РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ ИНОСТРАННЫМ УЧАЩИМСЯ-ФИЛОЛОГАМНИР

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В.Ломоносова Координатор

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
3 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ ИНОСТРАННЫМ УЧАЩИМСЯ-ФИЛОЛОГАМ
Результаты этапа: Преподавателями кафедры активно разрабатываются вопросы теории и методики обучения иностранных учащихся русской художественной культуре в курсе практического русского языка, а также в рамках магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире». Программа периодически обновляется учебными материалами. Кафедра продолжает обучение иностранных филологов истории русской литературы, анализу языка литературного произведения, разрабатываются и читаются лекции по лингвокультурологии для различных категорий учащихся. В 2015 г. в рамках разрабатываемой темы преподавателями кафедры (Баландина Н.В., Величко А.В., Грекова О.К., Евтихиева А.С., Илюшин Е.А., Короткова О.Н., Красильникова Л.В., Кузьминова Е.А., Лилеева А.Г., Полищук Е.В., Ружицкий И.В., Старовойтова И.А., Татьянина А.Г., Чагина О.В.) проводилась значительная научно-исследовательская и научно-методическая работа, результатами которой явились: 4.1. Монографии, учебные пособия, словари 4.11. Издана монография: Ружицкий И.В. «Язык Ф.М. Достоевского: идиоглоссарий, тезаурус, эйдос» (М.: ЛЕКСРУС, 2015. – 50 п. л.). Начата работа по подготовке 2-е изд. монографии, испр. и доп., сдача в печать – декабрь 2016 г. Ружицким И.В. защищена диссертация на соискание учёной степени доктора филол. наук «Языковая личность Ф.М. Достоевского: лексикографическое представление». 4.12. Подготовлена к изданию и сдана в печать хрестоматия «Русская проза–XXI век» (под ред. Кузьминовой Е.А, Ружицкого И.В. М.: Русский язык: Курсы. – 32 п. л.), выход из печати запланирован на май 2016 г. 4.13. Осуществлена подготовка материалов к изданию 4 т. Словаря языка Достоевского (авт. Ружицкий И.В. и др. М.: ЛЕКСРУС, 2016. – 80 п. л.). 4.14. Изданы учебные пособия по чтению русской литературы: Старовойтова И.А. в соавт. «Гранатовый браслет», «Обломов», «Ася» и др. (М.: Русский язык: Курсы. – 35 п. л.). 4.15. Участники проекта – Величко А.В., Евтихиева А.С., Красильникова Л.В., Кузьминова Е.А., Лилеева А.Г., Полищук Е.В., Ружицкий И.В., – вошли в авторский коллектив учебного пособия «Магистерская программа “Русский язык и культура в современном мире”» / Под ред. М.Л. Ремнёвой, Л.В. Красильниковой, Е.А. Кузьминовой (М.: МАКС Пресс – 29,28 п. л.). 4.16. Подготовлено и издано пособие Чагина О.В «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: Пособие по чтению в иностранной аудитории (М.: Editorial URSS. – 9 п. л.). 4.2. Преподавателями кафедры подготовлено и опубликовано 23 статьи по проблемам межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, методики изучения литературного произведения в иностранной аудитории и т. п., сделано 16 докладов и сообщений по вопросам межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и литератур на 7 конференциях. 26–28 ноября 2015 г. кафедрой была организована и проведена VI Международная научно-практическая конференция «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного», в программный комитет которой входили участники проекта; большинство участников проекта выступили с докладами. Всего на конференции было прослушано и обсуждено более 40 докладов. Подготовлены рецензии на 8 работ. Общий объём литературы, на которую были подготовлены рецензии, составляет 18 п. л. 4.3. Лекционные курсы, программы, учебные материалы На кафедре проводятся 6 культурологических циклов лекций и семинаров, включающих 37 тем. 4.31. Читается курс на английском языке «Русская поэзия в английских переводах» (авт. Татьянина А.Г.). 4.32. Разработана и опубликована магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире» (под ред. М.Л. Ремнёвой, Л.В. Красильниковой и Е.А. Кузьминовой М.: МАКС Пресс, 2015. – 29,28 п. л.). 4.33. Разработан и внедрён в преподавание лекционный курс «Теория и практика межкультурной коммуникации» для иностранных магистрантов 1-го года обучения (авт. Ружицкий И.В.) 4.34. Разработаны и внедрены в преподавание лекционные курсы «Русский язык и культура в свете глобальных проблем современности» и «Язык русской прозы XIX века» (авт. Евтихиева А.С.). 4.4. Научное руководство аспирантами, магистрантами, бакалаврами Участниками проекта по его тематике осуществляется научное руководство 5 аспирантами, 7 магистрантами, 1 бакалавром, 1 специалистом. В частности, велась работа над следующими диссертациями на соискание учёной степени канд. пед. наук: 1) Николенко Г.В. Лингводидактический потенциал изобразительного искусства в практическом курсе РКИ (рук. Красильникова Л.В.) 2) Потёмкина Е.В. Комментированное чтение художественного текста в иностранной аудитории как метод формирования билингвальной личности (рук. Ружицкий И.В.); диссертация защищена 12 марта 2015 года. 3) Белицкая М.А. Методика формирования когнитивной компетенции у учащихся-билингвов (рук. Ружицкий И.В.) 4) Кузнецова Е.М. Концепция учебного словаря лексических трудностей (рук. Ружицкий И.В.) 5) Онякова А.В. Ассоциативный ряд как единица обучения русскому языку (3–4 сертификационный уровень) (рук. Ружицкий И.В.) 4.5. Ведётся сотрудничество с другими научными организациями и вузами: И.В. Ружицкий участвует в составлении Словаря языка Достоевского (руководитель Ю.Н. Караулов), работа над которым осуществляется в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН.
