Взаимодействие между учителями, учениками и родителями в образовательной среде: возможности и ограниченияНИР

Interaction between teachers, pupils and parents in the educational environment: opportunities and limitations

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 28 января 2019 г.-25 декабря 2019 г. Взаимодействие между учителями, учениками и родителями в образовательной среде: возможности и ограничения
Результаты этапа: В 2019 году осуществлялась реализация первого этапа исследования – теоретический анализ проблематики взаимодействия между учителями, учениками и родителями в образовательной среде с использованием социально-психологического и организационно-культурного подходов. Понятие образовательной среды дает возможность для реализации принципа целостности в реальности современного образования. Именно рассмотрение жизни школы, всех её ступеней, разнообразных специализаций, различных уроков, разнообразия коммуникативных процессов как единого целого, в конечном итоге, приводит к стратегическому подходу к организации функционирования современной школы. Кроме того, было проведено несколько эмпирических исследований. Целью одного из них было выявление характера взаимосвязи восприятия организационной культуры и идентификации с увлеченностью работой сотрудников школьных организаций. Обращение внимания исследователей на педагогические коллективы образовательных учреждений, как правило, сопровождается имплицитными ожиданиями, что результаты будут вполне предсказуемы и согласуемыми с бюрократическими проявлениями, свойственными государственным учреждениям. Однако резко ускорившиеся в последнее время процессы кардинального реформирования всей системы образования заставляют предполагать и новые социально-психологические феномены, и закономерности, которые в конечном итоге призваны повысить качество образования на всех его уровнях. В исследовании использовался следующий методический аппарат: опросник OCS С. Глейзер, С. Заманоу и К. Хакер (Glaser et al., 1987), перевод и адаптация Е.В. Кузавлева (под руководством С.А. Липатова), опросник Ф. Маела и Б. Эшфорта (перевод С.А. Липатова), опросник идентификации с карьерой и с профессией Р. ван Дика, опросник «Утрехтская шкала увлеченности работой» (адаптация на русский язык Д.А. Кутузовой (2006). Также было проведено эмпирическое исследование по проверке психометрических свойств русскоязычной версии опросника «Профессиональная временная перспектива будущего» (Occupational Future Time Perspective, OFTP) Х. Цахера и М. Фрезе (Базаров Т.Ю., Парамузов А.В., 2019). В результате было показано, что взаимосвязь воспринимаемых характеристик организационной культуры, организационной идентификации и увлечённости работой педагогов образовательного учреждений подтверждается лишь частично, так как некоторые характеристики организационной культуры не имели положительной связи с идентификацией с организацией, с идентификацией с подразделением, с идентификацией с профессией. С другой стороны, взаимосвязь представлений об организационной культуре и увлеченности работой полностью доказана, как и взаимосвязь между увлеченностью работой и организационной идентификацией. В данном случае речь идет о позитивной оценке сотрудниками организационной культуры школьного учреждения и ее влиянии на увлеченность работой, а также на осознание своей принадлежности к группе, ее эффективности и продуктивности, что выступает в качестве мотивации достижения высоких результатов. И, наоборот, чем выше их поглощённость работой и энтузиазм, тем значимее для них становится группа или организация в целом. Кроме того, было проведено исследование психометрических свойств русскоязычной версии опросника Х.Цахера и М.Фрезе OFTP, результаты которого показали, что данный опросник обладает приемлемыми психометрическими свойствами, сопоставимыми с оригинальной версией. Русскоязычная версия OFTP может быть рекомендована для использования в научных и практических целях в рамках образовательных проектов. На основании результатов проведенных исследований были подготовлены работы, в которых отражается разрабатываемая творческим коллективом гранта концепция изучения взаимодействия между учителями, учениками и родителями в образовательной среде с использованием социально-психологического и организационно-культурного подходов, а также представлен анализ первых эмпирических результатов. На основе полученных результатов были подготовлены материалы для участия в тематических конференциях. Так же, за данный отчетный период был проведен теоретический обзор научных исследований педагогических конфликтов и конфликтного общения в школьной среде. Среди основных направлений исследований выделяются: поиск причин конфликтов и их классификация, изучение конфликтов и других сложностей в общении между учащимися в школе и роли учителя в их разрешении, исследования особенностей взаимодействия, стилей конфликтного поведения, психологических аспектов разрешения конфликтов, анализ предупреждение и преодоление конфликтов, разработка практических моделей разрешения конфликтов, анализ ситуаций взаимодействия в педагогической среде. Зарубежные исследования сосредоточены так же на проблемах предубеждения и несправедливого