Агломерационные эффекты в развитии территориальных социально-экономических систем (ГЗ)НИР

Agglomeration effects in the development of territorial socio-economic systems

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Агломерационные эффекты в развитии территориальных социально-экономических систем
Результаты этапа: Проведенный анализ показал, что большинство исследователей продолжает пользоваться традиционными репрезентативными методами делимитации границ городских агломераций, в частности анализ плотности распределения населения, городов и застройки, метод изохроны; при этом чаще используются более доступные показатели, связанные с населением. Экономические показатели зачастую используются при анализе агломерационных эффектов по уже выделенным границам агломераций. Попытка делимитировать границы агломерации по плотности производственно-логистической инфраструктуры признана относительно новой для российской практики. Рынок складской недвижимости признан основным индикатором развития логистической инфраструктуры. К основным факторам развития логистической инфраструктуры в Московской агломерации относятся 1) преобладание спроса на складскую недвижимость со стороны розничных (23% сделок в 2020 г.) и online-ретейлеров (35% сделок в 2020 г.), 2) ориентация на рынок Москвы и стремление разместиться в наибольшей близости к МКАД, 3) нехватка земельных ресурсов и, как следствие, постепенный сдвиг строительства новых складских мощностей на периферию агломерации. Наиболее популярной технологией строительства складских объектов остается создание собственных складов (48% введенных в 2020 г. объектов), на втором месте – спекулятивный девелопмент (37% введенных в 2020 г. объектов). Спекулятивные объекты концентрируются на наиболее популярных и загруженных направлениях. Набирает популярность технология «Built-to-suit» (15% введенных в 2020 г. объектов) по строительству объекта под нужды конкретного заказчика с сохранением прав собственности на объект у девелопера. Рынок складской недвижимости Москвы и Московской области, а также плотность производственной и логистической инфраструктуры позволяют оконтурить границы Московской агломерации и выделить зоны ее наиболее активного экономического освоения. Производственная инфраструктура может выступать индикатором экономического развития территории (особенно для Центральной России, где наиболее активный рост городов был связан с этапом индустриализации), а ее плотность может быть приравнена к плотности застройки как одному из критериев выделения агломераций. Плотность логистической инфраструктуры в условиях сдвига отраслевой структуры экономики к бизнес-услугам выступает индикатором постиндустриального развития территории; а ценовые характеристики складской недвижимости позволяют выявить наиболее востребованные для логистических целей территории. Оценка плотностных характеристик и выявление основных направлений товаропотоков выступают индикаторами делимитации «экономических» границ агломерации. Проблемой использования данного показателя являются разрывы ареала плотности логистической инфраструктуры, требующие экспертных корректировок выявленных границ агломерации. Московская агломерация, выделенная по производственной инфраструктуре (70-75 км от МКАД), больше по размерам, чем выделенная по логистической инфраструктуре (30-45 км от МКАД), так как логистика в большей степени, чем промышленность ориентируется на зону непосредственного влияния ядра агломерации. Ценовая дифференциация рынка аренды складской недвижимости показывает, что самыми загруженными логистическими секторами, являются запад и юго-запад Московского региона. Наименьшие ставки аренды характерны для промышленного и менее удобного в логистике юго-восточного сектора. Наиболее активно логистические компании осваивают южный и северо-восточный сектора в 15-30 км от МКАД. Выделены производственно-логистические пояса Московской агломерации: ближний логистический с производственными функциями, ближний производственно-логистический, дальний производственно-логистический, дальний производственный с логистическими функциями, дальний производственный, потенциальный производственный. Общие свойства ближнего логистического пояса в увеличении численности и доли занятых в транспортно-логистическом секторе, относительно высокой доли занятых в данном секторе и низкой – в промышленности; для пояса характерен спад доли занятых в промышленности с редкими исключениями. Для ближнего производственно-логистического пояса характерна более высокая доля занятых в промышленности, чем в предыдущем поясе, и менее высокая доля занятых в транспортно-логистическом секторе, однако увеличивается