ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проект исследования трансформации российского философского сообщества посвящен анализу тех изменений, которым подвергалась советская философская среда за последние полвека, включая трансформации, произошедшие в 1990-годах и обновление философского сообщества, начавшееся в середине 2000-х.
В результате работ по проекту в течение 2013 года были достигнуты следующие научные результаты: 1. В настоящее время на всех уровнях культуры мы наблюдаем глубинные процессы изменений, которые столь существенны, что позволяют говорить о трансформации культуры, в переходе от системы локальных культур к становлению нового образования, которое можно обозначить как глобальная культура. В статье В.В. Миронова «Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации», подготовленной в рамках работ по реализации грантового проекта, представлены модели трансформации культуры с точки зрения анализа трансформации философского знания и философского сообщества в современной России. 2. Больше значение имеет также осмысление конкретно-философских традиций понимания тех или иных областей практической философии. В частности, прикладная этика как одна из наиболее конкретных концептуальных традиций, наличествующих в области философии, определяется в дискуссионном контексте осмысления задач философского сообщества как одна из наиболее традиционных парадигм целостной связи философского знания и конкретной жизненной практики. В статье А.А. Скворцова «Что такое хорошо, и что такое плохо для прикладной этики?», подготовленной в рамках работ по реализации грантового проекта, описываются проблемы, возникающие при локализации этического сообщества в пространстве философского знания. 3. Линию осмысления конкретно-частногуманитарных дисциплин, в той или иной мере связанных с философским знанием, продолжает статья П.Н. Костылева «Религиоведческое образование в современной России: сообщество и перспективы», подготовленная в рамках работ по реализации грантового проекта. Согласно ней, развитие науки о религии в постсоветской России, как представляется, невозможно отделить от развития религиоведческого образования: точно так же, как нет науки вне ее истории, не могут появиться научные кадры вне традиционной образовательной системы. В статье в контексте исследования трансформаций философского и частногуманитарного сообщества в России автор представляет определенное видение ключевых точек, от поддержки которых зависит развитие религиоведческого образования в современной России, – и предложить ряд идеологических концептов, способствующих развитию российского религиоведческого и философского сообщества в целом. 4. Проблема формирования и развития профессионального молодежного философского сообщества в России рассматривается в статье В.М. Желнова «Проблемы и перспективы формирования российского молодежного философского сообщества», подготовленной в рамках работ по реализации грантового проекта. В статье проводится анализ с трех сторон: социологической, с позиции формирования специфичного типа идентичности, являющегося основанием его внутренней солидарности, а также в логике рефлексивного самоотнесения философов к собственно профессии. Также в статье рассматривается молодежь с точки зрения возрастного интервала между 15 и 18 годами, то есть возраст, связанный с периодом профессиональной самоидентификации и выбором профессиональных образовательных стратегий. Формирование молодежного философского сообщества в России сталкивается с рядом трудностей. Для того, чтобы преодолеть основные проблемы формирования философского сообщества в России нужно понять, какие именно методы могут сгладить эффект парадоксов возникающего «двойного кольца Сократа» при необходимости сделать выбор в пользу того или иного профессионального образования не изнутри «профессионального сознания», но лишь ориентируясь на обыденные представления о том, что такое философия как профессиональная деятельность. 5. Философское сообщество в современной России, согласно научным результатам, представленным в статье Т.А. Вархотова «Деятельностный подход в общественных науках в контексте проблематики трансформации философского сообщества», подготовленной в рамках работ по реализации грантового проекта, ориентируется не только и не столько на узко-дисциплинарную проблематику, сколько на междисциплинарную проблематику, поскольку его становление в качестве определенного и отграниченного профессионального сообщества исторически сопровождалось дискуссиями, в контексте которых все более точно прояснялось место философского понимания общества как такового и специфики общественных трансформаций в современном мире. Деятельностный подход в общественных науках, ставший предметом анализа в настоящей статье, по праву может быть воспринят в качестве одного из способов (стратегий) осмысления общественных наук с философской точки зрения. В процессе развития философского понимания специфики общественных наук оттачивалось представление о собственной специфике вне философских дисциплин, таких как социология, психология и проч. В результате осмысление общественных наук как предмета особой заботы философов, ориентированных на вопросы методологии научного и – уже, – гуманитарного знания, стало, в свою очередь, предметом особого философского исследования. 6. Работа Е.С. Соколова «Философия в списках» представляет собой рецензию на книгу Н.В. Мотрошиловой «Отечественная философия 50–80-х годов XX века и западная мысль» (М.: Академический проект, 2012. 376 с.). Критическому разбору подвергаются методологическая основа исследования Н.В. Мотрошиловой, используемый ей способ представления академического сообщества. Формулируется альтернативная исследовательская программа, в рамках которой книга Мотрошиловой могла бы стать скорее материалом, нежели образцом для исследования.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 2 июля 2012 г.-31 октября 2014 г. | Трансформация российского философского сообщества во второй половине XX - начале XXI века |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".