4 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ ИНОСТРАННЫМ УЧАЩИМСЯ-ФИЛОЛОГАМ
Результаты этапа: Разработаны отдельные вопросы теории и методики обучения иностранных учащихся русской художественной культуре в курсе практического русского языка, а также в рамках магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире». Обновлены материалы учебных программы данных курсов. Подготовлено к печати и сдано в печать учебное пособие «Главы из истории русской культуры» (14 а. л., выход из печати – январь 2017 г., изд-во «МАКС Пресс»). Начата работа над хрестоматией «Культура России» (предполагаемый объём 42 а. л., окончание работы – январь 2018 г.). Сдана в печать хрестоматия «Современная русская проза» (изд-во «Русский язык: Курсы»). Совместно с сотрудниками ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН частично (50 %) подготовлен к изданию Словарь языка Достоевского: Идиоглоссарий (Т. 4, буквы Н–Пе). Подготовлены к изданию и опубликованы научные и методические статьи (17), книги (1), подготовлены и прочитаны доклады на конференциях (11). В учебный процесс внедрены теоретические и практические материалы, относящиеся к разрабатываемой тематике.
5 2 января 2017 г.-30 декабря 2017 г. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ ИНОСТРАННЫМ УЧАЩИМСЯ-ФИЛОЛОГАМ
Результаты этапа: Исключительно силами исполнителей проекта подготовлены и опубликованы материалы хрестоматии «Из истории русской культуры» (14 а. л.; ред. Е.А. Кузьминова, А.Г. Лилеева, И.В. Ружицкий; изд-во «МАКС Пресс»), активно использующиеся в работе как на кафедрах РКИ МГУ имени М.В. Ломоносова, так и в других вузах России и за рубежом. Подготовлена к изданию и сдана в печать хрестоматия «Из истории русской культуры» (42 а. л.; ред. Е.А. Кузьминова, И.В. Ружицкий; изд-во «Русский язык: курсы»). В 2017 году были также подготовлены и изданы учебные пособия по работе с художественным текстом в иностранной аудитории: Старовойтова И.А., Еремина Н.А. «Встреча через триста лет». М.: Русский язык. Курсы»; Старовойтова И.А., Еремина Н.А. «Дневник кото-сапиенса, или кота разумного». М.: Русский язык. Курсы»; Старовойтова И.А., Еремина Н.А. «Дубровский». М.: Русский язык. Курсы»; Старовойтова И.А. «О людях и животных». М.: Русский язык. Курсы»; Старовойтова И.А., Еремина Н.А. «Подвиг во имя любви». М.: Русский язык. Курсы»; сдана в печать книга: Старовойтова И.А., Еремина Н.А. «Нос» (изд-во «Русский язык. Курсы», выход из печати запланирован на 2018 год). Совместно с сотрудниками ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН подготовлен к изданию и сдан в печать «Словарь языка Достоевского: Идиоглоссарий» (Т. 4, буквы Н–По; 107 а. л.; ред. Ю.Н. Караулов, науч. ред. И.В. Ружицкий; изд-во «Азбуковник»). Только за 2017 год И.В. Ружицким, Е.А. Кузьминовой, А.В. Величко, Е.В. Потёмкиной, А.Г. Лилеевой, А.С. Евтихиевой, Е.А. Илюшиным, О.С. Михайловой, М.Ю. Бордюговским подготовлено и опубликовано в различных журналах и сборниках 26 статей по разрабатываемой в проекте тематике: изучению русской и европейской художественной культуры в лингводидактическом аспекте; анализу литературного произведения и работе над художественным текстом в иностранной аудитории; исследованию языка литературного произведения; проблемам теории и практики перевода художественного текста; изучению языка сакрального текста; истории русского литературного языка; лингвострановедческому аспекту в методике преподавания русского языка как иностранного; специфике преподавания лингвокультурологии в иностранной аудитории на разных этапах обучения и др. В 2017 году подготовлены и прочитаны доклады на научно-методических конференциях и семинарах, в основном международных (14). В 2017 году И.В. Ружицкий выступил в качестве официального оппонента двух диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук и на одну диссертацию подготовил внешний отзыв (тематика рецензируемых диссертаций непосредственным образом связана с решаемыми в НИР задачами); им же были составлены отзывы на авторефераты трёх диссертаций (двух кандидатских и одной докторской), выпускные квалификационные работы иностранных магистрантов, подготовлена рецензия на статью в журнале «Русская речь» и на учебник русского языка «Диалог 1» (авторы: Наиля Балде, Джайянти Дата, Ана Карина Прокопышин; Gracio Editor, 2017). В ходе решения задач проекта разработаны отдельные вопросы теории и методики обучения иностранных учащихся русской художественной культуре в курсе практического русского языка, а также в рамках магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире». Обновлены материалы учебных программы данных курсов. В учебный процесс (на практических занятиях, спецкурсах, лекциях, при руководстве выпускными квалификационными работами) внедрены теоретические и практические материалы, относящиеся к разрабатываемой тематике.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".