![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
На основании комплексного подхода при использовании блока данных о физическом развитии, физической подготовленности, психофизиологических особенностях студентов разработать основы (критерии) персонифицированной оценки уровня физической подготовленности человека
On the basis of an integrated approach when using a block of data on physical development, physical fitness, psychophysiological characteristics of students, to develop the basis (criteria) of a personified assessment of the level of physical fitness of a person
В результате решения задач исследования на этапе 2020 года будет определен блок наиболее информативных морфологических признаков, определяющих уровень физической подготовленности. На этом основании будут выявлены наиболее критичные зоны влияния морфологических признаков и разработаны подходы к расчету критериев оценки результатов тестирования. В результате разработки инновационной технологии индивидуальной оценки уровня физической подготовленности на основе морфологических признаков человека (2020–2025 гг.) будут разработаны предложения для использования в практике физического воспитания и физкультурно–оздоровительной работы с гражданами России, в частности: • Министерству науки и высшего образования РФ, Министерству просвещения РФ «Методика оценки физической подготовленности школьников и студенческой молодежи на основании индивидуальных морфологических показателей»; • Министерству спорта РФ «Методология разработки нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Исследованиями Уварова В.А. (1972, 1974) на школьниках 10-13 лет было установлено, что влияние отдельных признаков физического развития на результаты выполнения различных тестов достигает 57 %. Попытка реализации аналогичного подхода для студенческой молодежи была предпринята в «Примерной программе «Физическая культура» (2011), где в беге на выносливость и в силовых тестах было предложено снизить трудность нормативов для девушек, имеющих вес более 70 кг, и для юношей при весе более 85 кг. Такой подход перспективен, но научно не обоснован, поскольку в научной литературе отсутствуют доказательства того, именно эти весовые градации являются пограничными для снижения нормативов. Именно этот факт определяет необходимость проведения исследований, которые могли бы установить границы массы тела или других морфологических признаков, при которых целесообразно облегчать или усложнять зачётные нормативы. Наши данные свидетельствуют о том, что массу тела более 81 кг среди юношей имеют всего 1,2 %, а среди девушек массу более 70 кг - около 4 %. Массу тела в диапазоне 61-70 кг имеют 63% юношей, а массу тела в диапазоне 51-65 кг имеют 80% девушек. Таким образом, предложенные в указанной «Примерной программе» критерии оценки физической подготовленности с учетом массы тела необъективны и должны быть установлены на основании специальных научных исследований. Решение поставленной задачи только на основе одного признака физического развития (массы тела) не исчерпывает проблему индивидуализации оценки физической подготовленности. Имеются основания считать, что влияние на уровень результатов тестирования в различных видах испытаний могут оказывать различные признаки физического развития. Для этого необходимо проведение фундаментальных исследований по выявлению наиболее значимых и информативных признаков, а также определения весового вклада каждого признака и взаимосвязей между ними в блоке морфологических параметров с учетом пола и возраста.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Формирование инновационных методологических подходов к комплексному моделированию уровня физической подготовленности человека на основе антропометрических признаков |
Результаты этапа: В результате исследований 1. Проведен теоретический анализ применяемых в антропологии, нормальной и спортивной физиологии морфологических признаков с целью определения возможности их применения для цели исследования. 2. Выявлен блок видов испытаний (тестов), результаты которых могут зависеть от морфологической конституции человека. 3. Методами математической статистики выявлены наиболее информативные морфологические признаки, оказывающие положительное или отрицательное влияние на результаты тестирования. 4. Определена величина и направленность влияния морфологических признаков на результаты тестирования. Выявление наиболее значимых и информативных признаков физического развития позволит перейти к формированию инновационных методологических подходов к комплексному моделированию уровня физической подготовленности человека на основе антропометрических признаков. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".