Возможность использования компьютерных методов нейропсихологической диагностики для системного (синдромного) анализа вариантов развития когнитивных функций у детей 6-9 летНИР

The possibility of applying computerized neuropsychological assessment for syndrome analysis of developmental trajectories of cognitive functions in 6-9 years old children

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 15 января 2019 г.-15 декабря 2019 г. Возможность использования компьютерных методов нейропсихологической диагностики для системного (синдромного) анализа вариантов развития когнитивных функций у детей 6-7 лет
Результаты этапа: На первом этапе проекта была составлена батарея компьютеризированных нейропсихологических методов для обследования старших дошкольников и младших школьников, в которую включены методики, позволяющие оценить различные когнитивные функции. Для оценки функций программирования и контроля (управляющих функций) использовались тесты: 1) «Dots»; 2) Компьютерная версия для детей «таблиц Шульте» в модификации Горбова; 3) Детская игровая версия теста 1-back «Руки-ноги-голова»; 4) Корректурная проба. Для оценки функций переработки зрительно-пространственной информации использовались следующие методики: 1) Компьютерная версия теста «Кубики Корси»; 2) «Ориентация линий» (проба Бентона); 3) «Стрелы»; 4) Оригинальная методика «Глазомер». Для оценки функций переработки слуховой информации использовалась компьютерная версия теста «Понимание близких по звучанию слов». Также в батарею методик был включен тест для оценки понимания логико-грамматических конструкций. Все эти методики реализованы на базе системы «Практика-МГУ», позволяющей стандартизировать и унифицировать проведение методик, а также накапливать данные, получаемые в различных исследованиях. Проведен сбор данных, которые, с одной стороны, позволили провести апробацию и стандартизацию батареи, а с другой – оценить соотношение между новыми компьютерными методами и традиционно используемым в отечественной нейропсихологии обследованием детей 6-9 лет. В общей сложности на данном этапе проекта в апробации приняло участие 199 испытуемых: 103 дошкольника и 96 первоклассников. Показана согласованность получаемых с помощью новой батареи результатов с результатами полного нейропсихологического обследования. Помимо анализа результатов выполнения отдельных компьютерных тестов были разработаны интегральные показатели, рассчитывающиеся на основании выполнения нескольких тестов и характеризующие оцениваемые функции более полно и надежно. На основании опыта оценки традиционного поведенческого нейропсихологического обследования и рассмотрения корреляций между отдельными параметрами выполнения компьютерных тестов и интегральных индексов состояния функций, полученных в нейропсихологическом обследовании, были отобраны наиболее информативные показатели выполнения компьютерных методик. Затем был разработан алгоритм вычисления интегральных показателей выполнения батареи компьютерных методик, направленных на оценку управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации. Полученные результаты показывают, что разработанные индексы оказываются в достаточной мере согласованными с результатами традиционного нейропсихологического обследования. При этом, однако, мы получили высокие корреляции не только между соответствующими друг другу индексами выполнения компьютерных тестов и заданий нейропсихологического обследования, но и ряд «побочных» корреляций между индексами управляющих функций и функций переработки информации, что указывает на недостаток специфичности разработанных индексов. Проведенная работа показывает перспективность выбранного направления. Уже сейчас разработанный набор компьютерных тестов и предлагаемый способ их обработки может быть использован в практической работе. Учет выявленной сложности выбора параметров для создания индексов, достаточно специфичных с одной стороны, и чувствительных – с другой, станет одной из задач второго этапа исследования. Одной из возможных рабочих гипотез является следующая: составление интегральных показателей для оценки первично ослабленного компонента возможно на основании специального анализа первичных и вторичных проявлений слабости тех или иных компонентов высших психических функций (когнитивных функций). По результатам проведённой в отчетном году работы сделано три доклада на Российских и международных конференциях, опубликовано трое тезисов, опубликовано две статьи в научных журналах.
