Разработка, апробация и определение возрастных норм когнитивной сложности и меры социализации компьютерной методики "Сказочного Семантического Дифференциала".НИР

Development, testing and definition of age norms and measures of cognitive complexity of computer methods of socialization "Fairy semantic differential".

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Разработка, апробация и определение возрастных норм когнитивной сложности и меры социализации компьютерной методики "Сказочного Семантического Дифференциала".
Результаты этапа: В задачу грантового исследования входила апробация компьютерной версии психосемантической методики "Сказочного семантического дифференциала". Методика «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которой респондент должен оценить ряд сказочных персонажей по заданному набору личностных характеристик, предназначена для индивидуальной работы психолога с детьми 4—10 лет. Личностные характеристики, по которым происходит оценка персонажей, сформулированы в терминах, понятных маленьким респондентам, т.е. это те слова, которые употребляют родители, воспитатели, учителя, общаясь с детьми этого возраста. Анализ отношения ребенка к тому или иному сказочному персонажу позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Выполнение методики предусматривает также оценку «несказочных» персонажей – значимых для ребенка взрослых (родителей, воспитателя, учителя и др.). Сопоставление оценок сказочных персонажей с оценками значимого взрослого позволяет выявить специфику отношения ребенка к этому взрослому. В ходе работы были получены количественные показатели, которые могут быть вычислены по результатам выполнения методики. Эти показатели характеризуют личность ребенка, его представления о межличностных отношениях с окружающими людьми, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание этих категорий и их иерархию, уровень когнитивного развития в этой области, степень социализации. Также может быть измерена самооценка ребенка. Приводятся результаты эмпирического исследования московских младших школьников при помощи методики «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которого проводился психометрический анализ рассматриваемых показателей. Было показано, что когнитивная сложность межличностного восприятия, определяемая в методике Сказочный семантический дифференциал значимо выше у взрослых, не коррелирует с тестами интеллекта. Социализация увеличивается с возрастом, у девочек она выше, чем у мальчиков, отчасти коррелирует с известными методиками, измеряющими уровень социальной адаптации ребенка, степень дифференцированности моральных и конвенциональных норм, вербальный интеллект. Анализ показателей самооценки выявил большую критичность к себе у девочек, по сравнению с мальчиками. Были определены нормативные показатели выраженности когнитивной сложности в сфере межличностного восприятия и меры социализации для детей 7-10 лет.
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Разработка, апробация и определение возрастных норм когнитивной сложности и меры социализации компьютерной методики "Сказочного Семантического Дифференциала".
Результаты этапа: Разработаны показатели когнитивной сложности, меры социализации, самооценки, определяемые на основании результатов выполнения методики. Проведена содержательная валидизация, конструктная валидизация, валидизация по дифференцирующему параметру (полу и возрасту), разработанных показателей когнитивной сложности, меры социализации, самооценки. Проведена верификация разработанных показателей когнитивной сложности, меры социализации, самооценки на основе сопоставления с искусственными данными. Определены половозрастные нормативные границы низкой, умеренной и высокой выраженности показателей. По результатам кросс-культурного исследования показана универсальность данных показателей. Полученные различия половозрастной динамики в разных выборках обусловлены социальной ситуацией развития, связанной с культурными особенностями воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".