Движущие силы развития этнических СМИ России в условиях современной цифровой средыНИР

Drivers of the ethnic media development in digital environment

Соисполнители НИР

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Соисполнитель

Источник финансирования НИР

грант Президента РФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Факторы и актуальные тренды развития этнических СМИ России в условиях цифровизации
Результаты этапа: На первом этапе работы был проведен анализ теоретических и прикладных исследований, направленных на изучение роли этнических СМИ в гармонизации межнациональных отношений, минимизации конфликтов на этнической почве в многонациональном российском обществе, сохранении этнокультурного плюрализма и этнической идентичности народов России. Нами были изучены данные о числе зарегистрированных в Роскомнадзоре этнических СМИ, их языкам, распределению по конкретным федеральным округам, проанализированы открытые данные Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, Федерального агентства по делам национальностей, Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Гильдии межэтнической журналистики и других источников, предоставляющих данные о СМИ и медиа на национальных языках народов России. Были исследованы публикации в области массовой коммуникации, журналистики, этнологии на тему этнических СМИ, этнической журналистики, этнических медиа в России и за рубежом за последние двадцать лет и проанализированы основные подходы к изучению этнических СМИ в контексте разных научных направлений. В практической части работы нами был проведен сравнительный анализ 75 этнических онлайн-СМИ, выходящих в восьми национальных республиках РФ, и сделаны выводы о сложностях, с которыми сталкиваются сегодня этнические СМИ в цифровой среде (недостаток оригинального онлайн-контента на национальных языках, нехватка квалифицированных кадров, владеющих национальными языками и цифровыми навыками, нехватка современного цифрового оборудования и доступа к высокоскоростному Интернету в редакциях и многие другие). Исследование вызовов со стороны цифровой среды было продолжено в исследовании цифрового капитала в условиях мультиэтнического российского общества (сравнительный анализ и измерение цифрового капитала в разных регионах страны при помощи масштабного онлайн-опроса Интернет-пользователей) и в серии из одиннадцати глубинных интервью с сотрудниками редакций этнических СМИ в республиках Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия). Полученные данные позволяют говорить об основных трендах, оказывающих влияние на развитие и профессиональную деятельность этнических СМИ России. В числе таких трендов мы выделяем активное распространение цифровых технологий, медиатизацию всех сфер современной жизни, уход молодой аудитории от печатной прессы в сторону онлайн-СМИ, актуальный запрос на специалистов, обладающих цифровыми компетенциями и умеющими создавать контент для Интернет-платформ, потребность в альтернативных источниках получения прибыли в дополнение к государственной поддержке (платное размещение контента, pay-wall, реклама, подписка и т.д.) и многие другие. На первом этапе работы помимо публикаций в изданиях из международных и российских баз данных нами была подготовлена глава в монографии Ethnic Journalism in the Global South (eds. A. Gladkova, & S. Jamil), которая будет опубликована в 2021 г. в издательстве Palgrave Macmillan, Великобритания. Глава ‘Ethnic journalism in Russia: Between social mission and profession’ рассматривает этническую журналистику и этнические СМИ в трех национальных республиках – Татарстан, Башкортостан и Чувашия и освещает тренды развития этнических медиа с учетом запросов цифровой среды. Нами были также подготовлены программы двух новых курсов на русском и английском языках в рамках магистерских программ на факультете журналистики МГУ. Чтений лекций в рамках курсов Russian Journalism as a Multicultural Digital Space (4 зачетные единицы) и Этнические медиа в мультикультурной России (2 зачетные единицы) запланировано начиная с осеннего семестра 2021 г.
2 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Прогноз развития этнических СМИ России в условиях современной цифровой среды
Результаты этапа: На втором этапе работы нами был проведен экспертный опрос сотрудников 30 редакций этнических СМИ, выходящих в республиках Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Саха (Якутия), Чувашия, а также в Пермском крае на шести национальных языках – татарском, башкирском, удмуртском, якутском, чувашском и комипермяцком. По результатам исследования были сделаны выводы о вызовах профессионального, технологического, экономического характера, с которыми сталкиваются СМИ на национальных языках сегодня, а также об актуальных стратегиях, перспективах и прогнозе работы этнических СМИ в условиях цифровой среды. Исследование показало, что вызовы, с которыми сталкиваются этнические СМИ в России сегодня, довольно схожи – это недостаток финансирования и определенная зависимость этнических СМИ от государственной поддержки; нехватка квалифицированных специалистов с высоким уровнем владения национальным языком и уверенными навыками работы в цифровой среде; снижение в большинстве случаев тиражей печатных изданий и вызванный этим явлением вынужденный переход в онлайн, к которому многие СМИ оказались не готовы; сохраняющееся цифровое неравенство между регионами РФ, в значительной степени влияющее на работу редакций этнических СМИ. Вместе с тем, несмотря на вызовы профессионального, технологического и экономического характера, с которыми сталкиваются этнические СМИ в своей работе, редакции ищут способы повышения эффективности, востребованности, конкурентноспособности своих СМИ на российском медиарынке. Несмотря на сохраняющееся неравенство между регионами в доступе к цифровым технологиям и инфраструктуре, а также в уровне цифровых компетенций сотрудников редакций, этнические СМИ активно осваивают новые онлайн-платформы, стремятся расширить свою аудиторию в Интернете, в том числе за счет более активного присутствия в социальных сетях. По результатам работы нами были предложены критерии эффективности работы этнических СМИ, в том числе профессионального, экономического и технологического характера, включающие охват аудитории, объемы доходов от рекламы, наличие или отсутствие онлайн-версии издания, присутствие издания в социальных сетях, уровень цифровых компетенций сотрудников редакций и другие, а также предложен прогноз развития этнических СМИ в долгосрочной перспективе с учетом вызовов и актуальных тенденций развития российского медиапространства. Мы полагаем, что полученные результаты могут быть использованы для выработки стратегии развития этнических СМИ в федеральном и региональном масштабе с учетом актуальных трендов и вызовов современной цифровой среды; для оптимизации механизмов регулирования и саморегулирования в сегменте этнических СМИ; для разработки механизмов государственной поддержки этнических СМИ в области цифрового развития, о необходимости которой неоднократно упоминали журналисты в глубинных интервью (повышение цифровой грамотности сотрудников редакций, ликвидация цифрового неравенства в регионах и другие); для распределения государственного финансирования (гранты ФАПМК, президентские гранты, федеральные и региональные дотации и субсидии, налоговые льготы).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".