численность и доля занятых в транспортной отрасли. Дальний производственно-логистический пояс характеризуется ростом численности и доли занятых в промышленности и одновременным спадом численности и доли занятых в транспортно-логистическом секторе – здесь логистические функции являются дополняющими по отношению к производственным. Дальний производственный пояс с потенциалом логистических функций характеризуется увеличением численности и доли занятых и в промышленном, и в транспортно-логистическом секторах: в отдельных МО активнее растет доля промышленного сектора, в других – транспортно-логистического сектора, а в третьих темпы роста обоих секторов примерно совпадают. Дальний производственный пояс характеризуется разнонаправленными тенденциями: положительная динамика занятости в обоих секторах характерна для региональных столиц (Тула, Калуга, Тверь) и крупных городов (Новомосковск, Донской), рост занятости в промышленности демонстрируют крупные промышленные центры (Конаково, Алексин), а сельская местность характеризуется отрицательной динамикой занятости. Потенциальный производственный пояс отмечается низкой долей занятых в промышленности и продолжающимся спадом занятости в данном секторе, однако демонстрирует рост занятости в транспортно-логистическом секторе. Наибольшая роль в экономике Московской агломерации характерна для ближних поясов и для дальнего производственного пояса, однако роль последнего активно снижается в сторону первых двух
2 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Агломерационные эффекты в развитии территориальных социально-экономических систем
Результаты этапа: Развитие городов и городских агломераций (далее – ГА) на сегодняшний момент принимает значительные масштабы во всем мире. Уровень «урбанизованности» ежегодно повышается. В городах и ГА на зачастую небольшой площади концентрируются значительные объемы капитала, труда и даже относительно нового фактора производства – информации. Немаловажную роль в экономике городские агломерации и города играют и в Российской Федерации. Современное развитие городов, особенно крупных, зачастую рассматривается в концепции экономики знаний – экономики высококвалифицированного человеческого капитала, владеющего знаниями и информацией и имеющего способность и возможность их продуцировать самостоятельно. Дело в том, что во всех развитых странах мира уже давно образование и знания играют ведущую роль в экономическом развитии, что, в частности, выразилось в выделении четвертичного сектора экономики, к которому относят интеллектуальные услуги – бизнес-консалтинг, образование, медицина. В нашей стране вследствие ориентации на первичный и вторичный сектора экономики (с преобладанием в структуре, тем не менее, третичного сектора) инновационные и интеллектуальные услуги еще не стали крупным сегментом рынка, однако в отдельных «инновационных экосистемах» (к примеру, Томска, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга) сформировался костяк фирм, оказывающих инновационные услуги (Бабурин, Земцов, 2019) – инжиниринговые центры, консалтинговые агентства и проч. А. Маршалл в своей книге «Принципы экономической теории» (1890 г.) характеризует агломерационный эффект (или внешние экономии) как концентрацию производства вокруг специализированных поставщиков сырья за счет выгод от использования общего рынка труда и удобства обмена информацией (распространения инноваций) (Блауг, 1994). В духе маржиналистов того времени Маршалл считал, что именно за счет агломерационного эффекта достигаются минимумы предельных издержек. Основными положительными эффектами Маршалл считал взаимодействие на рынке труда, связи между поставщиками и потребителями, обмен знаниями внутри крупных городских образований, хотя, стоит признать, что на современном этапе в агломерациях эти эффекты проявляются не так сильно за счет слишком больших масштабов и разрозненности городов в составе агломераций. На данном этапе развития экономической науки под агломерационным эффектом подразумевают два других эффекта – эффект локализации и эффект урбанизации. «Эффект локализации дает возможность внутриотраслевой экономии» (Павлов и др., 2018), то есть в пределах небольшой территории проще организуются внутриотраслевые взаимодействия, в том числе, к примеру, ускоряется диффузия инноваций. Эффект урбанизации приводит к появлению «критической массы спроса», которая делает возможным открытие принципиально новых современных предприятий. Отмечено также, что «наличие сравнительных преимуществ у муниципалитетов» стимулирует территориальное разделение труда и закупки товаров и услуг (в том числе муниципальных) у соседних муниципалитетов. Целью