Живой камень: от минералогии к мифопоэтикеНИР

Living stone: from mineralogy to mythopoetics

Источник финансирования НИР

грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 сентября 2014 г.-31 декабря 2014 г. Живой камень: от минералогии к мифопоэтике
Результаты этапа: Заявленный на 2014 год (фактически на полгода) план был выполнен полностью, но по ходу работы в него были внесены некоторые корректировки. Отметим, что постоянный семинар "Живой камень" продолжался весь год, но, по условиям гранта, мы перечисляем только заседания, начиная с июня, опуская таких известных специалистов в разных областях знания (архитектура,археология, искусствоведение, литературоведение), как. Е.С. Штейнер, Д.В.Громов, А.Г. Раппапорт, С.Н. Зенкин), а также выступление студентов РГГУ с фильмами об обрядах, связанных с камнем. Cеминар продолжается и собирает все большее число слушателей, становящихся активными участниками. Для нас это означает, что общее направление выбрано верно - мы имеем в виду широкий взгляд на проблему в ракурсе разных областей знания. "От минералогии к мифопоэтике", по сути, касается не только камня как такового. Увидеть "огромный мир - в зерне песка" (по слову В. Блейка) - вот та перспектива, которая направляет наши занятия. И сознательное разнообразие, почти неожиданность тематики, на деле, имеет прочную основу: описание картины мира, реальной и метафорической. Учитывая летние отпуска, было проведено 4 семинара, на которых выступили Вяч.Вс.Иванов (о камне в древних мифологиях, выступления размещены в интернете ), С.И.Лучицкая (о лапидариях как особом жанре средневековой литературы, их функциях и специфике). Особо отметим лекцию-экскурсию в Минералогическом музее РАН им. А.Е. Ферсмана, проведенную сотрудниками музея: это начало собственно минералогического изучения камня. Заключен договор о научном сотрудничестве между Музеем и Институтом мировой культуры МГУ. В наши планы входит и знакомство с минералогическими коллекциями МГУ. 4 - 6 сентября 2014 г. в Фестивальном центре Госфильмофонда была проведена Российская конференция с международным участием "Семиотика - психология - культурология. Новые водоразделы и перспективы взаимодействия" (в честь 85-летия академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова). ИМК МГУ был одним из устроителей конференции. В рамках нашего проекта было решено заменить запланированный симпозиум специальной сессией на конференции "Живой камень и мертвый камень и вокруг". На обсуждение были вынесены основные положения проекта «Живой камень: от минералогии к мифопоэтике» (рук. Вяч.Вс. Иванов): изучение камня как материального объекта и как объекта (семемы, мифологемы, символа) духовной культуры: камень sub specie неживой природы (структура, физические свойства); камень sub specie живой природы (движущиеся, растущие, дышащие камни; камни-растения; камни в человеческом организме); камень sub specie семиотики (живой камень versus мертвый камень); камень sub specie антропности (говорящие, слышащие, видящие и. т. п. камни); камень sub specie культуры (фольклор, литература, искусство). Вяч.Вс. Иванов, Н.В.Злыднева, Т.В. Михайлова (Цивьян) были организаторами сессии и ее модераторами. Сессия состояла из докладов участников проекта. Они вызвали живое обсуждение и выступления, по сути, содоклады (Т.М. Николаева, А.Е. Парнис и др.). Предполагается разместить выступления и дискуссию в интернете. В большой степени на основании докладов был подготовлен блок "Живой камень", который предполагается опубликовать в ежегоднике Института мировой культуры МГУ "Антропология культуры 6" в будущем году. Приведем состав блока "Живой камень". Здесь мы перечисляем только статьи участников гранта - но раздел будет включать и наиболее интересные выступления, прозвучавшие на семинаре "Живой камень" и на конференции "Семиотика - психология - культурология". Вяч.Вс. Иванов. О симметрии кристаллов и минералов на фоне размышлений о симметрии в гуманитарных и естественных науках. Д.В. Вальков. Камень в средневековом итальянском городе: локусы и функции. М.В. Завьялова. "Камень без крови, вода без крыльев» в балтийской традиции: к слиянию живого и неживого. Л.О. Зайонц. Lapis ludens: кёрлинг. Н.В. Злыднева. Понятие кристалла в науке об искусстве: от формализма А. Ригля к феноменологии А. Габричевского. В.Л. Кляус. Камень в заклинательных текстах славян и народов Сибири. Т.В. Михайлова (Цивьян). Энантиосемия камня в контексте бинаризма. В.С. Полилова. Индейская легенда о Фуре и Тене: окаменение живого. Д.Г. Чубукова. "Живой" камень на могиле: опыт описания новой русской традиции. Доклады участников проекта отражали наиболее значимые результаты их работы, которые этим не ограничивались. Перечислим их более подробно, включая доклады на других конференциях, полевые исследования и научные командировки. Кроме того, наш семинар предполагает самое активное участие: он всегда сопровождается дискуссией, полемикой, в ходе которой и появляются новые мысли и предложения. Вяч.Вс. Иванов - руководитель гранта и генератор идей. На эти полгода им была предложена программа: 1.Симметрия в кристаллических камнях, сравнение с симметрией живого. 2.​ Каменное небо в мифологии. Камни-метеориты как орудия Бога. Мифологические существа из камня – хурритский и хеттский Уликумми, рожденный скалой. Архетип рожающей горы (стихи Пастернака об Урале). 3.​ От камня в пещерах к зданиям из камня – жилища и усыпальницы. Сосуды из камня. Каменные украшения. 4.​ Камень и строение из камня в средних веках (готика по Панофскому и Мандельштаму–Рильке). 5.