Разработка фундаментальных основ отечественной теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИНИР

Developing the Fundamentals of Russian Media Theory under the Transformation of Social Practices and Media Digitalization

Источник финансирования НИР

грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 29 мая 2017 г.-29 декабря 2017 г. Первый этап проекта "Разработка фундаментальных основ отечественной теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ"
Результаты этапа: 1) При подготовке материалов для создания карты-схема наиболее распространенных теоретических концепций и подходов к анализу журналистики и медиа в постсоветский период, на основании проделанной работы авторы выявили, что: - уровень вовлеченности российских исследователей медиа, массмедиа, коммуникаций, журналистики, публицистики в международный научный дискурс можно оценить как невысокий: они опираются в основном на отечественный научный фундамент, используя его примерно в 3 раза чаще, чем международный - данное соотношение является достаточно устойчивым. Наиболее релевантные результаты, рассчитанные по кандидатским диссертациям, показывают, что активность использования отечественных работ в данном научном поле растет гораздо быстрее, чем зарубежных; - с «географической» точки зрения отечественные исследования медиа, коммуникаций, журналистики чрезвычайно разнородны. Заметен достаточно устойчивый вектор научного интереса к центрам медиаисследований крупных стран Западной Европы, а также Соединенным Штатам Америки. «Азиатское» исследовательское поле сформировано, прежде всего, факторами, не имеющими прямого отношения к науке – присутствием аспирантов из соответствующих стран. Не наблюдается устойчивых тенденций в выборе регионов России в качестве объекта исследовательского интереса; - налицо тематическая раздробленность отечественного исследовательского поля в области медиа, коммуникаций, журналистики однако уровень диверсификации снижается. Как показало исследование, только 42% диссертационных работ соответствовали границам специальности «Журналистика», около четверти (24%) были посвящены более широкой тематике – массмедиа/СМИ, 10% диссертаций были посвящены медиа, а 14% - коммуникациям. Более узкая тематика – публицистика – стала объектом исследования в 8% работ. На основании данных эмпирических результатов исследовательской группой были подготовлены материалы для соответствующих карт-схем, иллюстрирующих распространение теоретических концепций и подходов к анализу журналистики и медиа в постсоветский период. 2) Результаты анализа данных, полученных в ходе интервью с учеными и практиками медиаиндустрии, позволяют установить наиболее ощутимые терминологические и концептуальные расхождения в восприятии и интерпретациях феноменов медиа. На основании проделанной работы авторы выявили, что: - в Российской Федерации не существует единого теоретического фундамента и концептуального аппарата, позволяющих говорить об активном либо даже возможном научном дискурсе в области теории медиа: представители различных научных школ и академических структур работают в разнообразных тематических полях, пересекающихся лишь частично; - наиболее популярной теоретической парадигмой в России является «теория журналистики», которая базируется, прежде всего, не на эмпирически верифицированном знании, а на нормативных представлениях и установках, получивших распространение в советский период и закрепившихся в научной практике в постсоветское время; - нельзя говорить о едином, конвенционально обоснованном терминологическом аппарате, который можно применять в рамках теории медиа: современные отечественные ученые пользуются чрезвычайно дискретным тезаурусом, создаваемым и применяемым ими спонтанно, в рамках решения конкретных научно-образовательных задач; - актуальность создания современной теории медиа в Российской Федерации несомненна, но ее формирование невозможно без разработки актуального, конвенционально используемого терминологического аппарата. 3) Результаты первого этапа дискурс-анализа данных, полученных в ходе исследования законодательной базы в сфере медиа, включают в себя анализ законодательной базы в сфере информационной политики РФ, в ходе которого были изучены Конституция РФ, Закон РФ № 2124-I «О средствах массовой информации», а также 14 федеральных законов и подзаконных актов; 5 федеральных, 9 региональных и 5 отраслевых документов (кодексы и декларации о профессиональных и этических нормах деятельности журналиста), регулирующих работу СМИ и правовые отношения в сфере медиа. В ходе анализа были выявлены имеющиеся в документах дефиниции основных понятий в области СМИ. Всего было выделено 164 определения. Результаты первичного исследования показали отставание терминологического аппарата от современной медиапрактики, например, не было найдено определений для популярных в публикационном и академическом дискурсе понятий. Результаты показали, что требуется дальнейшее исследование и сопоставление российской практики с зарубежной законодательной практикой в сфере журналистики. 4) Результаты проекта были апробированы на российских и международных научных и научно-практических конференциях с проведением секций/круглых столов: проведен теоретико-методологический семинар "Отечественная теория медиа: к вопросу о национальном своеобразии" (факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, 10 октября 2017 г.), опубликованы тезисы докладов выступлений членов научного коллектива в рамках секции (в общем количестве 6) на международной научной конференции Европейской Ассоциации Журналистского Образования-2017 (European Journalism Training Association) и Международных научных чтений в Москве «СМИ и массовые коммуникации-2017» (International Media Readings in Moscow «Mass Media and Communications – 2017») «Journalism Education Across Borders» («Журналистское образование без границ») (факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, 19-20 октября 2017 г.), члены научного коллектива выступали с тезисами докладов на конференции Aleksanteri-2017 (Хельсинки, Финляндия, 24-26 октября 2017 г.). 5) Члены научного коллектива выступали с докладами по теме исследования на российских и международных научно-практических конференциях: 14 выступлений на русском языке и 11 выступлений на английском языке. 6) Научным коллективом по результатам проекта за 2017 год были подготовлены и опубликованы 13 научных материалов в изданиях, учитываемых РИНЦ; 6 из них – научные статьи в высокорейтинговых изданиях из списка ВАК. 7) Подготовлен и опубликован аналитический отчет о реализации проекта за 2017 год - коллективная монография участников проекта под названием «Трансформация отечественной теории медиа: состояние и тенденции развития» (общим объемом более 8 п.л.).
