ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В ходе проекта будет разработана модель междисциплинарного исследования влияния русского языка на формирование российской идентичности и на ее роль в системе этнокультурной идентичности у различных категорий россиян в условиях русско-национального двуязычия и многоязычия. С позиций постнеклассической методологии и на основе критического анализа современных теорий, моделей и методов, применяемых в философии, лингвистике, социолингвистике, антропологии, культурологии, этносоциологии, анатомии и физиологии человека, психолингвистике, психосемантике, нейронауках, различных областях психологии (общей, педагогической, социальной, клинической, психологии личности, кросс-культурной психологии, этнопсихологии, психологии безопасности), и социальных исследованиях в целом будет разработан оригинальный методический комплекс, предназначенный для изучения проблемы влияния двуязычия и многоязычия на этнокультурную идентичность, связанные с ней когнитивные процессы, эмоционально-мотивационную сферу и поведение, субъективное благополучие личности и группы, а также на разнообразные социальные процессы, обусловленные контекстом лингвистического взаимодействия. При разработке методического комплекса будут применяться адаптированные методики и шкалы, предназначенные для изучения этнолингвистических процессов, разработанные ранее участниками коллектива методики и их адаптации, оригинальные методы, которые будут разработанные применительно к целям проекта. Также при изучении этнолингвистических процессов и их влияния на идентичность будут использованы инновационные методы социальных исследований (основанные на технологии виртуальной реальности и регистрации психофизиологических показателей). На основе разработанного методического комплекса будет реализовано эмпирическое исследование, включающее в себя масштабное исследование влияния русского языка на формирование этнокультурной идентичности в 10-12 субъектах федерации с различными статусами языков народов России (при наличии), различными лингвистическими ситуациями русско-национального двуязычия и многоязычия, и серию разработанных экспериментальных исследований в области этнолингвистических процессов, основанных на применении инновационных технологий.
The project will develop a model of interdisciplinary study of the impact of the Russian language on the formation of Russian identity and its role in the system of ethno-cultural identity in different categories of Russians in the conditions of Russian-national bilingualism and multilingualism. From the standpoint of post-non-classical methodology and on the basis of a critical analysis of modern theories, models and methods used in philosophy, linguistics, sociolinguistics, anthropology, cultural studies, ethnosociology, human anatomy and physiology, psycholinguistics, psychosemantics, neuroscience, various fields of psychology (General, pedagogical, social, clinical, personality psychology, cross-cultural psychology, ethnopsychology, security psychology), and social research in General, an original methodological complex will be developed, designed to study the impact of bilingualism and multilingualism on ethno-cultural identity, related cognitive processes, emotional-motivational sphere and behavior, subjective well-being of individuals and groups, as well as on a variety of social processes due to the context of linguistic interaction. In the development of the methodological complex will be used adapted methods and scales designed to study ethno-linguistic processes, previously developed by members of the team methods and their adaptation, the original methods that will be developed in relation to the objectives of the project. Also in the study of ethno-linguistic processes and their impact on identity will be used innovative methods of social research (based on virtual reality technology and registration of psychophysiological indicators). On the basis of the developed methodological complex, an empirical study will be carried out, including a large-scale study of the influence of the Russian language on the formation of ethno-cultural identity in 10-12 subjects of the Federation with different statuses of the languages of the peoples of Russia (if any), various linguistic situations of Russian-national bilingualism and multilingualism, and a series of developed experimental studies in the field of ethno-linguistic processes based on the use of innovative technologies.
