Методическое обеспечение развития фундаментального химического образованияНИР

Methodical maintenance of fundamental chemical education

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования
Результаты этапа: Выполнен анализ места математического содержания в университетском курсе неорганической химии (I курс). Проанализированы первые результаты внедрения комбинированного обучения в программу подготовки аспирантов химического факультета по дисциплинам педагогического блока. Продолжен анализ содержания курса химии в школьных учебниках и заданиях ЕГЭ по химии. Проведены работы по развитию методической поддержки химического олимпиадного движения школьников и турниров для студентов химических специальностей (ChemCamp). Результатом проведенных исследований явилась выработка и публикация рекомендаций по составлению заданий и проведению этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии, вступительных экзаменов в филиале МГУ в г. Баку, разработка комплектов заданий для письменного вступительного экзамена по химии и химических олимпиад школьников, организуемых и проводимых Московским университетом. Изучение математической составляющей конкурсных задач и заданий олимпиад высокого уровня позволило оптимизировать составление и адресное насыщение заданий элементами математики с целью лучшей адаптации зачисляемых на I курс химического факультета МГУ к требованиям университетских курсов неорганической химии и высшей математики.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования
Результаты этапа: Объект исследования - фундаментальное химическое образование, в том числе - область на стыке основного среднего и высшего профессионального образования. Целью исследования явилось отыскание путей и способов повышения эффективности функционирования фундаментального химического образования, в том числе путем создания современного методического обеспечения. В результате проделанной работы были созданы методические рекомендации и пособия по проведению этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии, пособия по организации и проведению вступительных испытаний по химии и олимпиады "Ломоносов" по химии на базе анализа математической составляющей химических задач. Рекомендации по внедрению: научные результаты работы по теме могут использоваться в высших учебных заведениях, ведущих подготовку по специальности "Химия", при проведении конкурсных вступительных экзаменов и вузовских олимпиад, нацеленных на отбор подготовленных абитуриентов. Непосредственная область применения - подготовка сбалансированных комплектов олимпиадных заданий и билетов конкурсных вступительных экзаменов по химии.
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования
Результаты этапа: Выполнен анализ регионального состава студентов первого курса химического факультета за последние 20 лет. Анализ показал, что смена механизма зачисления (вместо традиционных вступительных экзаменов - сумма баллов ЕГЭ плюс оценка за единственный вступительный экзамен по химии), изменение экономической ситуации в стране и снижение популярности фундаментального естественнонаучного образования привели к перераспределению регионального состава, в частности, к уничтожению "белых пятен" в зонах влияния крупнейших российских университетов. Выполнен анализ межпредметных элементов в химических задачах вступительных экзаменов и олимпиад школьников. Разработана типология содержания (на примере физического и математического элементов) химических задач., отобраны задачи с физической составляющей и классифицированы в соответствии с разработанной типологией. Разработаны и внедрены новые учебники и учебные пособия для школьников, абитуриентов и студентов вузов
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования
Результаты этапа: В отчетный период было продолжено изучение типологии содержания конкурсных и олимпиадных химических задач относительно элементов математического и физического содержания. Было проведено сопоставление физической составляющей химических конкурсных задач и содержания программ вступительных испытаний МГУ по химии и по физике. Было продолжено изучение влияния траектории зачисления (без вступительных испытаний, с учетом бонусов за олимпиадные успехи, по результатам Единых Государственных экзаменов и дополнительного вступительного испытания) на академические успехи студентов первого года обучения. Проведено изучение регионального состава студентов, набираемых на первый курс факультета, и его сопоставление с результатами предшествующих наборов. Проведена работа по развитию методического сопровождения школьного курса химии (базовый и углубленный уровни), для абитуриентов и участников школьных химических олимпиад, для студентов химического и смежных факультетов. Продолжены работы по методическому сопровождению химических олимпиад школьников разных уровней (от университетской многопрофильной олимпиады "Ломоносов" до Всероссийской олимпиады школьников по химии).
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования
Результаты этапа: На данном этапе разработаны и подготовлены учебники и учебные пособия для школьников, а также методические материалы для учителей химии, в частности, для пропедевтического курса. Проанализированы перспективы замены дисциплин естественнонаучного цикла интегрированным курсом "Естествознание" в старшей школе. Подготовлен сборник, включающий все задания конкурсных вступительных экзаменов по химии в МГУ в 2019 г. и университетских химических олимпиад. Разработано учебное пособие для углубленной подготовки к ЕГЭ по химии. На базе конкурсных университетских задач по химии проведен статистический анализ, выявивший глубокое взаимодействие химического и физического содержания задач на примере понятий теплоемкость и тепловой баланс. Проанализированы подходы к решению проблемы активизации самостоятельной работы студентов, что явилось особо актуальным в контексте перехода к дистанционным методам обучения студентов на химическом и смежных естественнонаучных факультетах. На основе анализа программ по неорганической химии для студентов химического факультета МГУ разработано новое современное издание "Практикума" и учебника по неорганической химии. Показано, что в современной ситуации, характеризующейся конкуренцией между химическими вузами, наличие современного методического обеспечения фундаментального химического образования призвано обеспечить лидирующее положение МГУ в этой области знания.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".