Литература и литературная критика в истории и развитии журналистикиНИР

Literature and Literary Criticism in History and Development of Journalism

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Литература и литературная критика в истории и развитии журналистики
Результаты этапа: Важно подчеркнуть, что научные результаты, достигнутые рабочей группой, не ограничиваются представленными выше. (Как уже было отмечено выше, участники рабочей группы опубликовали 25 статей в научных изданиях и выступили на 23 конференциях). Помимо этого, значительная часть полученных в ходе исследований материалов находится в процессе обработки и подготовки к публикации. Как и предполагалось, результаты исследований уже находят применение в преподавании таких курсов, как «Интерпретация литературного и художественного произведения» (курс для бакалавров 4 года), «Теория литературы» (курс для бакалавров 1 года), «Осмысление литературы и искусства в СМИ» (курс для бакалавров 4 года), «Основы информационного поиска в сфере художественной культуры» (курс для бакалавров 4 года), «Русская литература», спецкурсы и спецсеминары (для бакалавров 2 и 3 года), а кроме того, в курсах для аспирантов «Динамика трансформаций русской культуры ХХ века» и «Филологическая мысль в России ХХ века».
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. 2
Результаты этапа: В 2019 году были получены новые сведения по истории критики, литературы и публицистической деятельности писателей в литературном процессе XIX– начала XXI веков; в деталях дано научное описание особенностей развития русской критики ХХ века; установлены интертекстуальные связи между ведущими произведениями литературы разных эпох. Результаты отразились в статьях, монографиях, научных докладах на международных и российских конференциях в России и других странах. Это помогло дальнейшей работе по формулированию новых подходов к составлению научной биографии писателя, ученого и деятеля культуры. Представлены опыты практического создания таких биографий; пополнен корпус данных для источниковедческого изучения эпистолярного и дневникового материала. Итогом этой работы должно стать создание базы данных о взаимовлиянии литературы, литературно-художественной критики и журналистики / СМИ в различные эпохи. Результаты были введены в научный оборот в формах статьей, монографий, докладов на конференциях.
3 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. 3
Результаты этапа: Согласно техническому заданию на 2020 год работа шла по следующим направлениям: изучение истории взаимоотношений литературы и журналистики как динамических систем и выявление специфики современного состояния этих отношений; изучение взаимодействия современных СМИ и литературы; изучение связей между трансформаций художественного текста и жанров литературно-художественной критики; зависимость состояния критики от трансформации СМИ; изучение изменений в системе периодических изданий, связанных с искусством, на протяжении всего изучаемого периода (XIX – XXI века); изучение роли литератора, литературного и художественного критика в печатных, электронных и онлайн СМИ. Кроме того, было начато изучение соотношений между литературным процессом, с одной стороны, и состоянием научной (гуманитарной, прежде всего филологической и искусствоведческой) мысли данного периода (эпохи) – с другой. Это позволит в будущем получить объективные данные об эффективности литературной журналистики в каждую данную эпоху (первая половина XIX века – вторая его половина – рубеж веков – ХХ век – начало XXI века). В результате были получены новые знания из истории журналистики, литературы, публицистики, сведения о литературном процессе указанного времени, включающего несколько периодов развития; предпринято научное описание важных процессов в развитии критики и журналистики в их связи с литературным процессом, а также с общим литературно-эстетическим движением указанных эпох. Установлены многие важные интертекстуальные связи между публицистическими и литературными произведениями разных эпох. Все это способствовало выработке новых принципов в создании научной биографии писателя, ученого, публициста либо иного деятеля культуры. Некоторые биографии существенно пополнены выявленными фактами, обнародованными архивными документами, новонайденными редкими публикациями. Таким образом, пополнена будущая база данных о взаимодействии и взаимовлиянии литературы и журналистики /СМИ в различные эпохи и в разных странах. В научный оборот были введены многие рукописные и печатные материалы предшествующих эпох. Результаты исследований отразились в статьях, монографиях (авторских и коллективных), докладах на международных и российских научных конференциях.