1. Результаты анализа имеющихся в мировой практике решений в области взаимодействия двух или нескольких государственных или официальных языков, существующих моделей взаимодействия государственных языков с языками этнолингвистических меньшинств. 2. Результаты анализа современных теорий, моделей и методов, применяемых в лингвистике, антропологии, культурологии, этнологии, социологии, философии, социолингвистике, психолингвистике, психосемантике, различных областях психологии (общей, педагогической, социальной, клинической, психологии личности, кросс-культурной психологии, этнопсихологии, психологии безопасности), нейронауках и социальных исследованиях в целом к изучению проблем, связанных с многосторонним влиянием двуязычия и многоязычия на когнитивные процессы, эмоционально-мотивационную сферу и поведение, психологическое благополучие личности и группы, а также на разнообразные социальные процессы. 3. Теоретико-аналитический обзор существующих отечественных и зарубежных исследований в области изучения влияния языка на этнокультурную идентичность, ее содержание и направленность и поиска факторов и условий, опосредующих это влияние, в том числе, в ситуациях двуязычия и многоязычия. 4. Теоретико-аналитический обзор исследований в области использования инновационных технологий в сфере изучения билингвизма и мультилингвизма. 5. Информационно-аналитическая справка о лингвистических ситуациях и статусе русского языка и языков народов России в различных субъектах федерации. 6. Оригинальный методический комплекс, предназначенный для исследования влияния русско-национального двуязычия и многоязычия на особенности этнокультурной идентичности и на роль русского языка в формировании общероссийской идентичности. Комплекс будет включать следующие блоки: - установки по отношению к русскому языку и его приложению в различных сферах жизни общества; - влияние различных лингвистических ситуаций на когнитивный, мотивационно-аффективный и поведенческий компонент этнокультурной идентичностии; - влияние русского языка (с учетом различных независимых переменных) на содержание и направленность этнокультурной идентичности и роль российской идентичности в системе этнокультурной идентичности в целом; - влияние одноязычия, двуязычия и многоязычия на благополучие личности, группы и общества. 7. Результаты апробации эмпирического исследования влияния русского языка на этнокультурную идентичность и представленность российской идентичности у различных категорий россиян в субъектах федерации с различными этнолингвистическими ситуациями. 8. Результаты основного этапа эмпирического исследования влияния русского языка на этнокультурную идентичность и представленность российской идентичности у различных категорий россиян в субъектах федерации с различными этнолингвистическими ситуациями. Исследование будет проведено в субъектах федерации (будут выбраны 10-12 субъектов федерации) с различным этнокультурным составом, различающимися статусами русского языка и языков народов России, различными лингвистическими ситуациями: преобладанием русского одноязычия, русско-национального двуязычия и/или многоязычия. Предполагаемые субъекты федерации, в которых будет проведено исследование: г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Дагестан, Республика Башкортостан, Республика Крым и г. Севастополь, Республика Татарстан, Кемеровская, Ростовская, Омская области. Окончательный выбор конкретных субъектов федерации будет осуществлён на основе анализа в них лингвистических ситуаций и статуса русского языка и языков народов России в различных субъектах федерации. Общее количество респондентов 1000 человек. 9. Результаты исследования влияния двуязычия и многоязычия на психологическое благополучие, содержание и направленность этнокультурной идентичности. 10. Методический комплекс исследования влияния двуязычия и многоязычия на когнитивные процессы и на особенности этнокультурной идентичности с применением инновационных технологий (технологии виртуальной реальности и психофизиологических методов). 11. Рекомендации в области русско-национального двуязычия и многоязычия с целью профилактики и преодоления лингвистических и этнолингвистических конфликтов на разных уровнях – общероссийском, межгрупповом, межличностном и личностном.
Научный коллектив имеет задел в следующих областях, связанных с реализацией цели и задач исследования: разработка научной методологии в области этносоциальных процессов, психологии безопасности и идентичности; исследование этнокультурной идентичности; исследование трансформаций идентичности и кризиса идентичности в ситуации миграции русскоязычного населения в Россию из бывших союзных республик; исследования в области аккультурации и адаптации мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья; разработка методического инструментария в области этносоциальных исследований; психологическое сопровождение детей из семей мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, обучающихся в российских школах на русском языке; исследования в области ксенофобии, межэтнической напряженности; разработка концепции информационной безопасности; применение инновационных технологий в этносоциальных исследованиях (технологии виртуальной реальности, технологии регистрации движений глаз, комплексные психофизиологические методы); историко-филологическое исследование роли государственного языка в системе этнокультурной идентичности.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 февраля 2018 г.-25 февраля 2019 г. | Разработка междисциплинарной модели влияния русского языка на этнокультурную идентичность россиян в условиях русско-национального двуязычия и многоязычия |
Результаты этапа: | ||
2 | 23 апреля 2019 г.-17 апреля 2020 г. | Разработка междисциплинарной модели влияния русского языка на этнокультурную идентичность россиян в условиях русско-национального двуязычия и многоязычия |
Результаты этапа: | ||
3 | 13 августа 2020 г.-6 августа 2021 г. | Разработка междисциплинарной модели влияния русского языка на этнокультурную идентичность россиян в условиях русско-национального двуязычия и многоязычия |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".