ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Несмотря на большое количество исследований, изучающих развитие разных когнитивных процессов, в том числе развитие речи, их подавляющее число направлено на анализ каждой функции отдельно вне зависимости от состояния других функций. Данный проект направлен на анализ связи овладения синтаксисом с развитием других высших психических функций (управляющих функций, функций переработки информации различных модальностей, активационных компонентов ВПФ) у нормативно развивающихся детей, что позволит более глубоко описать формирование речи с учетом индивидуальных различий. Для изучения овладения синтаксисом предполагается исследование владения младшими школьниками общеобразовательной школы пониманием обратимых (reversible) логико-грамматических конструкций, которое не может ограничиваться опорой на лексическое содержание и требует проведения синтаксического анализа. Нейровизуализационные исследования и исследования патологии речи у взрослых и детей свидетельствуют о сложной многокомпонентной функциональной системе синтаксической обработки, требующей участия разных отделов головного мозга (Лурия, 1947, 1969, 1975; Ахутина, 1989, 2003; Киселев, 2002; Лапшина 2011; Caplan et al., 1996; Grodzinsky & Friederici, 2006; Stromswold et al., 1996; Ben-Schachar et al., 2004; Yeatman et al., 2010; Den Ouden et al., 2012). Поскольку каждый из этих компонентов входит и в другие функциональные системы, в том числе неречевые, изучение связи овладения синтаксисом с развитием других высших психических функций позволит представить системный динамический характер развития речи и его индивидуальные особенности. Данный проект будет первым систематическим исследованием, в котором сопоставляется состояние вербальных и невербальных функций, участвующих в формировании синтаксических умений. Использование компьютеризированных методик позволит получить новые, в достаточной степени точные и объективные данные о состоянии психических функций, а сопоставительный анализ речевых функций при различных вариантах нормального развития позволит проследить возможные влияния состояния неречевых функций на освоение синтаксиса. Таким образом, планируемое исследование позволит ответить на вопросы: Как сказываются индивидуальные особенности в развитии ВПФ на овладение пониманием синтаксических конструкций детьми 7-10 лет? Как выявлять трудности понимания синтаксических конструкций у детей и лежащие в их основе механизмы, чтобы наиболее эффективно помогать детям с такими трудностями?
Despite the fact that there are many studies, which examine the development of different cognitive processes (speech development also), mostly these studies are focused on the analysis of each function separately, regardless of its connection to another functions. The project aims to analyse syntax acquisition in typically developing children in its connection with the development of other higher mental functions (executive functions, functions of processing information from different modalities, arousal components of HMF). This will allow describing language acquisition more precisely, taking individual differences into account. The examination of the comprehension of reversible logical-grammatical constructions (correct interpretation of which couldn’t be performed using lexical meanings of the words only and requires syntax analysis) in students of common primary school is planned in order to study syntax acquisition. The neuroimaging studies and the studies of language pathology suggest that there exists complex multicomponent functional system of syntax information processing, which involves different parts of the brain (Luria, 1946, 1969, 1975; Akhutina, 1989, 2003; Kiselev, 2002; Lapshina, 2011; Caplan et al., 1996; Grodzinsky & Friederici, 2006; Stromswold et al., 1996; Ben-Schachar et al., 2004; Yeatman et al., 2010; Den Ouden et al., 2012). Since each of these components is also involved into other functional systems (non-verbal also), the study of the link between syntax acquisition and other HMF development might allow to represent systemic dynamic character of language development and its individual features. The project will become the first systematic study, in which will be compared verbal and non-verbal functions involved into the process of syntactic competences development. The usage of computer-based tests will allow to collect new, largely accurate and objective data about mental functions state. The comparative analysis of language functions in different types of typical development will allow to trace possible influence of non-verbal functions state onto syntax acquisition. Thus, planned study will answer following questions: How individual differences in HMF development influence syntactic constructions comprehension in children 7-10 y.o.? How to reveal difficulties of syntactic constructions comprehension in children and its mechanisms in order to help children with these difficulties efficiently?