настоящего научно-исследовательского исследования в целом является выявление и оценка региональных факторов, влияющих на масштабы проявления агломерационных эффектов для территорий России разного иерархического уровня. Задачами второго этапа исследования в 2022 г. являлись: • Применение разработанной методики делимитации границ агломерации (на 1-м этапе исследования) по размещению объектов производственно-логистической инфраструктуры и возникающих связей для разных агломераций России. • Оценка эффектов от крупных инвестиционных проектов на окружающую территорию и возникающие агломерационные производственные связи. • Выявление и оценка агломерационных связей между территориальными социально-экономическими системами в пределах Центральной России. Современные исследования «агломерационной экономики» включают в себя изучение ее «микро-оснований», или локальных оснований (Duranton, Puga, 2004). Так причинами роста агломераций выделяются: 1. sharing (эффекты распределения) – возрастающая отдача от коллективного использования разнообразия, специализации, снижение рисков при большом и разнообразном рынке труда. 2. matching (эффекты сочетания) – согласование спроса и предложения на потребительском рынке (за счет близости к потребителю и возможности понять его предпочтения), рынке труда (за счет качества согласования квалификации работников, более четкие дефиниции относительно требований к работникам, повышения премии на человеческий капитал). 3. learning (эффекты обучения) – генерация, распространение и накопление знаний как между поколениями, так и в пределах одного поколения (трудовые контакты), в т.ч. между компаниями. Здесь непосредственную роль играют образование и наука, участвующие в продуцировании человеческого капитала и инновационных технологий. Одной из современных отраслей специализации городских агломераций выступает логистический комплекс: агломерации предоставляют повышенный спрос на логистические услуги в связи с мощным потребительским рынком в ядре и крупных субцентрах, а также высоким спросом на логистику со стороны промышленной периферии. Услуги логистики распространены в большинстве крупных городов России, однако Москва и ее агломерация обладают наиболее обширными мощностями логистических и складских комплексов, а также наиболее территориально рассредоточенной их сетью, представляя повышенный интерес для изучения. В ходе данного исследования мы концентрируемся на складской недвижимости как недостаточно изученном с географической точки зрения элементе логистической инфраструктуры – особенно недостаточно эмпирических исследований вовлеченности складов в цепи поставок и их роли в них. Так как рынок логистических услуг Московского региона продолжает расти, изучение современных тенденций размещения складской недвижимости на его территории представляется актуальной задачей. Вторым направлением исследований является оценка роли инвестиционных проектов в создании социально-экономического импульса развития территории и стимулировании проявления соответствующих агломерационных эффектов. Реализация инвестиционных проектов (далее – проекты) – один из основных инструментов социально-экономического развития территории. Потенциально особенно значимую роль инвестиционные проекты имеют для малоосвоенных районов. Однако на современном этапе основная часть эффектов часто остаётся за пределами регионов и муниципальных образований, в которых они реализуются. Так, в последние два десятилетия на территории Восточной Сибири (под которой понимается Восточно-Сибирский экономический район) было реализовано большое количество различных (прежде всего – сырьевых или направленных на эксплуатацию местных природных ресурсов) проектов, среди которых, например, освоение Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений, Ванкорской группы месторождений в Красноярском крае, строительство Богучанской ГЭС и Богучанского алюминиевого завода, освоение Нойбинской площади, увеличение мощностей Олимпиадинского и Благодатнинского ГОКов и др. Для поддержки этих проектов был создан ряд послаблений, в том числе налоговые льготы и государственное софинансирование, но их реализация стала эффективной лишь на макроуровне, при этом почти не проявилась на региональном и местном. Актуальным является такой относительно малоизучаемый, не учитываемый на предпроектных стадиях оценки проектов вопрос как распределение разных типов эффектов по территории (прежде всего – на локальном и региональном уровнях). В рамках второго этапа исследований была предпринята попытка оценки соответствующих агломерационных связей между территориальными социально-экономическими подсистемами Центральной России.
