Прогнозирование экономического ущерба для территории Российской Арктики в контексте изменения геокриологических условий (РНФ)НИР

Forecasting of economic damage for the Russian Arctic territory in the geocryological conditions changing context

Источник финансирования НИР

грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 10 июля 2021 г.-31 декабря 2021 г. Прогнозирование экономического ущерба для территории Российской Арктики в контексте изменения геокриологических условий
Результаты этапа: В ходе выполнения 1 этапа были получены следующие результаты, которые получили отражение в публикациях: 1. Составлена база данных важнейших социально-экономических параметров, характеризующих величины потенциальных ущербов от деградации многолетней мерзлоты на территории Арктической зоны Российской Федерации и потенциал устойчивости и противостояния муниципальных и региональных экономических систем к вызовам, связанным с изменением инженерно-геокриологических условий. 2. Разработаны методики оценки стоимости рассматриваемых видов основных фондов в ценах 2021 года: жилищного фонда и зданий и сооружений ключевых отраслей экономики в разрезе муниципальных образований.
2 1 января 2022 г.-30 июня 2022 г. Прогнозирование экономического ущерба для территории Российской Арктики в контексте изменения геокриологических условий
Результаты этапа: В ходе реализации 2 этапа были получены следующие результаты: 1. Произведена оценка вероятного влияния трансформаций климата на параметры экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации. Был разработан методологический подход к оценке выгод и издержек, связанных с климатическими изменениями, для экономики арктических регионов с учетом средней прогнозной динамики приземной температуры воздуха и основных региональных хозяйственных специализаций, а также степени восприимчивости различных отраслей экономики к изменению климата. Были выделены ключевые вероятные положительные (климатические дивиденды) и отрицательные (климатические издержки) эффекты от климатических изменений для различных отраслей хозяйства регионов Арктической зоны Российской Федерации.
3 1 июля 2022 г.-31 декабря 2022 г. Прогнозирование экономического ущерба для территории Российской Арктики в контексте изменения геокриологических условий
Результаты этапа: В ходе выполнения 3 этапа были получены следующие результаты, которые получили отражение в публикациях: 1. Оценочные значения текущей стоимости объектов береговой инфраструктуры, прилегающей к акватории Северного Морского пути, полученные на основании разработанной методики оценки зданий и сооружений, которые запланированы к реализации на рассматриаемой территории.
4 1 января 2023 г.-30 июня 2023 г. Прогнозирование экономического ущерба для территории Российской Арктики в контексте изменения геокриологических условий
Результаты этапа: За отчетный период были достигнуты следующие научные результаты: 1. Разработан концептуально-методический подход к прогнозированию совокупных издержек, связанных с необходимостью реализации мер по адаптации жилищного фонда крупного города к изменению инженерно-геокриологических условий до 2050 года. Осуществлена апробация данной методики на примере города Норильска Красноярского края. Создана база данных жилищного фонда Норильска, включающая в себя значимые с точки зрения прогнозирования ущербов характеристики существующих и запланированных к строительству до 2035 года многоквартирных жилых домов. 2. Сформирована база данных важнейших финансовых показателей, характеризующих издержки на адаптацию, на основании анализа сметной документации запланированных к реализации на территории Норильска проектов в сфере жилищного строительства и термостабилизации грунтов оснований фундаментов жилищного фонда и пределов их экономической эффективности. 3. Рассчитаны совокупные издержки на адаптацию жилищного фонда Норильска, включающие в себя стоимость термостабилизации грунтов оснований, стоимость ликвидации домов, фундаменты которых не подлежат сохранению, и стоимость нового строительства, взамен ликвидированных объектов (все расчеты произведены по специально разработанным авторским методикам) – порядка 1,6 трлн рублей в ценах 2023 года при худшем сценарии потепления. Из них: величина прямого ущерба для жилищного фонда (потеря рыночной стоимости) – 217,5 млрд рублей; стоимость ликвидации деформированного жилищного фонда – 12,2 млрд рублей; стоимость нового строительства взамен ликвидированного – 1 365,6 млрд рублей. Оценочная стоимость термостабилизации грунтов оснований жилищного фонда, нуждающегося в данной мере адаптации – 39 млрд рублей. Было установлено, что темпы запланированной реновации жилищного фонда