Личностные предпосылки принятия продуктивных решений в условиях неопределенностиНИР

Источник финансирования НИР

грант РГНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 28 февраля 2010 г.-30 декабря 2010 г. Личностные предпосылки принятия продуктивных решений в условиях неопределенности
Результаты этапа: В 2011 г. был завершен 2-й этап выполнения проекта и получены следующие результаты. 1) На основе учета результатов изучения связей ТН/ИТН, ЭИ и креативности в 2011 г. было проведено новое квазиэкспериментальное исследование (n=194), в котором проанализированы отличия в ТН, ИТН и креативности у критериально отличающихся групп, а также показана роль ТН и ЭИ в качестве предикторов выборов на материале вербальных задач, моделирующих возможности использования ЭИ с целью разрешения конфликтной ситуации неопределенности (Корнилова и др., 2011; Павлова, Корнилова, 2012). По переменным ЭИ, ТН и ИТН и шкалам интуитивного стиля сравнивались 4 группы лиц, две из которых были состоявшимися профессионалами – военные руководители (61 чел.), писатели – лауреаты премий (22 чел.) и две представляли студентов – будущих режиссеров (23 чел). Продемонстрированы отличия между четырьмя ссравниваемыми группами не только по высоте индексов диспозициональных переменных, но и по тому, в каких ситуациях общения, моделировавшихся в вербальных задачах, эти переменные становятся предикторами личностных выборов. 2) В исследовании, выполненном на основе использования метода структурного моделирования, верифицирована структурная модель, дающая новое представление о «единстве интеллекта и аффекта» и характеризующая самооценки интеллекта – СОИ как проявление единства функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека. Установлены вклады ТН/ИТН, самооценок интеллекта и его объективированных показателей (по тесту и внешним оценкам) с академической успеваемостью. 3) В корреляционном исследовании Т.В. Корниловой и С.Д. Смирнова (2011, сдано в печать), проведенном на выборках 109 преподавателей и 180 студентов, была рассмотрена роль предполагаемых ДРС в регуляции преодоления неопределенности участниками образовательного процесса в высшей школе. Сопоставлялись показатели ТН/ИТН, вербальной креативности, а также самооценок интеллекта и креативности. Было показано, что самооценки креативности (СОК) и показатели креативности прямо не связаны, но можно установить асимметричную роль ТН/ИТН в становлении самооценок. Причем эта роль схожа с отмеченной для самооценок интеллекта и связей показателей интеллекта с ТН/ИТН, где эти шкалы выступили в качестве медиаторов интеллектуальных и личностных компонентов регуляции продуктивных решений. 4) Исследование связей имплицитных теорий риска и когнитивного риска в условиях неопределенности было проведено Е.М. Ординовой (2010, 2011). Имплицитные теории риска - общие тенденции в оценивании того, какие ситуации люди воспринимают как содержащие риск. Эти оценки одновременно выступают когнитивными и личностными, отражая единство функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека. Результатом исследования стала дифференциация понятия имплицитные теории риска (ИТР), которые имеют разные основания (гедонистический риск, осознанный риск, риск как испытание, риск как потеря/приобретение, риск как недостаточность рациональности, риск как стремление приумножить ценности, риск из-за невозможности расчёта/прогноза), и которые возможно диагностировать с помощью нового опросника ИТР, демонстрирующего удовлетворительные показатели надежности и валидности. 6) Были также изучены гендерные различия. М.А. Новиковой при сравнении выборок мужчин и женщин (n=500) было установлено, что они различаются высотой самооценки интеллекта: мужчины ставят себе более высокие оценки, в то время как по показателям интеллектуального тестирования между выборками нет значимых различий. Для показателей кретаивности анализ гендерных различий выполнен С.А. Корниловым.
2 26 февраля 2010 г.-30 декабря 2011 г. Личностные предпосылки принятия продуктивных решений в условиях неопределенности
Результаты этапа: На основе учета результатов изучения связей толерантности-интолерантностик неопределенности - ТН/ИТН, эмоционального интеллекта - ЭИ и креативности в 2011 г. было проведено квазиэкспериментальное исследование (n=194), в котором проанализированы отличия в ТН, ИТН и креативности у критериально отличающихся групп, а также показана роль ТН и ЭИ в качестве предикторов выборов на материале вербальных задач, моделирующих возможности использования ЭИ с целью разрешения конфликтной ситуации неопределенности (Корнилова и др., 2011). По переменным ЭИ, ТН и ИТН и шкалам интуитивного стиля сравнивались 4 группы лиц, две из которых были состоявшимися профессионалами – военные руководители (61 чел.), писатели – лауреаты премий (22 чел.), а две представляли студентов – будущих режиссеров (23 чел.) и психологов (88 чел.). Продемонстрированы отличия между ними не только по высоте индексов диспозициональных переменных, но и по тому, в каких ситуациях общения эти переменные становятся предикторами выборов. 2) В исследовании, выполненном на основе использования метода структурного моделирования, Т.В. Корниловой и М.А. Новиковой верифицирована структурная модель, дающая новое представление о «единстве интеллекта и аффекта» и характеризующая СОИ как проявление единства функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека. Установлены вклады ТН/ИТН, самооценок интеллекта и его объективированных показателей (по тесту и внешним оценкам) с академической успеваемостью. 3) В корреляционном исследовании Т.В. Корниловой и С.Д. Смирнова была рассмотрена роль предполагаемых ДРС в регуляции преодоления неопределенности участниками образовательного процесса в высшей школе (2011). Сопоставлялись показатели ТН/ИТН, вербальной креативности, а также самооценок интеллекта (СОИ) и креативности (СОК). Было показано, что СОК и показатели креативности прямо не связаны, но можно установить асимметричную роль ТН/ИТН в становлении самооценок. Причем эта роль схожа с отмеченной для самооценок интеллекта и связей показателей интеллекта с ТН/ИТН, где эти шкалы выступили в качестве медиаторов интеллектуальных и личностных компонентов регуляции продуктивных решений. 4) В квазиэкспериментальном исследовании личностной регуляции моральных выборов в вербальных ситуациях неопределенности и межличностного взаимодействия на студенческой выборке (n=235), представленной шкалами морального развития (согласно модели Л. Колберга - К. Гиллиган), ТН/ИТН, межличностной интолерантности к неопределенности, готовности к риску и рациональности, а также интуитивного стиля. С помощью методов логистической регрессии и структурного моделирования выделены предикторы предпочтений выбора и построены модели направленных влияний латентных переменных как интегративных динамических систем регуляции выбора в моральных дилеммах - при возможности манипулирования другим человеком в сравнении с ситуацией неопределенности, ее не включавшей (Чигринова, 2011; Корнилова, Чигринова, 2011). 5) Исследование связей имплицитных теорий риска и когнитивного риска в условиях неопределенности было проведено Е.М. Ординовой (2010, 2011). Имплицитные теории риска - общие тенденции в оценивании того, какие ситуации люди воспринимают как содержащие риск. Эти оценки одновременно выступают когнитивными и личностными, отражая единство функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека. Результатом исследования стала дифференциация понятия имплицитные теории риска (ИТР), которые имеют разные основания (гедонистический риск, осознанный риск, риск как испытание, риск как потеря/приобретение, риск как недостаточность рациональности, риск как стремление приумножить ценности, риск из-за невозможности расчёта/прогноза), и которые возможно диагностировать с помощью нового опросника ИТР, демонстрирующего удовлетворительные показатели надежности и валидности.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".