![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Современное общество с ускорением темпов жизни, информационной и коммуникативной насыщенностью среды, частыми ситуациями неопределенности предъявляет высокие требования к личности человека. Стрессогенные условия жизни и деятельности в бурно развивающемся современном мире определяют те испытания, которые, с одной стороны, дают возможность личности развиваться, а, с другой стороны, могут вести к дезадаптационным проявлениям, психологическому неблагополучию личности, в аспекте снижения устойчивости к стрессам, формированию синдрома выгорания, развитию заболеваний стрессовой этиологии. Мониторинг психологических состояний позволит выявить основные проявления и факторы дезадаптации, описать группы риска, специфику проявлений дезадаптации в разных группах населения. Самоактуализация и связанные с ней ценностно-смысловые особенности личности, мотивы, особенности самоотношения и отношения к профессии составляют интегральную характеристику развития личности – личностный самоактуализационный потенциал, основу которого составляют ценности самоактуализации. Высокий личностный самоактуализационный потенциал способствует развитию личности, сохранению здоровья, адаптации к современным условиям. Особый интерес в аспекте борьбы с дезадаптационными проявлениями представляет процесс самоактуализации личности, который рассматривается как системообразующий личностный ресурс преодоления выгорания и стресса, как фактор развития и адаптации. Важную роль в психологической адаптации играют личностные особенности человека, характеристики, свойства и т.д. В связи с этим вопрос их диагностики и анализа представляется важным в различных сферах, таких как профориентация и профотбор. Полученные данные важны в аспекте профилактики и коррекции дезадаптационных проявлений и неблагоприятных состояний. Предполагается выявление и описание закономерностей и специфики регуляции состояния профессионалов разных сфер. Результаты могут быть использованы в профориентационной работе, в области профотбора, перепрофилирования специалистов, в психологическом консультировании в целях прогнозирования, профилактики проявлений дезадаптации и заболеваний стрессовой этиологии. Возможно использование результатов исследования в деятельности психологических служб образовательных учреждений города и других организаций.
Modern society with the acceleration of the pace of life, information and communication saturation of the environment, frequent situations of uncertainty, places high demands on a personality. Stressful conditions of life and activity in the rapidly developing modern world determine those tests that, on the one hand, enable individuals to develop, and, on the other hand, can lead to maladaptive manifestations, psychological distress of the individual, in the aspect of reducing resistance to stress, the formation of the burnout, the development of diseases of stress etiology. Monitoring of psychological states will allow to identify the main manifestations and factors of maladaptation, to describe the risk groups, the specifics of the manifestations of maladjustment in different groups of the population. Self-actualization and the value-semantic peculiarities of a person associated with it, motives, features of self-attitude and attitude to the profession constitute an integral characteristic of the development of a personality - personal self-actualization potential, which is based on the values of self-actualization. High personal self-actualization potential contributes to personal development, preservation of health, adaptation to modern conditions. Of particular interest in the aspect of dealing with maladaptive manifestations is the process of self-actualization of the personality, which is considered as a system-forming personality resource for overcoming burnout and stress, as a factor of development and adaptation. An important role in psychological adaptation is played by personal characteristics of a person, characteristics, properties, etc. In this regard, the question of their diagnosis and analysis is important in various fields, such as vocational guidance and professional selection. The obtained data is important in terms of prevention and correction of maladaptive manifestations and adverse conditions. It is intended to identify and describe patterns and specifics of the regulation of the status of professionals in various fields. The results can be used in career guidance, in the field of professional selection, professional reassignment, psychological counseling for the prediction, prevention of manifestations of maladaptation and diseases of stress etiology. It is possible to use the results of research in the activities of psychological services of educational institutions of the city and other organizations.
Профили состояний разных групп населения, факторное пространство показателей дезадаптации населения, структура самоактуализационного потенциала, классификация предикторов развития личностного потенциала и адаптации, модели самоактуализационного потенциала в аспекте регуляции состояния и психологической адаптации у населения. Анкеты оценки самоактуализационного потенциала. Рекомендации по развитию самоактуализационного потенциала у населения, в аспекте адаптации. Программа комплексной диагностики состояния, адаптации, самоактуализационного потенциала. Анализ психологических особенностей учащихся (школьников, студентов), работников отганизаций, военнослужащих, в аспекте психологического сопровождения и оптимизации их состояния и психологической адаптации. Результаты могут быть использованы в профориентационной работе, в области профотбора, перепрофилирования специалистов, в психологическом консультировании в целях прогнозирования, профилактики проявлений дезадаптации и заболеваний стрессовой этиологии. Возможно использование результатов исследования в деятельности психологических служб образовательных учреждений города и других организаций.