3 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Агломерационные эффекты в развитии территориальных социально-экономических систем
Результаты этапа: Развитие городов и городских агломераций (далее – ГА) на сегодняшний момент принимает значительные масштабы во всем мире. Уровень «урбанизованности» ежегодно повышается. В городах и ГА на зачастую небольшой площади концентрируются значительные объемы капитала, труда и даже относительно нового фактора производства – информации. Немаловажную роль в экономике городские агломерации и города играют и в Российской Федерации. Современное развитие городов, особенно крупных, зачастую рассматривается в концепции экономики знаний – экономики высококвалифицированного человеческого капитала, владеющего знаниями и информацией и имеющего способность и возможность их продуцировать самостоятельно. Дело в том, что во всех развитых странах мира уже давно образование и знания играют ведущую роль в экономическом развитии, что, в частности, выразилось в выделении четвертичного сектора экономики, к которому относят интеллектуальные услуги – бизнес-консалтинг, образование, медицина. В нашей стране вследствие ориентации на первичный и вторичный сектора экономики (с преобладанием в структуре, тем не менее, третичного сектора) инновационные и интеллектуальные услуги еще не стали крупным сегментом рынка, однако в отдельных «инновационных экосистемах» (к примеру, Томска, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга) сформировался костяк фирм, оказывающих инновационные услуги (Бабурин, Земцов, 2019) – инжиниринговые центры, консалтинговые агентства и проч. А. Маршалл в своей книге «Принципы экономической теории» (1890 г.) характеризует агломерационный эффект (или внешние экономии) как концентрацию производства вокруг специализированных поставщиков сырья за счет выгод от использования общего рынка труда и удобства обмена информацией (распространения инноваций) (Блауг, 1994). В духе маржиналистов того времени Маршалл считал, что именно за счет агломерационного эффекта достигаются минимумы предельных издержек. Основными положительными эффектами Маршалл считал взаимодействие на рынке труда, связи между поставщиками и потребителями, обмен знаниями внутри крупных городских образований, хотя, стоит признать, что на современном этапе в агломерациях эти эффекты проявляются не так сильно за счет слишком больших масштабов и разрозненности городов в составе агломераций. На данном этапе развития экономической науки под агломерационным эффектом подразумевают два других эффекта – эффект локализации и эффект урбанизации. «Эффект локализации дает возможность внутриотраслевой экономии» (Павлов и др., 2018), то есть в пределах небольшой территории проще организуются внутриотраслевые взаимодействия, в том числе, к примеру, ускоряется диффузия инноваций. Эффект урбанизации приводит к появлению «критической массы спроса», которая делает возможным открытие принципиально новых современных предприятий. Отмечено также, что «наличие сравнительных преимуществ у муниципалитетов» стимулирует территориальное разделение труда и закупки товаров и услуг (в том числе муниципальных) у соседних муниципалитетов. Целью настоящего научно-исследовательского исследования в целом является выявление и оценка региональных факторов, влияющих на масштабы проявления агломерационных эффектов для территорий России разного иерархического уровня. Задачами третьего этапа исследования в 2023 г. являлись: • Оценка роли транспортно-логистического сектора в экономике агломераций. Разработка методики для количественной оценки региональной производственной функции и выявления зависимостей с положением в системе «центр-периферия»; • Доработка методики делимитации «промышленной агломерации» и выявление ее границ на примере Южно-Башкирской агломерации. Изучение роли агломераций в концентрации материальных потоков в экономике страны на примере черных металлов; • Разработка понятия полимасштабность агломерационных связей. Оценка производственных связей в современных условиях для возникновения агломерационных эффектов; • Оценка взаимодействия ядра и периферии агломерации крупных городов с точки зрения системы переработки твердых коммунальных отходов и формирования экологической ситуации Современные исследования «агломерационной экономики» включают в себя изучение ее «микро-оснований», или локальных оснований (Duranton, Puga, 2004). Так причинами роста агломераций выделяются: 1. sharing (эффекты распределения) – возрастающая отдача от коллективного использования разнообразия, специализации, снижение рисков при большом и разнообразном рынке труда. 