распределения власти и изучении стратегий разрешения конфликтов. Несмотря на постоянные реформы в российском образовании, можно выделить ряд тенденций, на которые обращают внимание отечественные и зарубежные авторы при анализе более широкого контекста генезиса школьных конфликтов: высокая директивность школьной системы, маленькая степень свободы учеников, роль учителя как носителя власти, его позиция «над ситуацией» обучения, активная роль учителя как источника знаний и опыта, пассивная роль ученика как реципиента знаний, унифицированность школьной программы, отсутствие выбора индивидуальной траектории обучения, ее оторванность от практики, недостаток финансирования, слом и трансформация советской классической системы образования. Данные тезисы в той или иной степени справедливы для общеобразовательных государственных школ, на базе которых мы планируем проводить исследование. Нами были проанализированы основные конфликтогенные факторы педагогической среды, которые будут учтены при проведении эмпирического исследования и анализе результатов. Взаимодействие в диаде «педагог-ученик» проходит в заданных образовательной системой условиях, характеризуется высоким уровнем психологического напряжения для обеих сторон, различием в статусе, выполняемых функциях, возрасте и социальном опыте. Конфликты могут быть спровоцированными любой из сторон, а также внешними факторами, т.к. большое влияние оказывает социальный контекст (изменения в образовательной системе, в способах контроля успеваемости и пр.), личностные особенности участников (агрессия, враждебность), профессиональные деформации (директивность, стереотипность мышления), и тот факт, что образовательный процесс является частью общего процесса социализации личности учащихся, что накладывает дополнительные условия на осуществление учителями своей профессиональной деятельности. В конце 2019 года была начата подготовка второго этапа, который предполагает реализацию ряда эмпирических исследований, сочетающих различные методы сбора информации для выявления особенностей взаимодействия и конфликтов основных участников образовательной среды, а также основных характеристик организационной культуры современных российских школ. В ходе подготовки второго этапа осуществляется дальнейшая разработка и уточнение концептуальной схемы, поиск и разработка инструментария, уточнение основных параметров выборки для проведения эмпирических исследований в интересующих нас группах респондентов. Например, осуществляется уточнение основных понятий, с помощью которых обозначаются трудности в общении, возникающие между участниками образовательного процесса. В частности были выделены ключевые различия таких понятий, как «конфликт» и «насилие». Так, в основе конфликта, в отличие от насилия, всегда лежит конкретное противоречие, длительность существования конфликта обусловлена существованием этого противоречия, конфликт может выполнять позитивные функции, каждая из сторон конфликта имеет возможность влиять на происходящее и несет ответственность за исход. В будущем исследовании планируется проанализировать житейское понимание конфликта участниками образовательного процесса, которое лежит в основе категоризации ими ситуаций взаимодействия, как конфликтных. Мы предполагаем, что в нем понимание конфликта будет ближе к деструктивному конфликту и насилию, чем в научной литературе. Так же мы планируем выделить отличия в категоризации ситуаций как конфликтных у учителей и учеников. В ходе подготовки второго этапа был проведен анализ методов, традиционно используемых при изучении педагогических конфликтов, была обоснована целесообразность применения количественной и качественной методологии при проведении будущего исследования в московских школах. Используя стандартизированные опросники, мы не можем с точностью сказать, о какой именно ситуации думает респондент, когда отвечает на вопросы. Для нас же особый интерес представляет субъективная категоризация и интерпретация ситуации взаимодействия как конфликтной и позиционирование себя в ней, а так же ее последствия и эффекты. Наши предыдущие исследования восприятия конфликтов в образовательной среде вуза, выполненные с опорой на качественную и количественную методологию, показывали расхождение между научным и житейским пониманием конфликта как у студентов, так и у преподавателей. В исследовании на базе школ мы планируем использовать тот же алгоритм сочетания качественных и количественных методов исследования и при изучении конфликтов. Интервью и фокус-группы можно применять для анализа житейского понимания конфликта в школьной образовательной среде и для выделения кейсов. Потом при помощи количественных методов выяснить, какие ситуации воспринимаются, как наиболее конфликтные, и чем они отличаются. А уже потом – проводить количественное исследование на большой выборке, позволяющее установить, как именно респонденты ведут себя в зависимости от субъективных отличий ситуации. Таким образом, в будущем году планируется провести исследование восприятия конфликтов и категоризации ситуаций как конфликтных у учителей и учеников в московских школах с использованием качественных и количественных методов, таких, как полуструктурированное интервью, фокус-группы