ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проект посвящен фундаментальной проблеме экономической истории: как банки влияют на экономическое развитие. В истории коммерческих банков Российской империи этот вопрос в наименьшей степени изучен для аграрных губерний во второй половине XIX в., когда наблюдались длительные периоды слабого экономического роста. Новый вклад в изучение роли банков в экономическом развитии можно сделать, если взять за основу уникальный источник – статистику Орловского коммерческого банка по кредитам под залог разных товаров, прежде всего хлебных грузов, с указанием места их выкупа за 1872-1901 гг. К этому источнику в проекте добавлены другие статистические источники, касающиеся Орловской губернии и Центрального Черноземья: статистика банковского кредитования и платежей в отделениях Государственного банка и акционерных коммерческих банках, статистика сельскохозяйственного производства и вывоза хлебных грузов по железным дорогам, карты железнодорожных сетей, материалы приложений к губернаторским отчетам о характере деятельности населения в географических точках, где были расположены банковские подразделения. Эти материалы позволяют исследовать вопрос о роли банков в экономическом развитии с точки зрения одной из базовых функций кредитной системы, связанной с улучшением условий обмена товарами и услугами. Основная исследовательская гипотеза проекта заключается в том, что банки облегчали ситуацию с вывозом сельхозпродукции в районах своей деятельности. Банковская инфраструктура сложилась в Центральном Черноземье уже в 1870-е гг., однако в полной мере заработать она смогла значительно позже, к началу 1890-х гг. когда ослабло влияние банковского кризиса 1875 – 1880-х гг. Таким образом, экономическое развитие последней трети XIX в. не ограничивалось тяжелой промышленностью, акционерными компаниями и столичным фондовым рынком. Важная роль сельского хозяйства в экономике Российской империи предполагает тесную связь аграрного и финансового секторов, механизм взаимодействия которых нуждается в глубоком изучении.
The project deals with the fundamental issue of economic history: how do banks influence economic development. In the history of commercial banks of the Russian Empire this issue has been poorly studied for agrarian regions in the second half of the 19th century, when long periods of slow economic growth were observed. We use a unique statistical source for a contribution to economic development studies. This source is the statistics of the Oryol commercial bank on loans secured by various goods, especially grain railway cargoes, with indication of their destination for 1872-1901. Various statistical sources on Oryol Governorate and Central Black Earth Region were added to these data: lending and money transfer statistics in the branches of the State Bank and joint-stock commercial banks, statistics of agricultural production and grain railway cargoes, maps of railways, data of appendices to Oryol Governor's reports about economic activities in the areas where banks' branches were located. These materials allow us to investigate the banks’ role in economic development from the point of view of one of the basic functions of the credit system related to improving the conditions for the exchange of goods and services. Our main research hypothesis is that the banks facilitated the export of agricultural products in the areas of their activities. Banking infrastructure had developed in the Central Black Earth Region as early as the 1870s, but it became effective much later, by the beginning of the 1890s, when the influence of the banking crisis had been weakened. Thus, the economic development of the last third of the XIX century was not limited to heavy industry, joint-stock companies and the capital stock market. The important role of agriculture in the economy of the Russian Empire suggests a close link between the agrarian and financial sectors, the mechanism of interaction of which requires in-depth study.
Наше исследование направлено на изучение первичного и третичного секторов в исследованиях по истории банков Российской империи, раньше находившихся в тени вторичного, т.е. промышленного сектора. Мы покажем, что одна из базовых функций коммерческого банкинга – обслуживание торговли, особенно в связи с сельским хозяйством, – имеет самостоятельное значение для страны с большим аграрным сектором и обширной провинцией. Мы полагаем, что для XIX в. экономический рост и развитие нужно трактовать шире, чем индустриализация и промышленный рост. Мы хотим показать, что в периоды слабого экономического роста и неблагоприятной конъюнктуры ситуация в точках, где есть банк лучше, чем там, где банка нет. Наше исследование анализирует коммерческий банкинг аграрных губерний в период аграрного кризиса (1880-е – 1890-е гг.). Этот кризис важен для нашей темы в том смысле, что в этот период неблагоприятна цена основных активов в регионе. В дополнение к этому, в период с 1875 г. и до конца 1880-х гг. банковская система Российской империи почти не выходит из кризисного и депрессивного состояния. Неблагоприятная экономическая ситуация усиливается кризисом доверия к банковской системе и ограничительной политикой правительства по отношению к банкам. В результате, если инфраструктура третичного сектора (кредитование, расчеты, транспорт и др.) сложились в ЦЧР довольно рано, уже 1870-е гг., то заработать эта система в полной мере смогла только в 1890-е гг.
