ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Методологическая проблематика неотделима от всех этапов развития как зарубежного, так и отечественного религиоведения. Осмысление соотношения объекта и предмета, различные позиции касательно методологии исследования религии как феномена общественного жизни, понимание конкретных религиозных традиций в истории и современности, неразрывно связано с методологической проблематикой. Современные дискуссии вокруг компетенции философии, теологии и науки в области изучения религии вновь ставят вопрос о перспективах развития современного религиоведения в системе гуманитарных дисциплин. Функциональный анализ религии, осуществляемый традиционно силами социологии религии (Э. Дюркгейм, Ф.-К. Кауфманн, Н. Луман, Т. O`Ди, И.Н. Яблоков), поныне далек от завершения, и его целесообразно продолжать хотя бы в контексте определения религии, поскольку в этом вопросе религиоведами до сих пор не достигнут консенсус (более 200 имеющихся на сегодня дефиниций религии, по признанию самих отечественных специалистов, не отражают всей полноты описываемого понятием «религия» социального феномена). Феноменологические исследования религии пройдя несколько этапов существенно изменили как сам метод так и предмет изучения. В настоящее время феноменологическое исследование религии прошло несколько этапов: ранний этап, классический период разработки понятия, критический период. Явно в работах авторов конца XX начала XXI вв. проявилось стремление и потребность реинтерпретации и нового осмысления понятия «святого». Ключевое понятие «святое» от формулировки (Р. Отто) как предмета, было несколько раз переосмыслено. Святое понималось как отношение (Фр. Хайлер), как пространство и время (М. Элиаде), как психологический комплекс (З. Фрейд), как архетип (К.Г. Юнг, Ст. Марлан, З. Хевайц), как открывающее и показывающее себя мистическое (Л. Витгенштейн), как событие – учреждающее культуру жертвоприношение (Р. Жирар),, как форма символической власти и форма символического господства (П. Бурдье). Сегодня эти формулировки разрабатываются и аккумулируются в понятии «сакрального поля». Новые методологические аспекты в религиоведение вносит интенсивно развивающийся когнитивный анализ мифа и религии. формирование оснований которого восходит к работам позднего Витгенштейна. Участие в развитии этого направления планируется кафедрой. Продолжится исследование по применению в религиоведении основных понятий и концепций сформулированных в науке XX – XXI вв. К ним относится развитие понятий в топологии А. Пуанкаре, Риманом и др. Необходимо осуществить демаркацию философии религии и комплекса религиоведческих дисциплин, выяснить компетенцию философии религии, произвести философскую критику понятий "метарелигиоведение" и "религиология", рассмотреть необходимость дополнения комплекса религиоведческих дисциплин и разработки новых концепций: трансгрессии мифоритуала, фундированная данными христианского мифа и философии трансгрессии классиков постмодернизма.
Основные результаты отражены в следующих работах: 1) Яблоков И.Н. Самоидентификация религиоведения в современной России. К дискуссии в отечественной литературе // Российское философское общество: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы научной конференции 2–4 октября 2014 г. / Общая ред. В.В. Миронов, ред. и сост. А.П. Козырев, П.Н. Костылев, А.В. Никандров. М.: Издательство Московского университета, 2015. С. 374–393. 2) Яблоков И.Н. Особенности решения проблемы выбора в религии // Материалы Всероссийской научной конференции «Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения». М.: Научная мысль, ИФ РАН, 2015. С. 7–14. 3) Яблоков И.Н. (в соав.) Круглый стол «Религия как фактор стабильности государства и общества в РФ» // Религия, власть и общество в современной России. М.: Праксис, 2015. С. 12–31. (0.9 п.л.) 4) Яблоков И.Н. Толерантность и диалог как основа межрелигиозного согласия (научная статья) // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и запад – диалог мировоззрений. Тезисы докладов VII Российского философского конгресса. Т.III. Уфа. РИЦ БашГУ, 2015. 0,1 п.л. 5) Яблоков И.Н. Свобода в отношении к религии (научная статья) // 25 лет по пути свободы совести. Материалы Научно-практической конференции. М., 2015. 0,7 п.л. 6) Апполонов А.В. Фома Аквинский. Сумма теологии: Монография. Том 5. М.: УРСС, 2015. 560 с. (перевод со средневековой латыни, общая редакция, вступительная статья и комментарии). 7). Апполонов А.В. Оккам Уильям. Избранное: Монография. Изд. 3, испр. М.: УРСС, 2015. 280. (перевод со средневековой латыни, общая редакция, вступительная статья и комментарии). 8)Вевюрко И.С., Винокуров В.В., Давыдов И.П., Осипова О.В., Панин С.А., Фадеев И.А. MAGNUM IGNOTUM: Магия. Герменевтика. Экклесиология. / Под общ. ред. И.П. Давыдова. – М.: Маска, 2015. – 286 с. 9). Костылев П.Н. «Научный атеизм» как повод для дискуссии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. №1. С. 207–217. Scopus [в соавторстве] 10). Костылев П.Н. Кораническая антропология: на примере концепта «грудь» (sadr) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. I: Богословие. Философия. 2015. №2. С. 55–72. 11).Тажуризина З.А. «Атеофобия» в истории христианства и свободомыслия // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015, № 1. С. 81–95. 12) Трофимова З.П. Христианский социализм в Англии в XIX веке // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015, № 2. С. 35–45
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Методологические проблемы современного религиоведения |
Результаты этапа: Публикация четырех научных статей в высокорейтинговых научных периодических изданий по теме НИР. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".