Норильска и объемы финансирования не совпадают с масштабом реальных угроз, прогнозируемых к 2050 г. 4. Выявлены факторы деформаций зданий в пос. Амдерма Ненецкого автономного округа. Даны рекомендации по учету этих факторов деформации при проектировании будущих зданий и сооружений в рамках реализации действующего Генплана поселка и планов по его развитию как опорного пункта Северного морского пути. 5. Составлен рейтинг муниципальных образований Арктической зоны РФ по уровню потенциала противостояния геокриологическим опасностям и в целом негативным последствиям климатических изменений. Для составления рейтинга был разработан специальный индекс адаптационного потенциала на уровне муниципальных образований. В его основу легли индикаторы, характеризующие масштаб муниципальных экономик и их внутренних бюджетных ресурсов, а также финансовый потенциал зарегистрированных на их территории компаний. Осуществлено районирование территории Арктической зоны РФ по уровням экономической уязвимости и интегрального геокриологического риска (с учетом сопоставления результатов оценки вероятной стоимости зданий и сооружений, которые будут деформированы либо полностью разрушены вследствие изменения инженерно-геокриологических условий с одной стороны и потенциала противостояния муниципальных экономик с другой). Выявлены наиболее и наименее уязвимые группы районов. Количественно доказано, что в целом масштаб вероятных последствий существенно превышает имеющиеся ресурсы, причем наиболее негативная ситуация складывается и без того на наиболее депрессивных территориях. 6. Разработан прогноз предельной величины вероятного ущерба от деградации многолетней мерзлоты до 2050 г. для объектов наземной транспортной инфраструктуры, запланированной к строительству на территории, прилегающей к акватории Северного морского пути. Разработана методика стоимостной оценки транспортной инфраструктуры (зданий и сооружений), которая должна появиться до 2030 г. Общая стоимость будущей транспортной инфраструктуры в пределах рассматриваемой территории, согласно проведенным расчетам, составляет свыше 0,5 трлн рублей в ценах 2021 г. (приращение стоимости на 20% от текущего уровня). Из них порядка 370 млрд рублей придется на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, 160 млрд рублей – на Красноярский край (стоимостные оценки были сделаны для каждого из рассматриваемых инвестиционных проектов). 7. Разработан концептуально-методический подход к оценке ущербов от физического исчезновения значительной площади прибрежных земель в результате термоабразионных процессов в береговых зонах Печорского и Карского морей. Путем интерполяции усредненных значений аналогичных по своим характеристикам учтенных участков (по данным Росреестра) были заполнены информационные пробелы для секторов берега, где не произведена процедура межевания участков. Интеграция этих данных в прогноз отступания береговой линии до 2050 г., взятый из Атласа абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики, позволила оценить величину вероятного экономического ущерба для различных участков побережья. Установлено, что при сценарии умеренного потепления минимальный прямой ущерб от потери площади суши до 2050 г. составит порядка 3,8 млрд рублей для побережья Печорского моря и 4,6 млрд рублей для побережья Карского моря (в ценах 2022 г., исходя из кадастровой стоимости). 8. Разработана методика нормативной оценки предельных величин стоимости замещения железнодорожных линий вследствие воздействия неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений (в том числе геокриологических опасностей) в разрезе муниципальных образований. Рассчитана протяженность железнодорожных линий в границах каждого из муниципалитетов РФ, имеющих железнодорожное сообщение (с помощью пакетов ESRI ArcGIS). Длины дорог соотнесены с нормативными показателями цен строительства железных дорог в различных климатических и орографических условиях. Проведенные расчеты показали, что предельная стоимость замены железнодорожных линий в случае реализации угроз природного характера для страны в целом составляет порядка 11 трлн рублей в ценах 2021 года, или примерно 8,4% от ВВП России за этот год. Рассчитано, что при умеренном сценарии потепления максимальный ущерб для железнодорожных линий регионов криолитозоны Российской Арктики может составить: Воркута – 32 млрд рублей, Лабытнанги – 3,8 млрд рублей, Норильск – 13 млрд рублей, Ямальский район – 61,8 млрд рублей, Приуральский район – 41,5 млрд рублей, Пуровский район – 84,3 млрд рублей, Надымский район – 55,9 млрд рублей, Ноябрьск – 3,1 млрд рублей, Новый Уренгой – 5,4 млрд рублей.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".