ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Корейская нация является одной из немногих разделенных наций в современном мире. Формирование северокорейской и южнокорейской государственностей происходило в условиях геополитического противостояния великих держав - США и СССР после окончания Второй мировой войны. Как следствие сложной геополитической конфигурации и внутреннего раскола национальных сил Кореи на территории Корейского полуострова возникли два соперничающих государства Республика Корея и КНДР. Опасаясь возможной вооруженной агрессии со стороны друг друга, политические власти в Республике Корея и КНДР огромное внимание уделяли созданию особой гражданской культуры, в основе которой преданность граждан вне зависимости от возраста действующему режиму, любовь к флагу и гербу, готовность к срочной мобилизации на благо родины как в мирное, так и в военное время. Патриотическое воспитание детей и молодежи по сей день остается важным элементом национальной политики как в Республике Корея, так и КНДР. На разных этапах южнокорейской государственности, обусловленной изменениями в конституционном строе и политическом режиме, использовались разные инструменты и институты воспитания патриотизма. В эпоху военно-авторитарных режимов в Республике Корея государство, общественные организации и семья в равной степени были вовлечены в патриотическое воспитание. При этом традиционная неоконфуцианская культура создавала благоприятные условия для формирования покорного, преданного государству гражданина. Демократизация политического режима повлияла на ценностные ориентиры граждан и государства, изменив механизмы патриотического воспитания, но оставила практически неизменным его масштабы и задачи. В отличие от Республики Корея, в КНДР в задачи формирования патриотического сознания и деятельности граждан входит не только воспитание любви и преданности государству, но и его лидерам, вождям корейской революции. Военнопатриотическое воспитание является основой развития патриотизма у граждан КНДР, обеспечивая тем самым высокую степень мобилизации корейского населения по призыву вождя. Тотальный контроль государства над обществом позволяет добиться наибольшей эффективности в реализации задач патриотического воспитания, направленных на защиту интересов КНДР и ее лидеров. Национальные идеологии КНДР и Республики Корея содержат положения, которые содействуют формированию у граждан патриотических качеств. Предметом исследования данного проекта являются инструменты и институты воспитания патриотизма в Корее, в том числе в Республике Корея и КНДР, рассматриваемые в контексте эволюции политических режимов и национальных идеологий двух государств. Тема исследования представляется актуальной, поскольку позволяет выяснить, как функционирует государство в условиях постоянной внешней угрозы, геополитического соперничества, какие институты и механизмы формирования патриотичной гражданской культуры им используются с тем, чтобы обеспечить стабильность и безопасность. Актуальность темы исследования объясняется также текущим противостоянием России и Запада, делая тем самым важным освещение вопросов патриотического воспитания, нацеленного на защиту интересов государства в условиях непрерывного давления извне.
The Korean nation is one of the few divided nations that exist in the world today. The formation of both North and South Korean states took place in the context of post-World War II geopolitical confrontation between the great powers, the US and the USSR. As a result of a complex geopolitical situation and the internal split of the national forces in Korea, two rivaling states of the Republic of Korea and the DPRK emerged on the Korean Peninsula. While expecting armed aggression from each other, the political authorities of both North and South Korea paid great attention to the creation of a distinct civil culture based on all-encompassing devotion to the current regime, love for the flag and coat of arms and readiness for immediate mobilization for the sake of the Motherland both in peacetime and in wartime. Patriotic education of children and youth remains an important element of national policy in the Republic of Korea and the DPRK to this day. South Korean authorities have been employing various tools and institutions in order to cultivate patriotism at different stages of nation-building process. In the era of military authoritarian regimes the state, public organizations and family were equally involved in patriotic education in the Republic of Korea. At the same time Korean traditional neo-Confucian culture created favorable conditions for the formation of docile citizens loyal to the state. With the democratization of the political regime influencing the value orientations shared by citizens and the state, the mechanisms of patriotic education underwent several changes, though its scope and tasks remained practically unaltered. In contrast, in the DPRK the task of shaping the patriotic consciousness and promoting patriotic activities includes not only fostering love and devotion to the state but also to its leaders, the leaders of the Korean revolution. Military patriotic education serves as a basis for cultivation of patriotism among the citizens of the DPRK which ensures a high degree of mobilization of the populace on leader’s demand. The total state control over society makes it possible to ensure maximum efficiency in the implementation of the tasks of patriotic education aimed at protecting the interests of the DPRK and its leaders. The national ideologies of the DPRK and the Republic of Korea contain ideas that contribute to the formation of patriotic qualities among citizens. The subject of this research project is the tools and institutions for patriotic education in Korea (which includes the Republic of Korea and the DPRK) viewed in the context of the evolution of political regimes and national ideologies of the two states. The topic of the study is relevant as it is aimed at clarifying how state functions in the face of constant external threat and geopolitical rivalry, and what institutions and mechanisms for the formation of a patriotic civil culture are used to ensure stability and security. The relevance of the research topic is also underpinned by the current confrontation between Russia and the West, which makes it important to cover the issues of patriotic education aimed at protecting the interests of the state in the face of permanent external pressure. The scientific novelty of the research is defined by its focus which lies not so much on national ideologies or political systems of the Korean Peninsula (that have been studied comparatively well), but on individual functional elements such as tools and institutions of patriotic education that ensure the stability and solidity of the Korean state(s).
В рамках проекта будут опубликованы статьи, раскрывающие эволюцию представлений о патриотизме, инструментов патриотического воспитания в Корее с учетом изменений в политическом режиме и политической культуре в XX-XXI вв. Ко
В многих работах Ким Н.Н., Старшинов А.С. затрагиваются вопросы национальной идеологии, корейского национализма и политического режима. В этом отношении их работы становятся определенным фундаментом для понимания то, как менялась политическая система, режим, какие цели они перед собой ставили. В магистерской диссертации Гринева И.В. поднимается тема безопасности, работы спецслужб Республики Корея, обеспечивающих стабильность и безопасность политического режима в период с Первой по Шестую Республику. Вместе с тем остается открытым вопрос о том, какие инструменты и механизмы социальной психологии, образовательной политики, трудового воспитания и пр. использовались государством для обеспечения стабильности и высокой эффективности правящего режима, поддержание традиционных культурных ценностей. Поэтому в рамках проекта предлагается сосредоточиться на институтах и инструментах воспитания патриотизма в Корее, поскольку таким образом возможно будет выяснить, как помимо органов безопасности, образования корейское государство решало проблему стабильности и высокой гражданской активности населения. Благодаря работам Востриковой Е.А. по искусству Кореи, возможно будет проанализировать использование искусства в качестве инструмента патриотического воспитания в КНДР, РК. Имеющиеся у Ким Н.Н. наработки в области гендерных исследований и исторической политики помогут исследовать указанную проблему с точки зрения того, как в коллективной памяти формируются представления о славном прошлом, вызывающие национальную гордость, как историческое образование задействовано в воспитании патриотизма и какие гендерные различия здесь можно обнаружить. Учитывая все вышесказанное, задачи проекта представляются достижимыми и направлены на дальнейшее расширение исследовательской проблематики его участников.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Национальная идеология и инструменты воспитания патриотизма в Корее (XX-XXI вв.) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Приказ о создании нучного коллектива | Prikaz_NIR_No224_ot27.02.2024.pdf | 393,4 КБ | 6 марта 2024 [KhazizovaKV] | |
2. | Соглашение с РНФ | Soglashenie_RNF_2024.pdf | 2,6 МБ | 18 марта 2024 [KhazizovaKV] |