ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проект направлен на выявление системы психофизиологических параметров, регистрируемых дистанционно (на основе видео регистрации), которые могут объективно свидетельствовать о возникновении и степени выраженности когнитивно-эмоционального конфликта (противоречия между сознательной и эмоциональной оценками ситуации) в ходе свободного диалога. Предполагается, что удастся найти универсальную (безотносительно к конкретному содержанию ситуации и смыслу высказываний) систему показателей, выявить динамические паттерны проявления эмоций в ситуации конфликта и построить соответствующую факторную модель, пригодную для прямой автоматической оценки его выраженности. Особое внимание в проекте будет уделено исследованию устойчивости выделяемых параметров к индивидуальным (полу, возрасту) и личностным (локус контроля, параметры самооценки и склонность к альтруизму или эгоизму) особенностям респондентов. При этом предполагается описать в рамках разрабатываемой модели возможные индивидуально-личностные варианты возникновения, развития и разрешения когнитивно-эмоционального конфликта, а также выявить их связи с исследуемыми индивидуально-личностными характеристиками. В качестве основных исследуемых параметров анализа телекоммуникативного диалога будет использоваться группа показателей видеоизображения (выражение лица, направление взгляда, изменения диаметра зрачка и т.п.), группа показателей просодических и семантических особенностей речи (темп, паузы, количество повторов слов и междометий и т.п.), а также группа показателей акустической структуры речи, выделяемых авторским методом, основанным на принципе относительного кросс частотного амплитудно-вариабельного кодирования. Для верификации искомой системы параметров видео регистрации, предлагается провести дополнительные психофизиологические эксперименты с параллельной регистрацией ряда физиологических процессов (кожно-гальванической реакции, сердечного ритма, дыхания, электроэнцефалограммы), а также использовать интегральные экспертные оценки наличия и степени выраженности когнитивно-эмоционального конфликта, основанные на субъективном опыте экспертов. Таким образом, новизна и актуальность проекта обусловлены как фундаментальным аспектом исследования психофизиологических механизмов контроля сознания над эмоциональными реакциями, исследованием индивидуально-личностных особенностей проявления конфликта, специфических условий его возникновения и развития, стратегий его разрешения, так и методическим аспектом разработки надежных технических способов дистанционной (по видеосвязи) диагностики, что практически важно для ряда технических областей (развития систем искусственного интеллекта и цифровой экономики) и в сфере обеспечения безопасности.
The project aims to identify a system of psychophysiological parameters which are recorded remotely (based on video recording) and they can objectively indicate the occurrence and the degree of intensity of a cognitive-emotional conflict (a contradiction between cognitive and emotional assessments of a situation) during a free dialogue. It is assumed that we will find a universal (regardless of the specific content of the situation and the meaning of statements) system of parameters, to identify dynamic patterns of the emotion manifestation in a conflict situation and create an appropriate factor model, which will be suitable for direct automatic assessment of its intensity. The particular attention in the project will be given to study of the stability of the extracted parameters to the individual (gender, age) and personal (locus of control, self-esteem parameters and a tendency to altruism or selfishness) features of the prticipants. At the same time, within the developed model, it is supposed to describe possible individual-personality options for the emergence, development, and resolution of a cognitive-emotional conflict, as well as to identify their connections with the studied individual-personality characteristics. The main parameters which will be studied in the analysis of telecommunication dialogue will be a video metrics group (facial expression, line of sight, changing in the diameter of pupil, etc.), a group of indicators of prosodic and semantic features of speech (tempo, pauses, number of repetitions of words and interjections, etc.), as well as a group of indicators of the acoustic structure of speech, extracted by the author's method, based on the principle of relative cross-frequency amplitude-variable coding. In order to verify the required system of video recording parameters it is proposed to conduct additional psychophysiological experiments with parallel recording of a number of physiological processes (GSR, heart rhythm, respiration, EEG), as well as to use integrated expert assessments of the existence and degree of cognitive-emotional conflict based on subjective experience of experts. In this way, the novelty and relevance of the project are due both to the fundamental aspect of the study of psychophysiological mechanisms of consciousness control over emotional reactions, the study of the individual and personality characteristics of the manifestation of a conflict, the specific conditions for its occurrence and development, strategies for resolving it, and the methodological aspect of developing reliable technical methods of remote (video communications) diagnostics, which is practically important for a number of technical areas (the development of the systems of the Artificial Intelligence and the digital economy) and in the field of security.