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Второй этап проекта "Разработка фундаментальных основ отечественной теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ"
Результаты этапа: В отчетный период были выявлены и проанализированы наиболее распространенные в зарубежных и отечественных медиаисследованиях подходы к построению теории медиа в контексте научного познания мира. На основании этого представляется, что для создания отечественной теории медиа необходимо рассматривать этот феномен как сложную и целостную систему. Рост интереса к медиаисследованиям в начале XXI века объясняется возрастающим вниманием мирового сообщества к роли информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего цифровых медиа в развитии общественных процессов и жизни современного человека, изменением их значения для сфер политики, экономики, культуры. Медиа (в теоретических работах часто также употреблялся термин "массмедиа", являющийся, правда, только частичным синонимом первого) в контексте одной из доминирующих парадигм — эмпирико-функционализма — традиционно рассматриваются как социальный институт, которому обществом предписывается выполнение определенных функций в целях общественного интереса. В другой влиятельной парадигме медиаисследований — политэкономической — медиа рассматриваются как область экономического производства, встроенная в производственные отношения и сама являющаяся одновременно сферой материального и символического производства, которая напрямую влияет на распределение общественного богатства. Этот полипарадигмальный подход к медиа — как к социальному институту и как к сфере материального производства — широко представлен в академических исследованиях, причем, отдавая приоритет одной из двух упомянутых сторон социальной роли медиа, медиаисследователи не отрицают их взаимосвязи. Одна из влиятельных школ в современных медиаисследованиях — школа изучения национальных медиасистем. В ней в качестве основной аналитической единицы используется понятие «медиасистема», ставшее весьма распространенным в медиаисследованиях. В рамках традиционного подхода медиасистема рассматривается как комплекс, система медиаинститутов и медиапрактик, которые, взаимодействуя друг с другом, формируются в контексте исторического развития современных структур медиа на национальном уровне, под воздействием специфических национальных факторов. В ходе сравнительно-исторического анализа функционирования медиасистем внимание исследовательского коллектива было сосредоточено на СМИ стран-членов блока БРИКС, которые представляют собой пять своеобразных цивилизаций с присущими им ценностными системами координат, уникальными социально-культурными и политическими традициями, представлениями о структуре и особенностях национальных интересов в разных областях. При этом в начале изучения было очевидно наличие достаточно большого поля соприкосновения интересов в сфере развития и безопасности. Учитывая то, что концепция объединения стран с высокими темпами экономического роста в блок БРИК появилась в группе экономических аналитиков банка Goldman Saсhs в начале 2000-х гг., в процессе реализации проекта его участники принимали во внимание существующий индекс GES (Growth Environment Scores), составленный из индикаторов условий роста для измерения сходств и различий разных стран, в том числе – стран блока БРИКС. При этом для решения задач проекта важным было то, что среди 13 макро- и микроэкономических показателей присутствовали и характеристики развития информационно-коммуникационных технологий. Проведенный сравнительно-исторический анализ показал, что на современном этапе развития усиливается медиаактивность исследуемых стран как форма их публичной медиаполитики. При этом руководство стран, формирующих блок БРИКС, формулирует задачу создания единого информационного пространства, способствующего обмену информационными потоками в рамках двусторонней и многосторонней коммуникации. Основываясь на материалах проведенного исследования, можно говорить о том, что процессы развития медиасистем как следствие экономического роста способствовали трансформации и развитию рекламных рынков Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки до глобального кризиса конца 2000 гг. Увеличение интереса аудитории к медиа и объемов потребления медиа, зафиксированная как актуальная для конца XX века тенденция в этих странах, в свою очередь способствовала стабилизации медиабизнеса, связанной с процессами его цифровизации и общественными трансформациями. Сравнительный анализ продемонстрировал наличие таких общих черт медиасистем стран-участниц блока, как 1) функционирование телевидения как ключевого сегмента медиасистем и сохранение его консолидирующего потенциала в общественно-политических и культурно-исторических процессах как механизма формирования и подкрепления общегосударственной идентичности; 2) количественное и объемное увеличение сегмента аудиовизуальных и онлайн-СМИ; 3) развитие телевизионного и кинопроизводства как сегмента медиасистем, ориентирующегося на внутренние