Разработка методов и алгоритмов решения проблемы инерциальной векторной гравиметрии на основе комплексирования инерциально-спутниковых данных и геофизических моделейНИР

Development of methods and algorithms for solving the inertial vector gravimetry problem based on the integration of inertial navigation and satellite navigation data and geophysical models

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 28 декабря 2018 г.-25 декабря 2019 г. Разработка методов и алгоритмов решения проблемы инерциальной векторной гравиметрии на основе комплексирования инерциально-спутниковых данных и геофизических моделей
Результаты этапа: В 2019 г. получены следующие основные результаты: 1. Разработана математическая модель поля силы тяжести, основанная на параметризации возмущающего потенциала на траектории летательного аппарата сферическими базисными скейлинг-функциями. Были выбраны скейлинг-функции Абеля-Пуассона, которые характеризуются локальностью в пространстве и возможностью контроля ширины частотного диапазона на сфере. Указанные свойства важны при решении задачи векторной гравиметрии (см.п.2). 2. Разработан алгоритм решения задачи векторной гравиметрии, основанный на оптимальном оценивании параметров модели поля силы тяжести (п.1) и инструментальных погрешностей инерциальных датчиков векторного гравиметра по измерениям на траектории полета летательного аппарата. Особенностью алгоритма является учет пространственной коррелированности поля силы тяжести. Данная информация не учитывается традиционными методами, основанными на моделях вектора силы тяжести во времени. 3. Проведена проверка разработанного в п.2 алгоритма на сымитированных данных бескарданного векторного аэрогравиметра. Проведено сравнение с традиционным методом, основанным на моделировании вектора силы тяжести во времени. Показано, что разработанный алгоритм (п.2) способен существенно повысить точность оценивания вектора силы тяжести. 4. Разработаны элементы компьютерного полунатурного имитатора данных бескарданной аэрогравиметрии, включающие имитацию компонент вектора силы тяжести, погрешностей инерциальных датчиков БИНС и СНС (на основе записей измерений реальных приборов в статических экспериментах). 5. Разработан алгоритм оценивания аномалии силы тяжести на повторных галсах по измерениям скалярного аэрогравиметра, учитывающий пространственные свойства аномалии (зависимость от координаты вдоль галса). Алгоритм основан на пространственной модели аномалии на галсе, построенной при помощи базисных сплайнов. Алгоритм был тестирован на данных аэрогравиметра GT-2A и сравнивался со стандартным алгоритмом, основанным на марковских моделях силы тяжести. Показано, что новый подход позволил повысить точность оценивания аномалии на повторных галсах на 15-20%. 6. Разработаны методики калибровки рассинхронизации гироскопических трактов и сайз-эффекта БИНС, нечувствительные к погрешностям калибровки остальных параметров модели погрешностей инерциальных датчиков. 7. Исследована возможность интеграции данных низкоточной БИНС и ГНСС с целью определения углов крена и тангажа носителя до 0.1 градуса и координат до 1 метра. Разработан алгоритм интеграции, основанный на постобработке данных, расширенных моделях погрешностей БИНС и статистическом анализе качества данных ГНСС. Алгоритм проверен обработкой реальных данных, полученных в экспериментах с автомобилем. На основе сравнения с интегрированным решением прецизионных БИНС и ГНСС показана достижимость требуемой точности.
2 26 декабря 2019 г.-26 декабря 2020 г. Разработка методов и алгоритмов решения проблемы инерциальной векторной гравиметрии на основе комплексирования инерциально-спутниковых данных и геофизических моделей
Результаты этапа:
3 1 января 2021 г.-25 декабря 2021 г. Разработка методов и алгоритмов решения проблемы инерциальной векторной гравиметрии на основе комплексирования инерциально-спутниковых данных и геофизических моделей
Результаты этапа: Полученные результаты на Этапе 3: 1) разработан полный комплекс алгоритмов постобработки измерений бескарданного аэрогравиметра; 2) разработана методика выполнения аэрогравмиетрической съемки с бескарданным аэрогравмиетром и проверена на практике при обработке данных реальных съемок; 3) на основе обработке экспериментальных данных сделан вывод об успешном примении разработанных алгоритмов к обработке измерений бескарданного аэрогравиметра; 4) достигнутая точность оценивания силы тяжести составила 1 мГал на основе анализа статистики по пересечениям съемочных галсов.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".