4 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. 4
Результаты этапа: Согласно техническому заданию на 2021 год работа шла по следующим направлениям: исследование взаимоотношений литературы и журналистики в их динамике на протяжении XIX и ХХ веков, а также современное состояние; изучение взаимодействия СМИ и художественной литературы, как на уровне художественного текста, так и на уровне жанров литературно-художественной критики в их общем развитии в системе СМИ; выявление, научное описание и анализ изменений в системе периодических изданий, связанных с искусством, прежде всего – с литературой; дальнейшее рассмотрение проблемы «писатель, литературный и художественный критик в печатных, электронных и онлайн СМИ». Кроме того, было продолжено изучение соотношения между литературным процессом в России и в других странах Европы в различные эпохи, с одной стороны, и состоянием научной (гуманитарной, прежде всего филологической и искусствоведческой) мысли данного периода (эпохи) – с другой. Была рассмотрена традиционная формула «Писатель – читатель – критик» в тех изменениях, которые она претерпевает в своем внутреннем содержании на протяжении избранного каждым исследователем периода. В результате были получены объективные данные о состоянии литературной журналистики в каждую данную эпоху (первая половина XIX века – вторая его половина – рубеж веков – ХХ век – начало XXI века). В то же время подверглись рассмотрению изменения, происходящие в самой литературно-художественной журналистике: в частности, это с одной стороны, уход ее в специализированные издания, а с другой – в самые широкие массы пользователей сети Интернет, что порождает интенсивные процессы изменения в самой критике. Кроме того, было предпринято исследование социокультурных причин эволюции литературной критики и журналистики (например, в России в начале ХХ века), что приводило к трансформации жанров, появлению новых разновидностей, например, литературного портрета, обзора, рецензии и др. Вместе с тем внимание исследователей направлено и на имманентные процессы, происходившие и происходящие в журналистике и литературе. Актуальность намеченных проблем обосновывается масштабностью целей и задач, широкими временными рамками и малой степенью изученности поставленных проблем. В результате были получены новые знания из истории журналистики, литературы, публицистики, литературной и театральной критики, филологии, сведения о литературном процессе указанного времени (с выходом за его пределы – в XVIII век). Таким образом, пополнена будущая база данных о взаимодействии и взаимовлиянии литературы и журналистики /СМИ в различные эпохи и в разных странах. В научный оборот были введены многие рукописные и печатные материалы предшествующих эпох. Результаты исследований отразились в статьях, монографиях (авторских и коллективных), докладах на международных и российских научных конференциях.
5 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. 5
Результаты этапа: Была продолжена выработка современных подходов к созданию научной биографии писателя, ученого, публициста либо иного деятеля культуры. Некоторые биографии существенно пополнены выявленными фактами, введенными в научный оборот архивными документами, новонайденными редкими публикациями. Таким образом, пополнена будущая база данных о взаимодействии и взаимовлиянии литературы и журналистики /СМИ в различные эпохи в России и странах Западной Европы. В научный оборот были введены многие рукописные и редкие печатные материалы предшествующих эпох. Результаты исследований отразились в статьях, монографиях (авторских и коллективных), сборниках статей, докладах на международных и российских научных конференциях. Было продолжено изучение соотношений между литературным процессом в России и в других странах Европы в различные эпохи, с одной стороны, и состоянием научной (гуманитарной, прежде всего филологической и искусствоведческой) мысли данного периода (эпохи) – с другой. Традиционная формула «Писатель – читатель – критик» подвергалась рассмотрению в тех изменениях, которые она претерпевала в своем внутреннем содержании на протяжении рассматриваемого периода. Это привело к тому, что были получены новые знания в указанной области, осмыслены многие общие принципы изучения соотношения литературного процесса и критики как ее части, конкретизировано состояние взаимодействия того и другого на протяжении отдельных временных промежутков. Полученные сведения обобщались с учетом как имманентных процессов, характерных для литературы и журналистики, так и общих закономерностей их развития в данной эпохе и в целом. В результате были получены объективные данные о состоянии литературной журналистики в каждую данную эпоху (первая половина XIX века – вторая его половина – рубеж веков – ХХ век – начало XXI века). В то же время были рассмотрены изменения, происходящие в самой литературно-художественной журналистике: в частности, это с одной стороны, появление в начале ХХ века специализированных изданий, а с другой – расширение вследствие демократизации круга печатных изданий самого широкого просветительского профиля. Этому процессу соответствует в начале XXI века, в соответственно увеличенной прогрессии, участие самых широких масс пользователей в сети Интернет, что порождает интенсивные процессы изменения в самой критике. Возможно также исследование социокультурных причин эволюции литературной критики и журналистики. Актуальность намеченных проблем обосновывается масштабностью целей и задач, широкими временными рамками и малой степенью изученности поставленных проблем.