2016 год Создание и отладка компьютерных версий перечисленных методик. Также планируется создание инструментов для первичной обработки полученных результатов (на базе пакета Matlab). При этом отбор фиксируемых параметров и первичная обработка будут проведены таким образом, чтобы получаемые показатели позволяли сделать достаточно подробное заключение в первую очередь о состоянии речевых функций, а также других высших психологических функций. Следующим шагом реализации проекта предполагается проведение апробации комплекса разработанных авторским коллективом компьютерных методик диагностики понимания синтаксических конструкций и функций серийной организации речи на выборках детей младшего школьного возраста (7-8 лет). В исследование планируется включить как обследование детей группы нормы, так и детей, испытывающих трудности в обучении. Сбор и обработка этих данных даст возможность, с одной стороны, оценить эффективность методики с точки зрения выделения детей группы риска, склонных к отклонению в развитии, а с другой стороны, даст новую информацию о возрастных особенностях понимания ЛГК. Для оценки адекватности и валидности созданной батареи методик полученные результаты будут сопоставляться с результатами традиционного нейропсихологического обследования (Ахутина и др., 2008, Полонская, 2007 и др.). В рамках такого обследования, которому будут подвергнуты все испытуемые, участвующие в исследовании, проводится ряд проб, направленных на оценку состояния основных высших психологических функций. Эти пробы являются общепринятыми и используются в повседневной практике большинства отечественных нейропсихологов. Сравнение результатов, полученных таким «традиционным» путем с результатами по разрабатываемым методикам позволит оценить их сопоставимость и согласованность и сделать выводы о валидности созданной компьютеризированной батареи методик. Также будет оцениваться внешняя валидность батареи с помощью сопоставления получаемых результатов со школьной успеваемостью испытуемых. Планируется подготовка к публикации 1 научной статьи и публикация 2 тезисов. 2017 год На данном этапе проекта возможна некоторая доработка созданных компьютерных версий методик с учетом полученных на стадии апробации результатов. Вслед за этим планируется продолжение исследование понимания синтаксических конструкций у детей 8-9 лет (2 класс начальной школы). Таким образом, будут получены данные о развитии серийной организации речи и понимания синтаксических конструкций, что позволит провести сравнительный анализ этой динамики у детей, нормально успевающих в школе и испытывающих трудности в обучении. Планируется подготовка к публикации 1 научной статьи и публикация 3 тезисов. 2018 год Планируется продолжение исследование понимания синтаксических конструкций у детей 9-10 лет (3 класс начальной школы), сопоставление полученных данных с данными традиционного нейропсихологического обследования и компьютерных методик оценки ВПФ. На завершающем этапе исследования планируется обобщение полученных на протяжении всего проекта результатов. Это обобщение будет иметь как теоретическую значимость (выводы о системном характере формирования понимания ЛГК и об индивидуальных особенностях овладения синтаксическими конструкциями русского языка у детей 7-10 лет), так и практическое приложение (рекомендации по диагностике и коррекции исследуемых функций для школьных психологов, нейропсихологов, педагогов-дефектологов и логопедов, учителей начальной школы, родителей. Планируется подготовка к публикации 2 научных статей и публикация 2 тезисов.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 апреля 2016 г.-15 декабря 2016 г. | Понимание синтаксических конструкций с разными вариантами развития высших психических функций у первоклассников |
Результаты этапа: В 2016 году было начато исследование понимания синтаксических конструкций у младших школьников. С этой целью была доработана и использовалась компьютеризированная методика, направленная на оценку понимания детьми логико-грамматических конструкций (ЛГК). Эта методика включает в себя различные типы конструкций, которые задействуют различные компоненты ВПФ, активно развивающиеся именно в младшем школьном возрасте (7-10 лет). Предшествующие исследования и анализ литературы показал, что понимание ЛГК предполагает участие разных речевых операций и взаимодействие различных мозговых структур. Как и в любом произвольном действии, в нем участвуют функции программирования и контроля и функции поддержания оптимального тонуса и бодрствования. Оно требует участия лексико-семантических операций, а в случае обратимых конструкций еще и участия операций грамматического анализа понимаемого предложения. Грамматический анализ ещё более осложняется при наличии в конструкции обратного порядка слов и пассивного залога. Большая сложность пассивного залога для детей и больных с афазией показана на материале английского и многих других языков (Slobin, 