ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Существующая в России система сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно для огромного числа малых хозяйств, не позволяет мобилизовывать для рыночного оборота весь предлагаемый производителями объем продукции и не заинтересовывает хозяйства в расширении производственного потенциала и улучшении товарного предложения, а также исключает прямое участие конечных потребителей в сбыте. Это обусловлено несовершенством форм реализации сельскохозяйственной продукции и действующих институциональных условий. В мировой практике выработаны и функционируют разнообразные формы сбыта сельскохозяйственной продукции. Особенно положительно зарекомендовал себя опыт осуществления сбыта на кооперативной основе. Во многих зарубежных странах за счет поставок кооперативов формируется большая часть рыночного оборота продовольствия. Одной из эффективных моделей сбытовой кооперации является кооператив с аукционной продажей. Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании необходимости создания, разработке принципов, структуры, экономического механизма функционирования и параметров пилотной модели кооператива с аукционной продажей сельскохозяйственной продукции в современных условиях России с учетом зарубежного опыта и подготовке предложений для ее практического внедрения в России. Формирование кооперативов аукционного сбыта сельскохозяйственной продукции означает кардинальную перемену характера сбыта и смену его участников - вместо опосредованного он станет прямым. На этой основе возможно взаимовыгодное согласование интересов всех участников сбыта при существенном повышении цен производителей и снижении цен на продовольствие для конечных потребителей. Такая модель сбыта может использоваться во всех регионах страны.
The existing agricultural sales system in Russia, especially for a huge mass of small farms, does not allow to mobilize for the market turnover all the volume of products offered by producers and does not interest the farm in expanding its productive capacity and improving the supply of goods, and also excludes direct participation of end users in sales of agricultural products. This is due to the imperfection of forms of selling agricultural products and the current institutional conditions. Various forms of agricultural have been developed and are functioning in different countries. There is positive experience of such form of marketing. In many foreign countries most of the market turnover of food is formed through the supply of cooperatives. One of the effective models of marketing cooperation is a cooperative with auction sales. The scientific novelty of the research consists in theoretical substantiation of the necessity for creating, in developing the principles, structure, economic mechanism of functioning and in developing parameters of the pilot model of the cooperative with auction sale of agricultural products in the modern conditions of Russia, taking into account foreign experience, and preparing proposals for its practical implementation in Russia. The organization of cooperatives in the sale of agricultural products means a radical change in the nature of sales and the replacement of its participants - instead of indirect, it will become direct. On this basis, it is possible to mutually agree the interests of all sales participants with a substantial producer price increase and a consumer price decrease. Such a marketing model is possible for use in all regions of the country.
1. По результатам исследования будет разработана модель кооператива с аукционной продажей сельскохозяйственной продукции, обоснована его структура, будет определен порядок выбора места размещения кооператива, будут сформулированы принципы организации деятельности, определены принципы взаимоотношений между внутренними структурными подразделениями (звеньями), а также принципы взаимоотношений кооператива с потребителями, порядок установления цен и распределения доходов (прибыли) между членами. 2. Будет предложена схема и программа обучения участников кооперативной аукционной деятельности (очная и дистанционная через интернет). Научная значимость ожидаемых результатов исследования 1. На конкретных расчетах будет показан экономический эффект, который возможен для всех участвующих в деятельности звеньев (партнеров): для производителей-поставщиков продукции на аукционную продажу, для покупателей продукции и непосредственно для самого аукционного кооператива. 2. По результатам исследования будет доказано и конкретными расчетами подтверждено: А). Возможность полного исключения из процесса продвижения продукции от производителей к потребителям индивидуальных, официально не зарегистрировавших свой правовой статус, посредников, которые скупают продукцию в местах ее производства по заниженным ценам, незаслуженно присваивая значительную часть добавленной стоимости; Б). Возможность повышения закупочных цен для производителей (по опыту Германии – на 20-30%); В). Возможность снижения уровня аукционных цен по сравнению с другими формами реализации (неорганизованными посредниками, на ярмарках и пр.). Г). Возможность участия в аукционных покупках граждан, объединяющихся в группы для выкупа лотов. При этом цены приобретения продуктов будут на одну треть ниже, чем в розничной торговле. Это единственная реальная возможность снижения цен на продовольствие в современной ситуации в России. 3. Сказанное будет служить эффективным агитирующим фактором в пользу создания подобных формирований. Потенциальные возможности использования результатов исследования при решении прикладных задач ……… 1. Разработанная модель кооператива с аукционной продажей может использоваться в любом регионе России. Одним из основных условий образования такого кооператива и размещения базы для накопления продукции и проведения аукциона является наличие в населенном пункте (городе) не менее 150-200 мелкооптовых покупателей (потребителей) – больниц, школ, учебных заведений, ресторанов и кафе, магазинов и пр. 2. Важным условием является также участие в таком формировании в качестве члена городской или муниципальной администрации, что необходимо для внесения в качестве паевого взноса помещений для накопления продукции и проведения аукциона, регулирования взаимоотношений между организациями населенного пункта, выполнения охранных функций. 3. Количество подобных формирований ничем другим не ограничивается. При этом в крупных городах могут создаваться и функционировать несколько кооперативов с аукционной продажей. В целях более широкого распространения практики кооперативной аукционной торговли целесообразно провести в рамках данного проекта (при дополнительном финансировании) двухдневный семинар с представителями региональных администраций, министерств сельского хозяйства, фермерских ассоциаций. Общий план работы по проекту в 2018-2019 гг.
Для выполнения проекта у исполнителей имеется определенный задел: - Выступления с концепцией создания аукционных кооперативов на Первом съезде сельскохозяйственных кооперативов (2013 г.). - Выступления на конференциях. - Публикации статей и тезисов по кооперации с представлением идеи создания аукционных кооперативов. - Обсуждение идеи создания и параметров аукционного кооператива на Съезде фермеров Московской области (2016 г.). - Заготовки по параметрам аукционных коопероативов. - Ознакомление с кооперативом с аукционной продажей сельскохозяйственной продукции в Германии (г.Штутгарт). У исполнителей имеется компьютерное оборудование, необходимое программное обеспечение, навыки научной работы и доступ к основным информационным ресурсам
1. Теоретическое обоснование необходимости создания аукционных кооперативов, определение принципов и структуры их организации, обоснование экономического механизма функционирования, построение пилотной модели кооператива кооператива с аукционной продажей сельскохозяйственной продукции и подготовка предложений по ее внедрению. Текст отчета 2018 г. доц., к.э.н. Харитонов Н.С., доц., к.э.н. Хожаинов Н.Т. 2. Апробация пилотной модели кооператива и подготовка предложений по ее практическому внедрению в конкретных регионах. Текст отчета и предложения по внедрению в отдельных регионах. 2019 г. доц., к.э.н. Харитонов Н.С., доц., к.э.н. Хожаинов Н.Т.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Обоснование и апробация пилотной модели кооперативной формы аукционной реализации продукции сельскохозяйственными производителями |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".