рынки, а также одновременно обращенного к региональным и международным рынкам; 4) технологическое развитие средств массовой информации, тесно связанное с появлением новых моделей медиапотребления и новых сегментов медиарынка, до сих пор испытывающих на себе влияние так называемого «цифрового разрыва». В отчетный период в соответствии с планом реализации проекта были проведены глубинные интервью с представителями экспертного сообщества, осуществляющими анализ и оценку ситуации в медиасфере. Организованные по утвержденной схеме беседы позволили получить релевантные цели и задачам проекта мнения относительно использования представителями экспертного сообщества теории медиа, распространенности различных теоретических концепций и положений, применения ими в практической деятельности ключевых элементов понятийного категориального аппарата, их оценки актуальности изучения различных тенденций в медиасреде, их представления о структуре современной теории медиа. Категоризация полученной в ходе интервью информации была произведена по таким основаниям, как обоснование актуальности теоретического осмысления, специфика предметно-объектного поля теоретических исследований, характеристики терминологического аппарата, профиль и особенности возможных исследований в данной сфере, ведущие научные школы, вовлеченные в теоретическое осмысление. При этом разнообразие полученных мнений позволило расширить схему категоризации благодаря измерению, связанному с изучаемым полем (журналистикой, медиа и/или массовыми коммуникациями). Для решения поставленных в отчетный период исследовательских задач был предпринят эмпирический анализ авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «10.01.10 – Журналистика», защищенных в диссертационных советах различных регионов Российской Федерации в период 2012-2016 годов, а также научных статьей, опубликованных в тот же период в ведущих российских профильных изданиях. Изучение терминологического аппарата авторефератов подтвердило традиционных характер терминологического поля современных исследований. Достаточно часто в процессе изучения различных объектов используются понятия медадисциплинарной группы, описывающие информацию и информационные процессы, а не процесс коммуникации, очевиден интерес современных отечественных ученых к традиционным СМИ (об этом в частности свидетельствует высокий уровень упоминания понятий технологически-организационного кластера, связанный с недостаточной распространенностью и невысокой активностью использования понятий и терминов, напрямую относящихся к медиаполю). Анализ текстов авторефератов позволил сформулировать предположение о высокой значимости политического фактора в процессе анализа пространства медиа и массовой коммуникации, а также о достаточной распространенности такого элемента группы терминов связанных с нормативными представлениями, как "функция". Об актуальности формирования современной теории медиа говорит присутствие в списке наиболее часто используемых ключевых слов понятий "медиа" и "Интернет", а также их производных. Анализ статей по ключевым словам показал, что этот важный структурный раздел в отечественной практике пока не всегда эффективно выполняет свою ключевую функцию. Можно обратить внимание на большое число использованных слов и задействованных понятий, что должно говорить мозаичности объектно-предметного поля современных медиаисследований. В то же время, можно зафиксировать ряд тенденций, говорящих скорее о цельности и универсальности «академического дискурса». Чертами изученного информационного поля стали ограниченность использовании авторами в рамках журнального «академического дискурса» оригинальной эмпирической и четко проработанной теоретико-методологической базы, а также концентрация дискуссий вокруг влияния институциональных факторов и связей на журналистику. Можно констатировать и то, что в 2012-2016 гг. российский «академический дискурс» оставался зависимым от таких характеристик, как филологичность и нормативность, а ряд актуальных понятий и явлений были использованы скорее для определения актуального контекста. В отчетный период был также проведен частотный анализ текстов аннотаций наиболее цитируемых в авторефератах диссертаций и в статьях источников. Анализ лингвистических единиц в аннотациях наиболее часто цитируемых работ продемонстрировал полное доминирование концепта "журналист", достаточно часто встречались ключевые для данной области знания лексические единицы "информация" и "коммуникация". Среди наиболее часто употребляемых производящих слов есть "политика", "социум" и "экономика", что продемонстрировало взаимосвязь со смежными научными сферами. Анализ концептов, выявляемых в названиях цитируемых работ, показал, что самыми используемыми стали концепты «журналистика», «Россия» и «СМИ», относительно редко встречались концепты «демократия», «экономика», «медиа». Отдельно необходимо подчеркнуть феномен концепта «медиа», который, встречаясь достаточно часто, не вошел, однако, в число наиболее распространенных. Таким образом, зафиксировано