6 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. 6
Результаты этапа: В соответствии с техническим заданием на 2023 год было продолжено изучение взаимосвязей литературного процесса и журналистики в их динамике в период XIX и ХХ в России, Германии и Швеции, что позволило сделать некоторые выводы о закономерностях развития литературы этих стран и о связях литературы и системы печати и СМИ в целом. Особому исследованию подверглась проблема межкультурной коммуникации и художественного перевода как ее разновидности. Это было проделано на примере шведской литературы. Дальнейшее рассмотрение получила проблема «писатель и журналистика». Был сделан следующий шаг в описании и анализе соотношений между литературным процессом и журналистикой, с одной стороны, и состоянием гуманитарной мысли данного периода (эпохи) – с другой. Было продолжено исследование этих соотношений в области филологической и литературно-критической мысли. Система соотношений «писатель и журналистика» изучалась в динамике, были установлены и описаны некоторые из тех трансформаций, которые она претерпевала на протяжении рассматриваемого периода. Все это привело к получению нового корпуса данных о журналистике и литературе в России и других странах. Ценность новых знаний состоит в и их актуальности, которая определяется малой степенью изученности, и в том, что они в перспективе должны привести к более детальному и глубокому осмыслению общих методологических подходов в изучении соотношения литературного процесса и журналистики как одного из ее важнейших факторов, а в области истории литературы и журналистики позволит конкретизировать состояние взаимодействия того и другого на протяжении отдельных временных промежутков. При этом учитываются черты и закономерности, присущие литературе и журналистике как относительно самостоятельным системам. В результате была выявлена объективная картина состояния литературной журналистики в каждую данную эпоху (XVIII век – первая половина XIX века – вторая его половина – рубеж веков – ХХ век). В то же время должны были быть подвергнуты рассмотрению и анализу изменения, происходящие в самой литературно-художественной журналистике. Исследование названных проблем проводилось двусторонне: как имманентно, так и с учетом трансгредиентных, прежде всего социокультурных причин эволюции литературной критики и журналистики. Актуальность намеченных проблем доказывается масштабностью целей и задач, широкими временными рамками и малой степенью изученности поставленных проблем. Главным методологическим принципом большинства исследований был избран культурно-исторический подход в сочетании с анализом поэтики как жанров литературы и литературной критики и публицистики отдельных эпох (периодов), так и конкретных произведений; Изучение эмпирического материала (архивного, материалов периодики и СМИ и др.) получило дальнейшее осмысление; были выявлены вовсе неизвестные, либо труднодоступные, либо еще не получившие научного осмысления материалы: например, переписка писателей, литературных критиков и филологов, в которой излагаются не только принципы сотрудничества писателя в том или ином печатном органе, но и общее состояние журналистики определенной эпохи. Были проанализированы литературно-критические и публицистические выступления писателей и критиков в контексте тех изданий, в которых они сотрудничали, выявлены некоторые интертекстуальные связи между ними. В результате были получены новые знания в области русской литературы и журналистики XVIII – ХХ веков, а также зарубежных литератур и журналистики стран Европы XIX – XX веков, в отдельных случаях прояснена и конкретизирована роль журналистики в литературно-эстетическом развитии этого времени. Другие феномены ждут своего осмысления.
