ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Изучение взаимодействия когнитивных и аффективных процессов проведено на модели когнитивных нарушений при расстройствах личности с опорой на представления клинической психологии о том, что определенные механизмы психической деятельности проявляются только в специфических ситуациях ее нарушения или распада. По результатам исследования были выделены специфические особенности когнитивных процессов при различных расстройствах личности. Так, при шизотипическом расстройстве личности как более выраженные обсуждаются нарушения эмоциональной регуляции, заключающиеся в трудностях синтеза разнонаправленных тенденций и разобщенности эмоционального переживания и его когнитивной представленности. При истерическом расстройстве личности в качестве характерных особенностей описаны глобальность и неустойчивость суждений, сопоставимые с данными литературы о пристрастности сознания и ориентированности мышления на желание у этой группы больных. Специфика когнитивных нарушений при обсессивно-компульсивном расстройстве личности заключается в конкретизированности и ригидности суждений, соотносимых в рамках теоретического анализа с представлениями о непереносимости неопределенности и тенденции фокусироваться на собственных мыслительных процессах больше, чем на содержании стимульной информации. Полученные результаты сопоставлены с результатами выполнения тех же методик здоровыми испытуемыми, что позволило дополнить данные о мотивационном и операциональном компонентах психической деятельности в ситуациях эмоциональной нагруженности и о роли фактора организации обработки информации. В ходе экспериментального исследования было обследовано 40 пациентов с шизотипическим расстройством личности, 25 пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством личности, 35 пациентов с истерическим расстройством личности; в группу сравнения было включено 20 пациентов с вялотекущей шизофренией; в контрольную группу было включено 100 испытуемых. Проведенный теоретический анализ проблемы, разработанный методологический подход и дизайн исследования, результаты экспериментального исследования, а также завершающая модификация методологического комплекса методик и результаты предварительного исследования в рамках перенесения ситуации психологического эксперимента в условия общесоматической клиники представлены в публикациях.
1. По результатам исследования в экспериментальной группе были выделены специфические особенности когнитивных процессов при различных расстройствах личности (шизотипическом, истерическом и обсессивно-компульсивном). Использование материала пословиц и противоречивых высказываний выявило неоднородность чувствительности к противоречиям у больных с различными личностными расстройствами и у испытуемых нормативной выборки. Результаты проведенного комплекса методик, сопоставленные с данными литературы, показали, что при шизотипическом расстройстве личности нарушения эмоциональной регуляции выражены более грубо (по сравнению с больными с истерическим и обсессивно-компульсивным расстройствами личности) и заключаются в трудностях синтеза разнонаправленных тенденций и разобщенности эмоционального переживания и его когнитивной представленности, что наиболее ярко проявляется в ситуациях социального взаимодействия и при обработке информации с социальным содержанием, а также при обработке абстрактного материала в условиях множественных выборов. Обнаружено, что для больных с вялотекущей шизофренией, включенных в группу сравнения, не свойственна настолько выраженная избирательность к ситуациям социального взаимодействия как провоцирующих когнитивные нарушения (подобные когнитивные нарушения встречались в результатах различных методик, при этом наиболее значимо проявились при выполнении и вербального, и невербального блоков теста Векслера). Выявление особенностей чувствительности к противоречиям позволили проанализировать глобальность (в отличие от конкретизированности) и неустойчивость (в отличие от ригидности) суждений больных с истерическим расстройством личности в сопоставлении с суждениями больных с обсессивно-компульсивным расстройством личности. Также было проведено обсуждение влияния характеристик поступающей информации (вербальный или невербальный стимульный материал, выраженность его эмоциональной нагруженности) на формирование особенностей психической деятельности при расстройствах личности (нарушение чувствительности к противоречиям, игнорирование событийного контекста, изменение соотношения «часть-целое» в анализе поступающей информации и др.). Проанализирован вклад двух компонентов в формирование специфики когнитивных нарушений при расстройствах личности: когнитивного (сопоставление смысла ситуации с различными ее параметрами, с оценкой альтернатив и выбором подходящего решения) и аффективного (переживание конгруэнтности принимаемого решения системе личностных смыслов). Сопоставление результатов исследования больных с шизотипическим и истерическим расстройствами личности доказывает, что стилевые особенности когнитивных процессов при расстройствах личности достигают уровня нарушения и наиболее отчетливо проявляются при обработке невербальной информации с высокой степенью эмоциональной нагруженности. 2. Проведенное исследование в контрольной группе условно здоровых испытуемых подтвердило, что при обработке абстрактного материала в условиях множественных выборов здоровые испытуемые способны сохранять необходимый уровень мотивации, а также использовать повышение субъективной значимости выполнения как дополняющую (для поддержания достаточного уровня) мотивацию в условиях монотонной деятельности. Проведен подробный анализ стилевых особенностей когнитивных процессов у здоровых испытуемых в ситуациях разной степени эмоциональной нагруженности. Так, в условиях повышения эмоциональной нагруженности ситуации незначительно изменяется чувствительность к противоречиям (повышение частоты противоречивых ответов при сохранении способности их корректировать). Показано, что здоровые испытуемые эффективнее формируют внутренний план задания, что позволяет им значительно повышать продуктивность своей деятельности в условиях изменения инструкции по сравнению с больными с расстройствами личности. 3. Сочетание тестового и экспериментального методов, использование качественного анализа наряду с количественным представлением данных в исследовании когнитивных процессов позволили преодолеть ограничения в описании обнаруживаемых при личностных расстройствах нарушений психической деятельности уровнем отдельных феноменов: целостно проанализированы компенсаторные стратегии при различных расстройствах личности (например, использование, с одной стороны, когнитивной продукции как способа минимизировать эмоциональную нагруженность ситуации, с другой стороны, аффективной разрядки как способа выйти из ситуации когнитивных затруднений). 4. Методологическим результатом является проведенное обоснование использования в исследовании аффективно-когнитивного взаимодействия сочетания различных параметров стимульного материала в применяемых методах: вербального и невербального, эмоционально нагруженного и эмоционально нейтрального, формализованного с малым набором вариантов значимых характеристик и формализованного с включением множественных выборов и т.д. Актуальность методологического подхода подтверждена возможностью его продуктивного переноса в область общесоматической клиники (в частности, дерматологической, что показано на примере исследования 29 пациентов с психическими расстройствами, реализующимися в пространстве кожного покрова, коморбидными истерическому, шизотипическому и обсессивно-компульсивному расстройствам личности). Эти результаты открывают перспективы продолжения дальнейшего исследования в одной из областей накопления патологии регистра расстройств личности.
ФГБНУ "НЦПЗ" РАМН | Соисполнитель |
ГКУЗ ПКБ №12 ДЗМ | Соисполнитель |
ФГБУ "НИИ фармакологии имени В.В. Закусова" РАМН | Соисполнитель |
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 11 октября 2012 г.-31 декабря 2012 г. | Нарушения когнитивных процессов при расстройствах личности (1 этап) |
Результаты этапа: | ||
2 | 20 мая 2013 г.-31 декабря 2013 г. | Нарушения когнитивных процессов при расстройствах личности (2 этап) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".