отставание исследовательского внимания и тематическое опоздание российских медиаисследований в ответ на актуальные технологические и индустриальные процессы в отрасли и на рынке труда. Большинство исследований в области медиа направлено на изучение создания сообщений / контента, и это оставляет в стороне вопросы актуальной природы и трансформации медиа в контексте общественного развития в целом. Был проведен анализ актуальных тенденций медиасреды в условиях цифровизации процессов создания, распространения и функционирования медиа на макроуровне и на микроуровне медиасистемы. Была начата работа по созданию единого и системно обновляемого массива данных, при помощи которых в перспективе возможно анализировать динамику развития национальных медиасистем по различным переменным показателям. Исходя из заявленных целей и задач проекта, собрана и структурирована первичная эконометрическая информация о крупнейших отечественных медиакомпаниях, материал подготовлен для количественного анализа. В отчетный период определен ряд ключевых финансовых показателей для сбора первичной базы данных крупнейших медиакомпаний Российской Федерации (телевидение, радио, печать, онлайн) за период в 10 лет. Основным техническим инструментом стала база "Integrum Компании". На основе разработанного авторами отчета алгоритма сформирован массив данных для проведения количественной обработки, включающей корреляционный, факторный, кластерный анализ. Результаты данной работы помогут определить ключевые взаимосвязи между активностью компаний на рекламном рынке, динамикой экономики Российской Федерации и финансовой успешностью ключевых представителей отечественного медиабизнеса. В отчетный период был продолжен анализ законодательной базы в сфере информационной политики РФ, а также документов, регулирующих работу СМИ и правовые отношения в сфере медиа. Были проанализированы 47 документов и изменений к ним, проведен анализ теоретико-концептуального аппарата нормативной базы РФ в медиасфере, систематизированы и классифицированы группы используемых терминов. Определены несоответствия между терминологической базой нормативно-правовых актов, тезаурусом, распространенном среди представителей профессионального сообщества и понятийным аппаратом научных публикаций. В условиях постоянных общественных трансформаций количество терминов, используемых в медиасфере, постоянно увеличивается, в связи с чем обновление законодательной базы и системы саморегулирования становится необходимым. С учетом особенностей процесса их изменения выработаны рекомендации в части их совершенствования, данные переданы в Союз журналистов России для дальнейшего ознакомления и возможного апробирования. Полученные данные нашли свое отражение в выступлениях на международных научно-практических конференциях и в опубликованных тезисах докладов. Изменения в технологической среде, экономических структурах и в законодательном регулировании медиа позволяют сделать вывод о том, что изменчивость медиа является имманентной характеристикой медиа, определяемой одновременно технологической природой массовой коммуникации и общественной природой журналистики и медиа. При этом медиа, массовая коммуникация и журналистика , находясь в неразрывной связи с общественным развитием, сами выступают его движущими силами. Это особенно очевидно в период цифровизации общественных институтов и практик, когда в числе процессов, характеризующих развитие российского общества, выявляется такой метапроцесс, как медиатизация. Анализ массива теоретической литературы и создание карты-схемы медиаисследований в России и за рубежом позволяют выделить основные движущие силы, способные оказать влияние на процесс актуализации отечественной теории медиа. Это, во-первых, значительное число исследовательских центров и активное академическое сообщество Москвы; во-вторых, многочисленность, интеллектуальное разнообразие и теоретическая оригинальность региональных школ медиаисследований; в-третьих, запросы общества и развивающейся медиаиндустрии, рынка труда; и, в-четвертых, эмпирический опыт, методологии и концептуальные подходы зарубежных исследований. Результаты и выводы по каждому тематическому блоку исследований опубликованы в виде научных статей в российских академических журналах (учитываемых РИНЦ) в общем количестве 29, из них в изданиях из списка ВАК - 7; а также 3 статьи в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science/Scopus. Изданы две монографии по результатам исследования: "От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России", "Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования". Результаты всех направлений исследования были апробированы на российских и международных научных и научно-практических конференциях (19 выступлений на русском языке и 14 выступлений на английском языке).
3 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Третий этап проекта "Разработка фундаментальных основ отечественной теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ"
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".