За первый год выполнения проекта предполагается получить: 1) Схему организации структурированного диалога с необходимыми видеоматериалами, которые способные вызывать когнитивно-эмоциональный конфликт, а также результаты экспертной оценки и проверки в пробных экспериментах. 2) Данные пилотных экспериментов на небольшом числе испытуемых-добровольцев (порядка 10-15) с параллельной регистрацией электрофизиологических параметров, включая электроэнцефалограмму. 3) Данные основных экспериментов с использованием инструмента Skype, обеспечивающего голосовую и видеосвязь через Интернет, с сохранением видеоинформации о диалоге (предполагается опросить порядка 30-50 человек). 4) Результаты экспертных оценок видеоматериалов, полученных в экспериментах, с точки зрения индивидуально-личностных особенностей возникновения, развития и разрешения когнитивно-эмоционального конфликта. 5) Результаты формального анализа визуальной и аудиальной частей полученных видеоматериалов с помощью стандартных программных средств и имеющихся методик, а также данные первичного анализа физиологических показателей и электроэнцефалограммы. 6) Результаты анализа семантических и просодических особенностей речи респондентов по данным видеоматериалам. 7) Результаты обработки ответов по использованным тест-опросникам, характеризующим испытуемых по параметрам самооценки, локуса контроля и альтруизма-эгоизма. 8) Результаты первичной статистической обработки и анализа полученного массива данных. Полученные предварительные результаты предполагается представить в нескольких публикациях.
Коллектив имеет большой опыт проведения исследований в области психофизиологии, возрастной и педагогической психологии, а также большой опыт практической работы в психологическом консультировании, в том числе семейном. В качестве научного задела необходимо отметить, что к настоящему времени проведена серия психофизиологических исследований эмоций человека, в ходе которых построена четырехмерная сферическая модель (субъективное пространство) восприятия эмоций, выражаемых в интонациях человеческой речи, семантики и мимики лица. Разработаны антропоморфный метод распознавания эмоций в звучащей речи, соответствующий алгоритм и необходимые программные средства для диагностики эмоций по звучащей речи. С помощью данного метода исследована не только речь человека, но и звуковая продукция животных – обезьян, лемуров и кошки домашней, показана эволюционная преемственность проявлений эмоций в звуке, их сходство с выражением эмоций в речи человека, а также эффективность представления их с помощью четырехмерной сферической модели. Проведены исследования возрастных особенностей восприятия и категоризации эмоций, специфики взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола, возраста и культурных особенностей. Исследованы взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов учебной мотивации. Проведены исследования мотивации учебной деятельности и особенностей детско-родительских отношений, возрастной и половой специфики мотивации, самоотношения и самооценки школьников, а также анализ внутренних ценностных конфликтов во взаимосвязях мотивации, ценностей и локуса контроля. Проведены исследования феномена подавления ответа в структуре внимания (когнитивного контроля), который возникает в ситуации конфликта сознательного намерения и непроизвольной реакции.
В результате выполнения проекта предполагается получить ряд новых данных об условиях и индивидуальных особенностях возникновения, развития и разрешения когнитивно-эмоционального конфликта, и, главное, о системе объективных показателей, в первую очередь тех, что возможно выделить по аудиовизуальному каналу связи, которые позволят диагностировать наличие и степень выраженности когнитивно-эмоционального конфликта. Основным результатов выполнения проекта должно стать построение количественной (факторной) модели, описывающей взаимосвязи параметров аудиовизуальной продукции, отражающих процесс возникновения, развития и разрешения когнитивно-эмоционального конфликта и сопровождающих его эмоций в свободном диалоге. Данная модель должна быть верифицирована как с точки зрения субъективного опыта экспертов, так и со стороны объективной регистрации электрофизиологических показателей вегетативной и центральной нервной системы человека. Кроме того в результате реализации проекта предполагается выявить индивидуально-личностные особенности в развитии когнитивно-эмоционального конфликта. Это позволит, с одной стороны, верифицировать устойчивость к этим изменениям параметров разрабатываемой модели, а, с другой стороны, в совокупности с разработанной схемой организации структурированного диалога и подобранными видеоматериалами, отражающими проблемы социального взаимодействия, откроет путь к разработке новой проективной методики личностной диагностики. Предполагается также выявить взаимосвязи исследуемых индивидуально-личностных особенностей в развитии когнитивно-эмоционального конфликта с характеристиками, получаемыми по тест-опросникам самооценки, локуса контроля и альтруизма-эгоизма. Таким образом, научная значимость предлагаемого исследования обусловлена выявлением системы показателей контроля сознания над эмоциональными реакциями и описанием индивидуально-личностных особенностей проявления когнитивно-эмоционального конфликта. С точки зрения прикладной значимости получаемых результатов необходимо отметить методический аспект исследования. В итоге выполнения проекта планируется разработать методику организации структурированного диалога, в котором должен возникать когнитивно-эмоциональный конфликт, а также предложить способ объективной количественной оценки степени выраженности и динамики проявления когнитивно-эмоционального конфликта на основе аудиовизуальной информации, получаемой в свободной диалоге по видеосвязи.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 3 марта 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Когнитивно-эмоциональный конфликт: особенности проявления в телекоммуникативном диалоге |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".