ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Целью проекта является изучение семейных и личностных факторов, определяющих формирование родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость. Актуальность проблемы исследования обусловлена снижением рождаемости, ростом "отложенного" родительства - сдвигом сроков рождения первого ребенка к более зрелым возрастам, распространенностью дисгармоничных типов семейного воспитания, ростом социального сиротства и "отказных" детей, девиантного материнства. Распространенность девиантного материнства определяюет социальный запрос на изучение факторов риска формирования искаженных установок на материнство у девушек и молодых женщин репродуктивного возраста и дисгармоничных типов воспитания ребенка в семье. Общепризнанно, что воспитание девушек в родительской семье является одним из существенных условий формирования родительской позиции матери (Э.Г.Эйдемиллер, Г.Г.Филиппова), однако связь параметров детско-родительских отношений и особенностей родительской позиции в настоящее время исследована недостаточно.Подчеркнем, что конструкт "родительская позиция"также нуждается в операционализации и уточнении структурных характеристик. В исследованиях М.Родионовой, Ф.Е.Василюка, В.И.Брутмана было показано значение личностной зрелости женщин в генезисе девиантного материнства, однако комплексного изучения взаимосвязи личностных характеристик и особенностей родительской позиции матери к настоящему моменту предпринято не было. Изучение роли семейных и личностных факторов в формировании родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость - в период самоопределения и начала осознанного самостороительства позволит выявить причины и условия формирования родительской позиции и составит научно-обоснованную основу разработки социальных проектов в поддержку осознанного эффективного материнства, решения демографической проблемы страны и укрепления репродуктивного здоровья нации, а также психологической практики сопровождения семьи в реализации функции социализации и воспитания подрастающего поколения. Научная новизна проекта определяется системностью изучения параметров родительской позиции матери на этапе ее развития у девушек в период вхождения во взрослость, выделении ее возрастных психологических особенностей, а также в установлении связи семейных (особенностей функционирования родительской семьи, ее гибкости и структурированности, опыта детско-родительских отношений и типа семейного воспитания, реализуемого в родительской семье) и личностных факторов (типа привязанности, особенностей морально-ценностной и мотивационно-смысловой сфер, сепарации/автономности личности) с характеристиками родительской позиции матери. Ожидаемые научные результаты включают: разработку структурно-функциональной модели родительской позиции, эмпирическую верификацию модели влияния семейных (характера детско-родительских отношений, особенностей семейного функционирования) и личностных (тип привязанности, мотивационно-смысловая сфера, сепарация от родителей и автономия личности, морально-ценностная ориентация) факторов на формирование родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость; создание диагностического комплекса методик, направленных на выявление особенностей родительской позиции матери; разработку психологических рекомендаций по оптимизации формирования родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость. Научная значимость ожидаемых результатов исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования позволят уточнить научные представления об условиях и закономерностях процесса личностного самоопределения девушек в сфере семьи и родительства в период вхождения во взрослость; углубить и расширить представления о структурно-функциональных характеристиках родительской позиции; изучить роль семейных и личностных факторов в их взаимосвязи для формировании различных аспектов родительской позиции, в том числе роль типа привязанности, опыта детско-родительских отношений, параметров эффективности функционирования родительской семьи, степени сепарации от родителей и уровня автономии личности; выделить факторы риска формирования дисгармоничной родительской позиции матери и определить пути их компенсации и преодоления. Результаты исследования будут представлены в 9 статьях в рецензируемых журналах по проблеме исследования, 5 докладах на Всероссийских и международных конференциях, в коллективной монографии по теме исследования, подготовленной к печати.
The aim of the project is to investigate family and personal factors that define parental mother position among young ladies in period of entering adulthood. The actual status of the problem is defined by decreasing level of fertility, increasing late parenting when first child is born later in adulthood, increasing quantity of disharmonic styles of rearing and child education, growth of social orphan hood and deviant motherhood. Spreading deviant motherhood defines social task to investigate risk factors of development of distorted attitudes to motherhood among young ladies in reproductive age and disharmonic types of child rearing and education in families. It's a well-known fact that girl’s rearing in family is one of the most important condition to develop parental mother position (E.G.Eidemiller, G.G. Fillipova) but correlation between child-parent characteristics and parental position remains uncertain to the current moment. We want to underline that term «parental position» also needs to be operationalized and clarified it’s structural components. The role of personal maturity in development of deviant motherhood is shown in works of M.Rodionova, F.E. Vasiluk, V.I.Brutman but no systematic analysis of correlation between personal characteristics and parental mother position was done to that moment. The investigation of family and personal factors in development of parental mother position in period of entering adulthood – in period of self-determination – can help to define reasons and conditions of parental mother position development and will be the scientific base to develop social projects orientated on effective motherhood, orientated to solve demographic problem and problems of reproductive health and also can be the foundation to psychological practice of family support and assistance in questions of socialization and rearing young generation. Scientific role of the project is defined by systematic analysis of parental mother position parameters among young ladies, depicting psychological age peculiarities. The correlation between family (parent's family functioning, it's structure and flexibility, child-parent relations and type of family education) and personal (attachment type, moral-value and motivational spheres, separation/autonomy of personality) factors with characteristics of parental mother position. Expected scientific results include development of structure-functional model of parental position, empirical verification of model of influence of family and personal factor on development of parental mothers position among young ladies in period of entering adulthood, development of diagnostic questionnaires focused on analysis of parental mother position, development of psychological recommendations to optimize the development of parental mother position among young ladies in period of entering adulthood. Scientific significance of expected results is defined by the fact that results of the research will help to clarify scientific approach about conditions and peculiarities of personal self-determination process in family and parenthood among young ladies, develop knowledge about structural-functional characteristics of parental position, investigate role of family and personal factors and their interaction for development different aspects of parental position, including attachment type, experience of child-parent relations, parameters of effectiveness of parental family functioning, separation processes from parents and personal autonomy; define risk factors of development of disharmonic parental mother position and find compensation forms. The results of investigation will be presented in 9 articles, 5 reports in all-Russia and international conferences, collective monograph, prepared to be published.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
2 | 9 апреля 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Личностные и семейные факторы формирования родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".