ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Целью второго года реализации проекта являлось уточнение концептуальной модели развития ответственности в подростковом возрасте, которое предполагало выделение роли моральной идентичности, самооценки, характера общения со сверстниками и близким взрослым. Детализация модели основывалось как данных, полученных в ходе эмпирического исследования на первом году реализации проекта, так и на более углубленном теоретическом анализе новых направлений в области понимания ответственности и морального развития в подростковом возрасте. Проведено эмпирическое исследование, включившееся в себя 3 этапа. В сумме в исследовании приняло участие 864 подростка в возрасте от 13 до 17 лет, учащиеся ОУ г. Москвы. Первая серия исследований была направлена на исследование представлений подростков об ответственности в моральных дилеммах разного типа и роль личностных факторов в принятии моральной ответственности в подростковом возрасте (моральной идентичности и моральной самооценки); вторая серия анализировала связь личностной автономии и моральной ответственности; третья серия фокусировалась на определении связь моральной ответственности с типом привязанности подростков к матери и характером отношений со сверстником. Полученные результаты исследования заключаются в верификации разработанной концептуальной модели развития ответственности в подростковом возрасте. Было выявлено, что тип моральной дилеммы и контекст взаимодействия участников дилеммы обусловливает готовность подростков к признанию ответственности героя дилеммы в ситуации нарушения им моральной нормы. В дилеммах асоциального типа подростки более склонны к признанию ответственности нарушителя нормы, поведение которого приводит к явному ущербу для одного из участников взаимодействия. В дилеммах просоциального типа и дилеммах конфронтируюших норм подростки чаще не признают ответственность нарушителя нормы. Контекст взаимодействия с близким сверстником повышает уровень сенситивности подростков к нарушению нормы и соответствующему признанию ответственности. Обнаружены значимые связи уровня развития моральных суждений и моральной ориентации с характеристиками общения со сверстниками, что подтверждает ключевую роль общения со сверстниками в развитии ответственности. Характер отношений и межличностная дистанция взаимодействия участников моральной дилеммы, а также характер последствий (нанесение ущерба или предоставление выгоды участнику дилеммы) являются значимыми факторами, определяющими готовность подростков к принятию ответственности. Выявлена эмпирическая типология ответственности, включая дифференцированную ответственность с эгоистической направленностью, высокую ответственность, низкую ответственность и «полярную» ответственность. Выявлена неоднозначность связи оценки подростками поведения, готовности к признанию ответственности в случае нарушения моральной нормы и суждения о необходимости наказания нарушителя. Доказано, что морально-ценностная ориентация определяет готовность подростков к принятию моральной ответственности в моральной дилемме. Моральная ориентация на принцип заботы обуславливает более высокую готовность подростков к принятию ответственности за нарушение моральных норм и высокую значимость ценностей общения, сотрудничества, взаимопонимания. Для подростков с низкой готовностью к принятию ответственности характерна ориентация на принцип справедливости и высокая значимость ценности социального признания. Взаимные отношения участников дилеммы и способность к децентрации на основе принятия позиции участника моральной дилеммы составляют психологическую основу проявления заботы о партнере и принятия моральной ответственности как обязательства следовать принятым нормам и ценностям. Установлено, что уровень развития морального сознания/мышления является важным фактором готовности подростков к принятию ответственности и определяет паттерн представлений об ответственности. Получила подтверждение гипотеза о связи уровня развития личностной автономии и уровня ответственности подростков: чем выше уровень личностной автономии, тем в большей степени подростки выражают готовность принять ответственность за нарушение моральной нормы. Были выделены группы испытуемых с разным уровнем развития автономии: высоко-автономные, интеллектуально-автономные, низко-автономные и дисгармоничным типом автономии. Обнаружено, что высокому уровню развития всех компонентов личностной автономии соответствует более высокий уровень ответственности. Анализ особенностей оценки поведения героя моральной дилеммы, нарушившего моральную норму, обнаруживает различную сенситивность подростков с разными паттернами развития автономии к типу и содержанию моральной дилеммы, которые являются значимыми факторами, определяющими степень принятия ответственности подростками. Получила подтверждение гипотеза о связи моральной идентичности и самооценки с развитием ответственности. Моральная идентичность составляет важное звено в нормативной моральной саморегуляции личности, находя выражение в стремлении сохранить высокую позитивную самооценку моральных качеств и готовности к принятию ответственности за поступок и его последствия. Выявлена гендерная специфика в развитии ответственности на уровне тенденции– более высокий уровень ответственности характерен для девушек. Сформулирована система рекомендаций по формированию моральной ответственности у подростков, основанная на развитии социальных практик и общественно-полезной деятельности, автономии, расширении зон самостоятельности и оптимизации моральной атмосферы образовательного учреждения/подростковой группы.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 10 января 2016 г.-30 декабря 2016 г. | Ценностно-моральная ориентация как основа развития ответственности личности в подростковом возрасте |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Ценностно-моральная ориентация как основа развития ответственности личности в подростковом возрасте |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".