий вклад фонологических навыков в беглость чтения текста у детей с разным уровнем развития навыков чтения. В исследовании приняли участие 173 ребенка в возрасте от 7 до 11 лет, из них 124 ребенка с типичным развитием и 49 детей с диагностированной дислексией. Беглость чтения оценивалась с помощью стандартизированного теста чтения и семи шкал фонологической обработки ЗАРЯ. Результаты показали, что шесть из семи шкал ЗАРЯ оказались значимыми предикторами дислексии. Однако обнаружено, что этот тест правильно определил 93%-99% детей с типичным развитием, но для детей с дислексией этот показатель был небольшим – от 4% до 47% в зависимости от теста. Полученные результаты согласуются с литературными данными о предикторах навыков грамотности и дислексии, но при этом демонстрируют уникальное влияние уровня сложности фонологических тестов на беглость чтения. В целом, это указывает, что фонологическая переработка является значимым и необходимым предиктором уровня развития навыков чтения, но его недостаточно для диагностических целей. По результатам работы опубликована статья в высокорейтинговом международном журнале, входящим в базы Scopus и Web of Science. (исп. – Т.В. Ахутина) 2. Разработка методов нейропсихологического обследования. Проводилась работа по обобщению и анализу структуры результатов комплексного нейропсихологического обследования, в которое входят пробы из разобранного в лаборатории нейропсихологии нейропсихологического обследования, адаптированного для детей 6-9 лет и батарея созданных в последние годы компьютерных методов нейропсихологической диагностики. На основании теоретического анализа, опыта проведения нейропсихологического обследования и корреляционного анализа эмпирических данных обследования были разработаны модели интегральных показателей, направленных на оценку функций программирования и контроля (3 функциональный блок мозга), функций переработки информации (2 функциональный блок мозга) в двух модальностях – слуховой и зрительно-пространственной, а также функций 1 блока мозга, нарушение которых может приводить к утомляемости и замедленности, а с другой стороны – к гиперактивности и импульсивности. Эта модель была проверена с помощью конфирматорного факторного анализа, который подтвердил хорошее соответствие модели данным, полученным на большой выборке детей 6-9 лет. Отдельно была оценена возможность совместного использования результатов обычного и компьютеризированного нейропсихологического обследования и было показано, что эти данные могут быть совмещены для получения более полной картины состояния когнитивной сферы ребенка. По результатам опубликованы две статьи в журналах, входящих в списки Scopus, RSCI, РИНЦ и ВАК. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) Продолжалось исследование возможностей компьютерной диагностики когнитивных функций у детей. Предыдущие исследования показали, что функции программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации по результатам нейропсихологического обследования оказываются тесно взаимосвязаны и разделение их роли в выполнении разных заданий может быть важно. Дифференцированная оценка вклада различных когнитивных функций в выполнение компьютерных тестов оказалась возможной при использовании статистических методов регрессионного анализа, проведенной в отчетном периоде. Построение последовательных иерархических моделей даёт возможность подробно оценить вклад каждой из функций в выполнение деятельности. С помощью такого анализа удалось показать, что функции переработки зрительно-пространственной переработки в наибольшей степени оказываются связаны с успешностью выполнения компьютерных методик «Стрелы» и пробы Бентона на ориентацию линий, который разработаны именно для оценки этих функций. С другой стороны, тест «Кубики Корси», который также задействует этот компонент, оказался связан и с состоянием функций программирования контроля. То же относится к пробам на понимание логико-грамматических и предложных конструкций – их выполнение определяется как состоянием зрительно-пространственной переработки, так и функциями программирования и контроля. По результатам проведенной работы сделано два доклада на международных конференциях. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) 3. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста В отчетный период был проанализирован и описан опыт проведения коррекции когнитивных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в дистанционном формате. За время пандемии Covid-19 удалось адаптировать методы нейропсихологической коррекции для занятий в онлайн режиме. По результатам анализа опубликована статья в журнале. Исп. – Ж.М. Глозман.   4. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. Проведена работа по адаптации русскоязычной версии Адденбрукской шкалы оценки когнитивных функций III (Addenbrooke’s cognitive examination III ACE-III). Эта методика направлена на скрининговую оценку состояния когнитивной сферы для выявления пациентов группы риска по критерию наличия/отсутствия интеллектуально-мнестического дефицита, а также для определения необходимости в комплексном либо специализированном нейропсихологическом обследовании. Для того чтобы подобрать соответствующие русскоязычным реалиям эквиваленты содержания заданий, был проведён сравнительный анализ лингвокультурных адаптаций разных стран, при этом спорные вопросы обсуждались с разработчиком и на заседании экспертной комиссии российских специалистов. В результате пилотного тестирования были сделаны выводы о пригодности разработанного материала русскоязычной версии ACE-III для использования в клинической практике. Текст шкалы оказался доступен для понимания испытуемыми и лицами, проводившими тестирование. Были произведены незначительные доработки и разработаны 3 финальные русскоязычные версии шкалы (версии A, B и C) и руководство по начислению и подсчёту баллов. Опубликована статья в журнале из списка ВАК. (исп. – М.