1970, 1982; Hakuta, 1982; Pleh, 1981), влияние и залога и порядка слов – на русском (Ахутина, 1978, 1989, Статников, 2015). В нашем исследовании мы используем различные виды ЛГК – необратимые и обратимые, с пассивным и активным залогом, с прямым и обратным порядком слов – для исследования развития понимания синтаксических структур нормально развивающимися детьми. В отчетном периоде было проведено эмпирическое исследование понимания ЛГК учащимися первого класса младшей школы. В нем приняло участие 36 детей (14 мальчиков, 22 девочки, средний возраст 7.3±0.5 лет). Все испытуемые выполняли оригинальную компьютерную версию «Методики оценки способности понимать логико-грамматические конструкции», разработанную участниками проекта, позволяющую точно регистрировать правильность и скорость понимания ЛГК различного типа. Также со всем детьми было проведено нейропсихологическое обследование, адаптированное для детей 5—9 лет. Была создана система первичной обработки данных, полученных с помощью компьютерной методики. Она позволяет рассчитывать правильность и время, затрачиваемое на понимание ЛГК разных типов: обратимых и необратимых, конструкций с действительным/страдательным залогом, предложных и инструментальных конструкции. Также отдельно анализируются обратимые конструкции четырех типов: актив с прямым порядком слов (АП), актив с обратным порядком слов (АО), пассив с прямым порядком слов (ПП) и пассив с обратным порядком слов (ПО). Дальнейший анализ полученных результатов был направлен на выявление различных стратегий понимания ЛГК у детей 7 лет и связи этих стратегий с состоянием различных ВПФ, в частности, правополушарных и левополушарных функций. Для этой цели выборка была поделена на три части на основании различия в понимании прямых и обратных пассивных конструкций. В первую вошли испытуемые, ориентирующиеся в первую очередь на порядок слов, они делали меньше ошибок в понимании ПО по сравнению с ПП (17 человек, далее Группа 1). Во вторую вошли те, которые учитывали не только порядок слов, но и грамматические признаки, они делали меньше ошибок при понимании ПП по сравнению с ПО (13 человек, Группа 2). В третью группу вошли дети со стопроцентным пониманием этих типов конструкций (3 человека, Группа 3). Сопоставительный анализ состояния различных компонентов ВПФ в этих группах показал, что они различаются, причем худшие результаты обнаружены в первой группе. Значимые различия между группами получены по суммарному показателю состояния ВПФ и показателю левополушарных функций, а также субзначимые – по показателю переработки зрительно-пространственной информации. Эти данные свидетельствуют, во-первых, о том, понимание ЛГК зависит от состояния ВПФ. Во-вторых, они позволяют предположить, что использование стратегии с опорой на признаки поверхностной синтаксической структуры предполагает достаточно хорошее состояние функций левого полушария. Также был проведен дополнительный корреляционный анализ продуктивности понимания ЛГК и состояния различных компонентов ВПФ в трех выделенных группах. Он показал, что у детей первой группы обнаруживается большое число корреляционных связей между пониманием обратимых предложений и нейропсихологическими индексами (в наибольшей степени – с показателями правополушарных функций, переработки зрительно-пространственной и слуховой информации). Это контрастирует с корреляциями во второй группе, где корреляций намного меньше (одна значимая и одна субзначимая корреляции получены между пониманием ЛГК и показателем левополушарных функций). В целом, данные позволяют прийти к заключению, что стратегия понимания ЛГК с выявлением семантических ролей по правилу «первое имя – агент» опирается на двустороннее участие полушарий с ведущей ролью правого полушария. Также можно делать вывод о том, что использование стратегии с опорой на признаки поверхностной синтаксической структуры предполагает активное участие левого полушария и, в частности, функций переработки зрительно-пространственной информации. Также в 2016 году начата работа по сбору и обработки данных о понимании синтаксических структур у учащихся второго класса. В настоящее время обследовано 65 второклассников, начата обработка данных. Предварительный анализ показывает, что при выделении аналогичных групп второклассников паттерн взаимосвязей между пониманием ЛГК и состоянием ВПФ схож с полученным на выборке первоклассников. В дальнейшем планируется увеличение выборки с целью получения более надежных и репрезентативных результатов. | ||
2 | 15 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Понимание синтаксических конструкций с разными вариантами развития высших психических функций у второклассников |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 февраля 2018 г.-25 декабря 2018 г. | Понимание синтаксических конструкций с разными вариантами развития высших психических функций у учащихся 1-3 классов |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".