7 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. 7
Результаты этапа: Результатами работы явились новые полученные знания в области истории литературы, истории журналистики и их взаимодействия и взаимообусловленности. Временной диапазон исследований – от А. Кантемира до проблем современной массовой культуры. Страны, журналистика и литература которых была исследуема, – Германия, Россия, США, Франция, Швеция. Так, скандинавская баллада изучалась в новом ракурсе: как средство для осуществления языковых контактов и межкультурной коммуникации. Поставлена проблема качественной литературы в современном социокультурном пространстве на примере анализа прозы А. Линдгрен. Приметы «готического» сюжета стали предметом исследования на материале творчества Г.Ф. Лавкрафта. Недостаточно изученные новеллы П. Мериме подверглись всестороннему анализу. Обращение к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» привело к новой интерпретации этого произведения. «Шинель» Н.В. Гоголя была проанализирована с нового ракурса: была апробирована авторская методика интерпретации литературных произведений сквозь призму системы бестиарных кодов и системы «внутренних зеркал» на примере повести Н.В. Гоголя «Шинель». Под «внутренними зеркалами» понимаются повторы на разных уровнях текста, играющие важную смыслообразующую роль в структуре сочинения. Система повторов – фундаментальная часть поэтики Гоголя. В повести выявлена система бестиарных «внутренних зеркал» Новый ракурс был предложен и новые материалы и документы были введены в научный обиход в исследовании, посвященном Н. Берберовой, известной деятельнице русской эмиграции первой волны, писательнице и журналистке, хроникеру литературного процесса в советской России. Была исследована проблема дезинформации и полемики в печати русской эмиграции первой волны на материале общества «Братство русской правды». Под углом зрения диалога культур изучались СМИ Германии. Была выявлена и показана связь между качеством информации и доверием аудитории. Продолжалась работа по изучению литературного наследия крупнейших писателей (М.А. Булгаков) и ученых ХХ в. Так, был сделан акцент на двусторонней проблеме «писатель и журналистика»: это участие самого писателя в периодике своего времени и оценки его прозы и драматургии прижизненной и посмертной критикой. Изучена история сотрудничества Б.М. Эйхенбаума в газетах «Запросы жизни» (1912) и «Русская молва» (1912-1913). Участие в периодике 1910-х гг. позволило будущему ученому сформулировать соотношение между филологией и журналистикой, анализировать текущий литературный процесс и участвовать в нем. В 1910-е гг. Эйхенбаум видит свой идеал в соединении журнальной работы с собственно научной. Был сделан вывод о том, что участие в повременных изданиях писателей и литературоведов способствовало мощному развитию качественной печати в начале ХХ в. Оспорена концепция, согласно которой начиная с 1914 г. происходит размежевание литературного процесса и журналистики. Была продолжена работа по увековечению памяти отечественных ученых: профессора РГГУ А.Е. Махова и профессора МГУ Н.А. Богомолова. Получены новые знания о биографии и научном творчестве А.Е. Махова, об изучении Н.А. Богомоловым работы Брюсова по подготовке собрания сочинений А.С. Пушкина. В частности, была проанализирована кандидатская диссертация А.Е. Махова «Журнал “Телескоп” и русская литература 1830-х годов», где дан подробный анализ внутренней организации журнальной полемики 1830-х гг. В другом исследовании на материале только что вышедшей монографии А.Е. Махова «Эмблематика: микрокосм» показано пушкинское “присутствие”, под которым понимается не только упоминания имени Пушкина и прямые цитаты из его сочинений, но и относительно легко считываемые схождения на уровне топики. Пушкин входит в «личный пантеон» Махова, являясь связующим звеном между основными исследовательскими мирами ученого: эмблематикой, историей русской и европейской поэтики, историей европейского романтизма и т.д. Общий для большинства исследований культурно-исторический метод вновь оправдал себя как наиболее адекватный в междисциплинарном изучении связей литературы и журналистики. Вместе с тем индивидуальные авторские методики, во многом новаторские, также показали свою продуктивность. Положительные результаты проведенных работ сказались в том, что был существенно пополнен корпус новых сведений по истории литературы, литературной журналистики и публицистики, российской и зарубежной. Значительные шаги были предприняты в историзации российской науки ХХ – первой четверти XXI веков.
8 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. 8
Результаты этапа:
9 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. 9
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".