Результаты исследований психологических состояний позволяют рассматривать состояния дезадаптации, как психические состояния, имеющие множество коррелятов среди внутренних личностных особенностей, состояний, качеств (Дикая, Наличаева, 2013). При большом вкладе в развитие дезадаптационных проявлений организационных, экологических, социальных и ситуативных факторов, многие люди, проживая в одном городе, работая долгие годы, остаются резистентными к формированию дезадаптации, удовлетворены жизнью и профессией, работают с полной отдачей и реализуют свой внутренний потенциал в деятельности. Адаптация и резистентность личности к выгоранию и срессу обуславливается вовлечённостью в профессию, в основе которой лежат особенности ценностно-смысловой сферы личности. Характеристики ценностно-смысловой, нравственно-духовной сфер личности могут способствовать резистентности к развитию неблагоприятных психологических состояний. Кафедра психологии Филиала МГУ в г.Севастополе занимается исследованиями в области ценностно-смысловой регуляции состояния человека, самоактуализационного потенциала личности, психологической адаптации на базе Лаборатории социально-психологических исследований факультета психологии Филиала МГУ в г.Севастополе. В работах сотрудников кафедры отражены результаты исследований различных психологических сторон оценки человеческих ресурсов (Наличаева, 2011, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017; Малахова, Наличаева, 2017; Дикая, Наличаева, 2012, 2013; Ковалев, 2012, 2016, 2017; Сярдин, 2009, 2016, 2017; Борисенко, 2016, 2017). Разработаны проблемы личностного адаптационного потенциала и личностного самоактуализационного потенциала (военнослужащих, специалистов экстремального профиля), детерминанты самореализации человека (восприятие времени, ценности, смыслы, стратегии), изучаются методы повышения мотивации самореализации, приемы коррекции дезадаптационных состояний и т.д.
Написание научных статей, выступление с докладами, подготовка коллективной монографии. Разработка курсов дисциплин, отражающих научные результаты в рамках темы НИР. Разработка и апробация методик диагностики психологических особенностей личности в аспекте адаптации, личностного потенциала. Разработка и апробация тренингов, программ практико-ориентированных семинаров по проблемам психологической адаптации и профилактики неблагоприятных состояний профессионалов разных сфер.
госбюджет, программа отсутствует |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Оценка и развитие человеческих ресурсов |
Результаты этапа: Разработана программа психологической диагностики психических состояний у молодежи, проведена комплексная диагностика состояний. Проанализированы профили состояний разных групп населения, построено факторное пространство показателей дезадаптации молодежи. Описаны особенности структуры самоактуализационного потенциала у представителей разных групп населения. Разработана классификация предикторов развития личностного потенциала и адаптации. Рассмотрена жизнеспособность как фактор резистентности к дезадаптационным проявлениям. Создана модель самоактуализационного потенциала в аспекте регуляции состояния и психологической адаптации у молодежи. Проведен анализ психологических особенностей молодежи, в аспекте психологического сопровождения и оптимизации состояния и психологической адаптации. | ||
2 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Оценка и развитие человеческих ресурсов |
Результаты этапа: Проведена диагностика личностного самоактуализационного потенциала представителей разных профессий, разных возрастных групп. Выявлены и проанализированы особенности описания зрительных образов представителями творческих профессий. Продиагностирована мотивация достижения у спортсменов, описаны ее специфические свойства. Описана фасилитация в процессе делового общения персонала организации, установлена связь между фасилитацией и эффективностью деловой коммуникации персонала организации. Продиагностирован эмоциональный интеллект у студентов с разными уровнями тревожности, проанализирована специфика эмоционального интеллекта студентов с разными уровнями тревожности. Разработаны подходы к оптимизации психического состояния студентов при помощи функциональной музыки, проанализированы изменения психологического состояния студентов, возникающие при воздействии функциональной. Описаны психологические особенности интернет-зависимого поведения подростков и их личностных качеств, установлено наличие связи интернет-зависимого поведения школьников-подростков с их личностными качествами. Проанализированы симптомы и факторы эмоционального выгорания у педагогов и медицинских работников, выявлены особенности эмоционального выгорания у педагогов и медицинских работников вследствие стресса. Описаны психологические особенности образа тела в структуре самоотношения молодежи. Выявлены и описаны психологические факторы ответственности как свойства личности студентов. Проанализирована специфика учебных целей и особенностей мотивации обучающихся с акцентуацией личности. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".