и анкетирование. In 2019, the first stage of the study was implemented-a theoretical analysis of the problems of interaction between teachers, students and parents in the educational environment using socio-psychological and organizational-cultural approaches. The concept of the educational environment makes it possible to implement the principle of integrity in the reality of modern education. It is the consideration of the life of the school, all its stages, various specializations, different lessons, a variety of communication processes as a whole that ultimately leads to a strategic approach to the organization of the functioning of a modern school. In addition, several empirical studies have been conducted. The purpose of one of them was to identify the nature of the relationship between the perceived organizational culture and identification with the work engagement of school organizations’ employees. The attention of researchers to the teaching staff of educational institutions is usually accompanied by implicit expectations that the results will be quite predictable and consistent with the bureaucratic manifestations inherent in public institutions. However, the processes of radical reform of the entire education system that have recently accelerated dramatically make us assume new socio-psychological phenomena and patterns that are ultimately designed to improve the quality of education at all levels. The study used the following methodological apparatus: the OCS questionnaire by S. Glaser, S. Zamanou and K. Hacker (Glaser et al., 1987), translation and adaptation of E. V. Kuzavlev (under the direction of S. A. Lipatov), questionnaire of F. Mael and B. Ashfort (translated by S. A. Lipatov), questionnaire of identification with the career and profession of R. van Dick, questionnaire "Utrecht Work Engagement Scale " (adaptation to Russian by D. A. Kutuzova (2006). An empirical study was also conducted to check the psychometric properties of the Russian version of the questionnaire "Occupational Future Time Perspective, OFTP” by H. Zacher and M. Freze (Bazarov T. Yu., Paramuzov A.V., 2019). As a result, it was shown that the relationship between the perceived characteristics of organizational culture, organizational identification and enthusiasm for the work of teachers of educational institutions is only partially confirmed, since some characteristics of organizational culture did not have a positive relationship with identification with the organization, with identification with the division, with identification with the profession. On the other hand, the relationship between perceptions of organizational culture and work engagement is fully proven, as is the relationship between work engagement and organizational identification. In this case, we are talking about a positive assessment by employees of the organizational culture of the school and its impact on the enthusiasm for work, as well as on the awareness of their belonging to the group, its effectiveness and productivity, which acts as a motivation to achieve high results. Conversely, the more engaged and enthusiastic they are, the more important the group or organization as a whole becomes to them. In addition, a study was conducted of the psychometric properties of the Russian version of the questionnaire by H. Zacher and M. Frese OFTP, the results of which showed that this questionnaire has acceptable psychometric properties comparable to the original version. The Russian version of OFTP can be recommended for use in scientific and practical purposes as part of educational projects. Based on the results of the research, works were prepared that reflect the conception of studying the interaction between teachers, students and parents in the educational environment, developed by the grant team, using socio-psychological and organizational-cultural approaches, as well as analysis of the first empirical results. Based on the results obtained, materials were prepared for participation in thematic conferences. At the end of 2019, the preparation of the second stage of the grant was started, which involves the implementation of a number of empirical studies that combine various methods of collecting information to identify the features of interaction and conflicts of the main participants of the educational environment, as well as the main characteristics of the organizational culture of modern Russian schools. During the preparation of the second stage, further development and refinement of the conceptual scheme, search and development of research methods, clarification of the main parameters of the sample for conducting empirical research in the groups of respondents we are interested in. It also clarifies the basic concepts that are used to study the difficulties in communication that arise between participants in the educational process.
2 25 декабря 2019 г.-25 декабря 2020 г. Взаимодействие между учителями, учениками и родителями в образовательной среде: возможности и ограничения
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Статья OrgPsy_2019_13Bazarov-Paramuzov57-80.pdf 537,4 КБ 26 апреля 2019 [tbazarov]