С. Ковязина) Проведена работа по созданию экспериментальной модели, направленной на исследование особенностей управляющих функций при взаимодействии с информацией, имеющую различную эмоциональную окраску, у детей и взрослых. Для этого создана модифицированная версия методики Dots, традиционно используемой для оценки состояния управляющих функций. В разработанной версии в качестве стимулов используются изображения лиц с различными эмоциональными выражениями (либо эмоционально нейтральные, либо выражающие позитивные (счастье, радость) или негативные эмоции (злость, отвращение, грусть). Задача испытуемых – реагировать на пол предъявляемых лиц, нажимая на клавишу с той же стороны, если предъявлено мужское лицо и с противоположенной – если предъявлено женское. Таким образом, варьируя экспериментальные условия, можно оценить влияние взаимодействия сложности задачи основной задачи различения пола (связанной с работой управляющих функций) и эмоциональной окраски информации. Выполнение задания сопровождается регистрацией электрической активности мозга у испытуемых с помощью ЭЭГ. Разработана программная реализация экспериментальной процедуры, а также проведено пилотажное исследование на выборке взрослых здоровых людей, в котором приняло участие 18 испытуемых, создана система обработки получаемых данных. Предварительные результаты показывают, что сложность задач (выполнение конгруэнтных проб с мужскими лицами, неконгруэнтных с женскими и смешанной серии, в которой два типа проб смешаны) оказывает влияние на точность и скоростные параметры ответов испытуемых, что может быть использовано как показатель состояния управляющих функций. При этом эмоциональная окраска стимулов не обнаруживает заметного влияния на выполнение экспериментального задания, в силу чего нельзя сделать вывод о влиянии эмоциональных компонентов информации на работу управляющих функций. Ведется работа по обработке электроэнцефалографических данных. (исп. – А.А. Корнеев) 5. Психологические вопросы реабилитации: теоретические и практические аспекты. В отчетный период проводилось исследование отношения к лечению у онкологических пациентов, направленных на лучевую терапию и химиотерапию, а также выявление связи отношения к лечению у таких пациентов с тревогой о здоровье и субъективным благополучием. Было проведено клинико-психологическое обследование, в котором приняли участие 116 пациентов с онкологическими заболеваниями, имеющими различную нозологию и направленными на различное лечение: 53 пациента в возрасте от 21 до 80 лет, направленных на лучевую и 63 пациента в возрасте от 19 до 66 лет, направленных на химическую терапию. Оно состояло из клинико-психологической беседы, направленной на установление психологического контакта и выявление при помощи открытых вопросов различных аспектов отношения к болезни и лечению, а также заполнения в присутствии психолога следующих структурированных методик: (1) Методика отношения к лечению при онкологических заболеваниях; (2) Опросник саморегуляции в отношении здоровья и болезни; субъективное благополучие оценивалось при помощи двух скрининговых инструментов – (3) шкалы удовлетворенности жизнью и (4) шкалы позитивных и негативных переживаний. Анализ полученных результатов показал, что ключевыми трудностями в отношении к лучевой терапии у пациентов являются недостаточное понимание лечения и общая обеспокоенность его необходимостью. По сравнению с лучевой терапией, при химиотерапии пациенты склонны сильнее сомневаться в эффективности лечения и сильнее беспокоиться из-за его необходимости. Анализ медиации с группой-модератором показал, что непонимание, сомнения в эффективности и беспокойство о лучевой и химиотерапии у пациентов с онкологическими заболеваниями связаны с субъективным неблагополучием косвенно — через более высокий уровень тревоги о здоровье. Медиатором связи опасений и ожиданий в отношении эффективности лечения с благополучием в обеих группах выступает чувство беспомощности в отношении лечения. При лучевой терапии уверенность в необходимости лечения косвенно связана с лучшим благополучием — благодаря более низкой тревоге о здоровье. По результатам опубликована статья из списков ВАК и RSCI. (исп. – М.С. Ковязина) Велась работа по формированию критериев описания и оценки синдрома последствий интенсивной терапии, в частности относительно последствий, связанных с когнитивным функционированием пациентов. Сформулированы ключевые симптомокомплексы, факторы риска их развития и эволюции в постреанимационном периоде, в том числе эмоционально-когнитивные осложнения. В рамках работы рассмотрена этиология и патогенез рассматриваемого синдромокомплекса, сформулированы рекомендации по диагностике и профилактике ПИТС, в частности, относительно профилактики эмоционально-когнитивных нарушений и делирия. Опубликована статья в журнале из списков ВАК, РИНЦ, Scopus. (исп. – М.С. Ковязина) 6. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. Проводился теоретический анализ проблемы межполушарного взаимодействия в контексте Луриевской нейропсихологии. Эта междисциплинарная проблема, в рамках которой предлагаются разнообразные модели межполушарного взаимодействия в конкретных психических процессах, формирования латеральных предпочтений и т.п. Был проведен обзор исследований о этой тематике, при этом получаемые эмпирические результаты и теоретические модели в разнообразных исследованиях обсуждались в контексте Луриевского нейропсихологического подхода. Этот анализ указывает на нерешённость основных вопросов проблемы межполушарного взаимодействия: вклада мозолистого тела и других комиссур в процессы межполушарного взаимодействия, содержательной характеристики нейропсихологических факторов межполушарного взаимодействия, специфики нейропсихологических симптомов и синдромов патологии мозолистого тела и других комиссур, эффективности клинико-психологических и экспериментальных методик исследования межполушарного взаимодействия. Исследования в этом направлении должны стать одной из целей современной нейропсихологии. Опубликована статья в журнале из списка ВАК. (исп. – М.С. Ковязина) В 2022 году подготовлен и опубликован тематический номер журнала Культурно-историческая психология, посвященный 120-летию со дня рождения Александра Романовича Лурии. Опубликована подборка статей исследователей, работающих в рамках Луриевского нейропсихологического подхода, отражающая современное состояние школы отечественной нейропсихологии, основы которой связаны с именем А.Р. Лурия. Написана вступительная статья к тематической подборке. (исп. – Т.В. Ахутина)
9 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
10 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
11 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
12 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".