В распоряжении участников проекта есть база данных по банковским подразделениям Российской империи за 1874 и 1897 гг. (включая коммерческие банки и отделения Госбанка) с учетом административно-территориального деления и экономико-географического районирования П. П. Семенова-Тян-Шанского. База данных была создана в рамках проекта РФФИ № 16-06-00539 «Формирование рынка банковского капитала в Российской империи, 1874–1913 гг.: базы данных, статистический анализ, геоинформационные технологии». В рамках проекта РФФИ № 16-06-00539 была апробирована методика реконструкции региональных данных по годовым банковским отчетам. В рамках этого проекта накоплен большой опыт составления статистических сводок, используя разные публикации (годовые отчеты, сводные публикации, банковские справочники, приложения к «Вестнику финансов промышленности и торговли»). В рамках проекта РФФИ № 16-06-00539 была создана электронная карта Российской империи (отдельно Европейская Россия и Восточные регионы), на которую нанесены государственная граница, границы губерний, районирование Семенова-Тян-Шанского, а также населенные пункты, в которых есть отделения Госбанка и подразделения акционерных коммерческих банков. Электронные карты сделаны на 1874 и 1897 гг., по отделениям Госбанка есть еще срезы на 1868 и 1888 гг.
Проект изучает влияние инфраструктуры сферы услуг (коммерческих банков и железных дорог) на экономическое развитие аграрного региона Российской империи во второй половине XIX века. Этот вопрос анализируется на примере Центрального Черноземья, где тогда наблюдались длительные периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры. Для исследования был создан новый массив архивных и опубликованных источников о коммерческих банках, железнодорожных перевозках сельскохозяйственных товаров и об урожае основных зерновых культур. Особое внимание было уделено статистическим и картографическим источникам. В проекте используются корреляционный анализа, сетевой и геоинформационный анализ, а также анализ визуальных источников. В результате делается вывод о том, что в Центральном Черноземье в целом в 1874-1901 гг. были достаточно тесно взаимосвязаны аграрное производство, перевозки сельскохозяйственной продукции и банковский кредит, связанный с сельским хозяйством. В то же время, ситуация в разных районах варьировалась: были территории с достаточно развитой инфраструктурой (Орловская губерния на Рижско-Орловской магистрали к западным границам), районы с недостаточной плотностью железнодорожной сети (Курская и Воронежская губернии), а также районы, где не удалось создать банковскую систему в том объеме, чтобы стало заметным ее участие в обслуживании существенного товаропотока (Рязанская и Тамбовская губернии на Рязанско-Уральской магистрали и прилегающих к ней ветках подвоза с востока к Москве, а также Тульская губерния). В дополнение к этому бурный рост кредита по всему Центральному Черноземью в 1890-е гг. отставал от роста интенсивности железнодорожных перевозок, создавая у современников ощущение недостатка кредита в аграрных районах.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Первый год работы по проекту |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Второй год работы по проекту |
Результаты этапа: Проект изучает влияние инфраструктуры сферы услуг (коммерческих банков и железных дорог) на экономическое развитие аграрного региона Российской империи во второй половине XIX века. Этот вопрос анализируется на примере Центрального Черноземья, где тогда наблюдались длительные периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры. Для исследования был создан новый массив архивных и опубликованных источников о коммерческих банках, железнодорожных перевозках сельскохозяйственных товаров и об урожае основных зерновых культур. Особое внимание было уделено статистическим и картографическим источникам. В проекте используются корреляционный анализа, сетевой и геоинформационный анализ, а также анализ визуальных источников. В результате делается вывод о том, что в Центральном Черноземье в целом в 1874-1901 гг. были достаточно тесно взаимосвязаны аграрное производство, перевозки сельскохозяйственной продукции и банковский кредит, связанный с сельским хозяйством. В то же время, ситуация в разных районах варьировалась: были территории с достаточно развитой инфраструктурой (Орловская губерния на Рижско-Орловской магистрали к западным границам), районы с недостаточной плотностью железнодорожной сети (Курская и Воронежская губернии), а также районы, где не удалось создать банковскую систему в том объеме, чтобы стало заметным ее участие в обслуживании существенного товаропотока (Рязанская и Тамбовская губернии на Рязанско-Уральской магистрали и прилегающих к ней ветках подвоза с востока к Москве, а также Тульская губерния). В дополнение к этому бурный рост кредита по всему Центральному Черноземью в 1890-е гг. отставал от роста интенсивности железнодорожных перевозок, создавая у современников ощущение недостатка кредита в аграрных районах. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".