2. matching (эффекты сочетания) – согласование спроса и предложения на потребительском рынке (за счет близости к потребителю и возможности понять его предпочтения), рынке труда (за счет качества согласования квалификации работников, более четкие дефиниции относительно требований к работникам, повышения премии на человеческий капитал). 3. learning (эффекты обучения) – генерация, распространение и накопление знаний как между поколениями, так и в пределах одного поколения (трудовые контакты), в т.ч. между компаниями. Здесь непосредственную роль играют образование и наука, участвующие в продуцировании человеческого капитала и инновационных технологий. В рамках третьего этапа исследований были продолжены исследования по изучению логистического комплекса, который выступает, с одной стороны, одним из возможных факторов делимитации границ агломерации, а с другой – развивается в пределах агломерационных зон. Были продолжены исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации инвестиционных проектов и выявлении агломерационных связей в ресурсных регионах Российской Федерации. Продолжена работа по делимитации «промышленной агломерации» и выявлению ее границ на примере Южно-Башкирской агломерации. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Цепи поставок включают в себя: генераторов цепи – производителей (материалов, комплектующих и готовой продукции), распределителей товаров – дистрибьюторов (оптовых ретейлеров, логистических операторов), розничных ретейлеров, маркетплейсов, а также конечных потребителей. При этом на любом этапе цепи может возникнуть потребность в транспортировке и хранении товаров. По роли в цепях поставок выделяют сырьевые (для хранения грузов в жидком и сыпучем состоянии), комплектные (для хранения металлопродукции, негабаритных изделий, комплектующих) склады, склады готовой продукции (общего назначения, низкотемпературный продуктовый, фармацевтический), а также дистрибуционные оптовой торговли (для операций кросс-докинга) и дистрибуционные розничной торговли. Эволюция транспортно-логистического комплекса в России шла ускоренными темпами, активно нагоняя развитые и развивающиеся страны по уровню развития данного сектора экономики: буквально за 30 лет мы перешли от концепции 1PL к 3PL. Начиная свое становление в середине 2000-х гг., рынок активно прирастал и институционализировался, замедляя темпы роста в кризис 2009 г. и 2014 г., испытывая параллельно увеличение спроса как со стороны розничных ретейлеров, так и со стороны онлайн-операторов (бум начался в 2018 г., однако дополнительным катализатором выступила пандемия COVID-19 и смена модели потребления). Кризис 2014 г., тем не менее, оказался несопоставим по масштабам с 2022 г., когда российский рынок один за другим стали покидать международные бренды и компании, однако 17% занимаемых ими площадей практически за год либо нашли нового арендатора, либо остались за российскими «правоприемниками» международных брендов. К началу 2023 г. складской рынок Московского региона вновь вернулся к дефициту. При этом Московская агломерация, обладающая наиболее высоким платежеспособным спросом на товары и услуги, продолжает генерировать основной спрос на логистическую инфраструктуру (66% в 2022-2023 гг.) и инновации в отрасли, привлекая в регион инвестиции как крупных многоканальных ретейлеров, так и онлайн-операторов, дистрибьюторов и даже промышленных компаний. Геополитическая ситуация, хоть и скорректировала стратегии развития компаний из разных отраслей, поспособствовала росту российских компаний и увеличению спроса со стороны дистрибьюторов и производственных организаций на фоне импортозамещения и трансформации цепей поставок. Вариативность стратегий развития складских сетей зависит от отраслевых особенностей складских операций (специфика грузов – сроки и условия хранения, объемы, габариты, а также специфика логистики – основной вид транспорта, осуществляющий перевозку, кросс-докинг и