![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В условиях глобального академического рынка в странах с развитой экономикой возрастает конкуренция за молодых ученых. В ситуации открытой науки «мозги» перетекают туда, где создаются лучшие условия для профессиональной самореализации и карьерного роста. Цель проекта - на примере академических систем России, Германии и США эксплицировать институциональные и организационные факторы, способствующие или препятствующие академическому продвижению молодых исследователей. Особенную актуальность проблема академического продвижения приобретает в связи с задачами в рамках национального проекта "Наука", который предполагает создание новых НОЦ и лабораторий под руководством ведущих ученых, а также увеличение численности молодых исследователей. Работа направлена на выявление оптимальной модели исследовательской карьеры в условиях глобального академического рынка. Теоретические рамки определяются институциональной теорией, а также новейшими концепциями академических карьер ( "трех карьер" и "protected space"). Дан сравнительные анализ профессиональному продвижению а академических системах России и Германии. Обозначены институциональные факторы, создающие "protected space", а также факторы, затрудняющие профессиональное продвижение. Показано, что в немецкой науке они обусловлены высокой конкуренцией, прежде всего, на ранних этапах карьеры, сокращением постоянных ставок, в российской науке – непривлекательностью академических профессий и неясностью карьерных перспектив. В работе использовались качественные методы — интервью, а также вторичные источники.
Under the conditions of the global academic markets, the competition for young scientists has been rising among the advanced economies. In the situation of the "open science" the brain drain is directed to the countries where better conditions for the professional self-realization and career advancement are created. The aim of the project consists in the explication based on the examples of the academic systems of Russia, Germany and USA of the institutional and organizational factors fostering or hindering the academic advancement of young countries. An especial relevance the problem of the academic advancement acquires in the light of the goals of the National project "Science" which implies creation of the new SEC and laboratories under the supervision of the leading scientists and an increase in the number of the young scientists as well. The research is oriented to the identifying of the most optimal model of academic career under the conditions of the global academic market. The theoretical framework is based on the institutional theory and on the recent conceptions of scientific careers as well ("three careers" and "protected space"). The project gives the comparative analysis of the institutional factors creating "protected space" and the factors hindering the professional advancement. It is shown that in the German science, they are determined with the high competition on the early stages of career, reduction in the tenures; in the Russian science - unattractiveness of the academic profession and uncertainty in the academic prospect. The research used the qualitative methods of the studying - interviewing and secondary sources.
За время реализации проекта планировалось: • изучение новейших теоретические подходы к исследованию академических карьер; • выявление институциональных факторов, играющих роль «protected space» для молодых ученых в российской научно-образовательной системе; • определение мер государственной научной политики Германии, направленные на карьерное продвижение - получение исследовательской независимости молодых; • сравнительный анализ карьерным моделям в российской и немецкой науке; • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование карьерного продвижения молодых ученых в российской
В 2015 - 2017 году научная группа разрабатывала тему, направленную на изучение влияния новых принципов государственного управления на карьеры молодых исследований в России. Авторы провели три эмпирических исследования, полученные результаты интерпретированы с помощью институциональной теории. В рамках этой работы были получены результаты относительно динамики возрастной структуры научных кадров; диагностирована степень влияния факторов новой институциональной среды (найм, гранты, метрики, коммерциализация) на профессиональные практики; определены социальные детерминанты академической карьеры молодых; выявлена оценка молодыми сотрудниками НИУ результатов реформирования научно-образовательной сферы; на основе результатов опроса проанализированы профессиональные перспективы молодых исследователей. Были опубликованы 10 статей, в том числе две статьи в реферативных базах данных Scopus и WoS
1. Впервые дан обзор новейших концепций в рамках теории академических карьер. В научный оборот введены концепты «три карьеры» Г. Лаудель и Й. Глэзера, а также теория формализма чикагской школы. Осуществлена экспликация теории «protected space». 2. Проанализированы возможности применения новейших концептов к институциональным особенностям профессионального продвижения молодых ученых в российской научно-образовательной среде. Выявлены основания, делающие эти концепты работающими. 3. Прослежены исторические трансформации стратегий формирования «protected space» в российской науке и диагностированы институциональные факторы, создающие исследовательскую независимость для молодого ученого в современной системе организации науки. 4. Изучены особенности построения карьер в немецкой науке, для этого были приняты во внимание вторичные источники. 5. Выявлены институциональные факторы, затрудняющие профессиональное продвижение в России и в Германии. Показано, что в немецкой науке эти факторы обусловлены высокой конкуренцией, прежде всего, на ранних этапах карьеры, сокращением постоянных ставок, в российской науке – непривлекательностью академических профессий и неясностью карьерных перспектив.
ИИЕТ РАН | Соисполнитель |
ИИЕТ РАН | Соисполнитель |
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Карьера молодых ученых (сравнительный анализ академических систем России, Германии и США) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | OTCHET_GOST_2018.12.pdf | OTCHET_GOST_2018.12.pdf | 1,8 МБ | 31 января 2019 [DushinaSA] |