ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Одна из фундаментальных проблем современной науки – поиск эволюционных предпосылок высших когнитивных функций человека. Согласно основной гипотезе на этот счет, высказанной еще Ч. Дарвином, даже самый сложный психический процесс – мышление человека – появился в результате эволюции элементарного мышления животных. Основной подход к проверке этой гипотезы – широкое сравнительное изучение высших когнитивных способностей животных с использованием постоянно дополняемого набора тестов. В обзоре будут приведены доказательства наличия у высших позвоночных зачатков всех форм и операций мышления человека. Спектры указанных способностей у конкретных видов или таксонов определяются уровнем развития мозга. Как и ожидалось, самым широким оказался спектр высших когнитивных способностей человекообразных обезьян. Столь же широкий спектр выявлен и у высших представителей класса птиц (у врановых и попугаев), которые принципиально отличаются от млекопитающих по строению мозга. У птиц отсутствует новая кора, что традиционно заставляло считать их мозг примитивной структурой с ограниченными интегративными возможностями, не выходящими за пределы условно-рефлекторного обучения. Факт сходства степени развития высших когнитивных способностей высокоорганизованных птиц и человекообразных обезьян к настоящему времени стал общепризнанным (Зорина, Смирнова, 2013; Seed et al., 2009; Emery, Clayton, 2005; Emery 2004), в том числе, благодаря результатам исследований, в которых протестированы наиболее сложные когнитивные способности серых ворон и попугаев - изготовление и использование орудий; символизация; формирование понятий, символизация, умозаключение по аналогии (Smirnova et al., 2015; Obozova et al., 2015), транзитивное заключение (Lazareva et al., 2004). Важно отметить, что часть экспериментов проводилась с врановыми и попугаями с помощью одних и тех же методик (Smirnova et al., 2015; Obozova et al., 2015). Сходство высших когнитивных способностей у представителей столь далеких филогенетических групп получает все новые подтверждения благодаря работам, которые будут рассмотрены в планируемом обзоре (Clayton, Emery, 2015; Güntürkün, Bugnyar., 2016; Зорина, 2017; Kabadayi et al., 2017, 2018). В целом, имеющиеся к настоящему времени данные подтверждают представление о том, что способность к решению тех или иных задач «на сообразительность», как и характерная для врановых и попугаев пластичность поведения в природе, отражают не ту или иную частную специализацию какого-то вида, а высокий общий уровень когнитивных способностей этих птиц. Сходство спектров высших когнитивных способностей у двух разных семейств птиц (относящихся к разным отрядам и имеющим особый тип строения мозга, отличный от млекопитающих) и у человекообразных обезьян, по-видимому, отражает наличие единых факторов, которые определяют эволюцию психики животных, относящихся к разным ветвям филогенетического древа. В обзоре предполагается обсудить представленные факты в рамках представлений о конвергентной эволюции психики позвоночных (Крушинский, 1968 2017; Emery, Сlayton, 2004; 2015).
One of the fundamental problems of modern science is the search for evolutionary prerequisites for the higher cognitive functions of man. According to the main hypothesis on this subject, expressed by C. Darwin, even the most complex mental process - human thinking - appeared as a result of the evolution of animal elementary thinking. The main approach to testing this hypothesis is a broad comparative study of the higher cognitive abilities of animals using a constantly updated set of tests. The review will provide evidence of the presence in the higher vertebral primordia of all forms and operations of human thinking. The spectra of these abilities in specific species or taxa are determined by the level of brain development. As expected, the widest range of higher cognitive abilities of anthropoids was found. An equally wide spectrum was revealed in the highest representatives of the bird class (in corvids and parrots), which fundamentally differ from mammals in the structure of the brain. Birds lack a new bark, which traditionally made them think their brain was a primitive structure with limited integrative capabilities that did not go beyond the limits of conditioned reflex learning. The fact that the degree of development of higher cognitive abilities of highly organized birds and great apes is similar has now become generally recognized (Zorina, Smirnova, 2013; Seed et al., 2009; Emery, Clayton, 2005; Emery 2004), including, thanks to research results, in which tested the most complex cognitive abilities of gray crows and parrots - the manufacture and use of tools; symbolization; formation of concepts, symbolization, inference by analogy (Smirnova et al., 2015; Obozova et al., 2015), transitive conclusion (Lazareva et al., 2004). It is important to note that part of the experiments was performed with corvids and parrots using the same techniques (Smirnova et al., 2015; Obozova et al., 2015). The similarity of higher cognitive abilities among representatives of such distant phylogenetic groups is receiving new evidence thanks to the works that will be considered in the planned review (Clayton, Emery, 2015; Güntürkün, Bugnyar., 2016; Zorina, 2017; Kabadayi et al., 2017, 2018) . On the whole, the data available to date confirm the idea that the ability to solve certain “quick-witted” tasks, as well as the plasticity of behavior characteristic of nature for parrots and parrots, reflect not this or that particular specialization of some kind, and a high overall level of cognitive abilities of these birds. The similarity of the spectra of higher cognitive abilities in two different families of birds (belonging to different orders and having a special type of brain structure different from mammals) and in anthropoid apes, apparently, reflects the presence of uniform factors that determine the evolution of the psyche of animals belonging to different branches phylogenetic tree. The review is supposed to discuss the presented facts within the framework of the concept of convergent evolution of the psyche of vertebrates (Krushinsky, 1968 2017; Emery, Clayton, 2004; 2015).
Написать обзор имеющихся литературных и собственных данных и высших когнитивных способностях птиц
Продолжается комплексное сравнительное изучение когнитивных способностей врановых как наиболее высокоорганизованных представителей класса птиц. В дополнение к ранее полученным нами данным о способности птиц к обобщению и символизации показана их способность к оперированию символами для маркировки понятий «сходство» и «различие». Изучены некоторые аспекты механизма формирования эквивалентных отношений между знаком и обозначаемым (свойство симметричности). Разработан экспериментальный подход для изучения когнитивных способностей большекпювых ворон в их естественной среде обитания (на острове Шикотан). С использованием данного подхода показана способность воронят обучаться путем наблюдения за своими родителями. Эта способность может лежать в основе культурной преемственности в распространении инноваций кормового поведения. Разработана методика, позволяющая исследовать способность птиц к умозаключению по аналогии. На примере серых ворон и венесуэльских амазонов впервые показано, что птицы с высокоорганизованным мозгом способны спонтанно выявлять аналогии по цвету, форме и размеру стимулов.Разработана и использована усовершенствованная модификация классического теста с меткой, С ее помощью показано, что вороны действительно способны узнавать свое отражение. Разработана методика "Эзопова теста", для изучения представлений серых ворон о физических свойствах предметов. В данный момент проводятся пилотные эксперименты.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 8 ноября 2019 г.-31 августа 2020 г. | Высшие когнитивные способности птиц: сравнительно-эволюционный анализ |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".