др.), корпоративных особенностей ведения бизнеса (инвестиционных и стратегических приоритетов, наличия рычагов институционального давления), пространственных особенностей деятельности компании (ключевые направления грузопотоков, дифференциация по объему и структуре потоков, расположение относительно поставщиков и конечных потребителей). Кругооборот черных металлов в мировой экономике имеют отраслевую и территориальную специфику. Основным фактором межстрановых различий в конфигурации движения черных металлов в мире является фактор неравномерности социально-экономического развития, который вместе с другими факторами (ресурсным, технологическим и др.), образуют множественность типов кругооборота черных металлов в странах и перетоки материалов разного состава и масштаба между ними. Наиболее распространенной схемой движения черных металлов в мире является «неполный» кругооборот металла (свыше 100 стран). Это связано с неравномерным в территориальном отношении развитием черной металлургии и ее особенностями технологического облика, что обуславливает формирование крупных материалопотоков между разными в социально-экономическом отношении странами в зависимости от их возможностей по экспорту или внутренних потребностей в определенных видах металлосодержащей продукции. Кругооборот черных металлов в РФ характеризуется полным набором технологических стадий и оборачиваемостью металла преимущественно в потребительской сфере. Место РФ в мировом кругообороте черных металлов определяется экспортной ориентацией страны (более 30 млн т. стали /год идет на экспорт). Несмотря на это, страна накапливает черные металлы в экономике вследствие развитой сырьевой и производственной базы и сравнительно высокого внутреннего спроса на металлосодержащую продукцию со стороны населения и промышленности. Движение черных металлов в регионах России определяется диспропорциями в размещении месторождений железной руды, производителей металлоемкой продукции и ее потребителей, а также организационно-производственной структурой предприятий, которые вместе нарушают стандартную схему движения металла (добыча - производство-потребление-рециклинг/выбытие). Немаловажную роль в пространственной конфигурации кругооборота металла имеют особенности рынка того или иного вида продукции. Например, схемы товародвижения железной руды и чугуна функционируют преимущественно в производственной сфере, отличаются повышенной тоннажностью и менее диверсифицированной географией поставок, металл обращается между месторождениями железной руды и металлургическими предприятиями. Схема товародвижения проката, наоборот, имеет более диверсифицированную географию поставок, выделяется три основных типа потоков металла: «в Москву», «в регионы» и «на экспорт». На внутрирегиональном уровне в сельской местности металл начинает кругооборот в результате добычи железосодержащей продукции и на завершающей стадии рассеивается в ходе потребления и преимущественно выбывает из хозяйства, в то время как в городе происходит концентрация металла, многократное из-менение его формы,эксплуатация и рециклинг. Обращение металла между сельской местностью и городом необходимо рассматривать в контексте концепции сельско-городского континуума с ее конкретизацией с позиции высокой связности города и села разного характера и типов материалопотоками. Движение металла на внутрирегиональном уровне определяется социально-экономической динамикой постсоветского развития территорий. Например, сельские районы в средней полосе Европейской части России характеризуются оттоком металла (например, Федоровский), что связано с кризисом коллективных хозяйств и незначительными объемами инвестиций в агросектор при активном развитии ломозаготовки. Сельские районы на юге страны не только смогли сохранить советские объемы притока металла (например, Красноармейский), но и преумножить их вследствие лучшей динамики экономического развития (например, Темрюкский).
4 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Агломерационные эффекты в развитии территориальных социально-экономических систем
Результаты этапа:
5 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Агломерационные эффекты в развитии территориальных социально-экономических систем
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".