2 15 января 2020 г.-25 декабря 2020 г. Возможность использования компьютерных методов нейропсихологической диагностики для системного (синдромного) анализа вариантов развития когнитивных функций у детей 6-8 лет
Результаты этапа: В рамках проекта проводится анализ сопоставительный анализ состояния когнитивных функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по данным традиционной нейропсихологической диагностики и новых компьютерных методик. Одним из основных направлений работы – это создание интегральных показателей выполнения разработанной ранее батареи компьютеризированных нейропсихологических тестов, позволяющих оценить состояние трех групп функций – программирования и контроля, переработки слуховой и зрительно-пространственной информации. Батарея включает в себя следующие тесты: (1) Тест «Точки» («Dots»); (2) Компьютерная версия «таблиц Шульте» в модификации Горбова; (3) Детская игровая версия теста 1-back «Руки-ноги-голова»; (4) Корректурная проба для дошкольников и младших школьников; (5) тест на понимание близких по звучанию слов; (6) тест «Кубики Корси, (7) тест «Стрелы», (8) тест «Ориентация линий» (проба А. Бентона) и (9) прогрессивные цветные матрицы Равена; (10) «Тест на понимание логико-грамматических конструкций. В 2020 году были собраны эмпирические данные о состоянии когнитивных функций дошкольников и второклассников. В общей сложности на данном этапе выполнения проекта в апробации приняло участие 384 испытуемых: 140 дошкольников (средний возраст – 6.46 лет, 77 мальчиков, 63 девочки), 90 первоклассников (средний возраст – 7.65 лет, 34 мальчика, 56 девочек) и 154 второклассников (средний возраст – 8.66 лет, 89 мальчиков, 69 девочек). Со всеми детьми было проведено нейропсихологическое обследование, что позволило оценить соотношение между новыми компьютерными диагностическими методами и традиционно используемым в отечественной нейропсихологии обследованием детей 6-9 лет. Проведенный корреляционный анализ показателей выполнения компьютерных тестов и интегральных показателей нейропсихологического обследования свидетельствует о хорошей согласованности результатов компьютерных методик и традиционного нейропсихологического обследования. Однако, помимо ожидаемых корреляций между индексами аналогичных функций, были также получены значимые корреляции с показателями ряда других психических функций. Поэтому на основании нашего опыта анализа оценок традиционного нейропсихологического обследования и рассмотрения структуры корреляций между первичными шкальными оценками выполнения детьми компьютерных тестов и индексов, полученных в ходе их нейропсихологического обследования, были отобраны наиболее информативные показатели выполнения компьютерных методик и на их основе разработан алгоритм вычисления интегральных показателей для функций программирования и контроля произвольных действий (управляющих функций), функций переработки слуховой и зрительно-пространственной информации. Определенным недостатком созданных интегральных показателей оказалась их низкая специфичность. Это было обнаружено ещё на первом этапе проекта, а увеличение выборки и попытки варьировать состав индексов не существенно улучшили ситуацию. Поэтому был разработан двухступенчатый алгоритм расчета интегральных показателей. Сначала из результатов всех компьютерных методик отбиралось небольшое число однозначно интерпретируемых показателей нескольких проб и из них составлялись первичные интегральные показатели состояния указанных выше трех групп функций. Далее на основании различий этих первичных индексов, полученных по тем методикам, где ошибки могли возникнуть вследствие слабости одной из двух различных функций, эти показатели классифицировались индивидуально для каждого испытуемого, что позволило сделать интегральные показатели более индивидуальными текущему уровню развития когнитивных функций каждого ребенка, и, по нашему предположению, могло повысить их специфичность. Описанный алгоритм был программно реализован на языке R, написаны соответствующие функции, позволяющие рассчитывать индексы, варьировать их состав и сопоставлять их с традиционными нейропсихологическими индексами. Анализ получаемых с помощью этого метода результатов позволил усилить согласованность оценок когнитивных функций, получаемых с помощью традиционного и компьютерного обследования. Однако осталась нерешенной проблема специфичности – корреляции высоки не только между соответствующими (аналогичными) друг другу индексами, но и между остальными. Таким образом, варьирование состава интегральных индексов решает обозначенную проблему лишь отчасти. Мы предполагаем, что лучший результат можно найти при анализе соотношения первичных и интегральных показателей выполнения компьютерных методик с выполнением отдельных нейропсихологических проб, а не обобщенными индексами. Эту работу планируется провести на следующем этапе выполнения проекта. По результатам проведённой в отчетном году работы сделано 3 доклада на Российских и международных конференциях, опубликовано 3 тезисов, одна статья в научном сборнике, ещё одна статья подготовлена и сдана в редакцию научного журнала из списка ВАК.
3 15 января 2021 г.-25 декабря 2021 г. Возможность использования компьютерных методов нейропсихологической диагностики для системного (синдромного) анализа вариантов развития когнитивных функций у детей 6-8 лет
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".