​ Каменная статуя и ее оживление – Каменный гость. Статуи в поэзии (русской царскосельской; La Jeune Parque Валери – «наполовину мертвая, наполовину бессмертная»). 6. Пример личного собирательства камней при увлечении минералогией – Всеволод Иванов и его горные путешествия. Во многом эта программа реализована им самим. Вяч.Вс. Иванов выступил на двух семинарах "Живой камень" и на конференции "Семиотика - психология - культурология" с докладами: 1. Минералогическая коллекция писателя: интерпретация (пример личного собирательства камней при увлечении минералогией). Доклад на Российской конференции с международным участием "Семиотика - психология - культурология. Новые водоразделы и перспективы взаимодействия". 6.09.2014. 2. Изучение симметрии минералов и проблематика симметрии в науке и культуре. Выступление на семинаре ИМК МГУ "Живой камень: от минералогии к мифопоэтике", 16.06.2014 http://www.youtube.com/watch?v=gMntlBacFg0&index=7&list=PL1C90055420194651 3.Каменные пороги в мифологии (Енисей, Днепр). Выступление на семинаре ИМК МГУ "Живой камень: от минералогии к мифопоэтике", 18.09.2014. http://www.youtube.com/watch?v=oaG5vInqR6o Для "Антропологии культуры 6" Вяч.Вс. Иванов подготовил статью "О симметрии кристаллов и минералов на фоне размышлений о симметрии в гуманитарных и естественных науках". Каждое его выступление дает новый поворот проекту, и то, чем занимались участники в этом году, и то, что входит в их планы на следующий год, во многом индуцировано руководителем проекта. Д.В. Вальков - медиевист и свои интересы сосредоточил на анализе многообразия функций камня и сопоставимых с ним материалов в пространстве преимущественно северо- и центрально-итальянского города XII–XIV веков. Так, камень является инструментом инфраструктурного и архитектурного моделирования городской застройки, обозначения присутствия власти и зримой реализации ее воли. Формируя характерные элементы городской архитектуры (прежде всего, дворцы коммуны), камень служит репрезентации таксиса власти, а также используется для визуализации представителей властных элит in maiestate. Фиксируя монолог славы города, он становится инструментом политической репрезентации и коммеморации. Наделенный вербальным кодом или несущий определенные, с точки зрения моделировки, состава и локализации, изображения, камень выступает в роли апотропея. В ряде случаев, и, прежде всего, в специфической римской городской среде камень становится инструментом меморизации и аутентификации. Этой теме посвящена его статья в блоке "Живой камень". На конференции "Семиотика - психология - культурология" В.Д. Вальков выступил с докладом «Надгробный камень: "не вовсе мертвый, не вполне живой" (четыре эпиграфических этюда)», где изложил антропологический взгляд на римскую античную, средневековую, ренессансную, новоевропейскую эпитафию. Им опубликована статья "Латинская эпитафия 1718 года из московского Заиконоспасского монастыря" // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — Т. 1, № 9. — С. 37–41. Интересы М.В. Завьяловой лежали в области балто-славянского фольклора, более конкретно они касались изучения одной редкой заговорной формулы: «Камень без крови, вода без крыльев». Об этом был ее доклад на конференции, этому посвящена подготовленная ею статья. В статье анализируется семантика апофатической формулы «камень без крови, папоротник без цветка, вода без крыльев», очень распространенной в литовском фольклоре. Эта формула восходит к соответствующим загадкам архаичного вопросно-ответного типа. В соседних балтийских и славянских традициях эта формула не была отмечена, однако встречаются некоторые ее рефлексы. Представляется, что особую роль в этой формуле играет камень без крови, символика которого анализируется более подробно на основе разных жанров литовского, латышского, русского, белорусского, украинского и польского фольклора. На основании этих данных делается вывод о том, что камень без крови (и соответствующая трехчастная формула с его участием), видимо, связан с различной символикой в зависимости от его контекста: это обезвреживание змеиного яда (жала); остановка кровотечения и вступление в супружеские отношения. В подготовленной М.В.Завьяловой к печати монографии «Вильнюсские предания» (перевод и комментарии городских легенд) ею были выделены и предварительно проанализированы сюжеты о необычных камнях и окаменевших людях. Это - подготовка к составлению "каменного текста" Вильнюса. Л.О. Зайонц в докладе о кёрлинге на конференции "Семиотика -психология -культурология", который стал основой ее статьи в "Антропологию культуры 6", ставит вопрос о культурном бытовании «игрового» камня. Анализируется механизм, превращающий простой камень – в lapis ludens, камень играющий. Из природного объекта он переходит в категорию артефактов, объектов культуры, которая, впуская его в свое смысловое поле, оснащает соответствующим семиотическим языком. В эту категорию попадают практически все игры в камни и игры с камнями. Камень в кёрлинге отличается от прочих рядом приписываемых ему культурой свойств: «волей», «прихотями», «хореографией», «голосом» («ревущие камни»). Задача игрока в керлинг сводится к тому, чтобы «подавить» волю камня, укротить его, превратив из дикого в ручной Психологическую дистанцию между камнем и игроком поддерживает сама техника игры, демонстрирующая «автономность» и «своеволие» камня. Это проявляется и в тактике свипующих (игроки со щетками), пытающихся изменить траекторию камня, и в технике метателя, который не «бросает» его, но почтительно (коленопреклоненно – поза метателя) отпускает. Именно в этот момент становится понятно, что теперь свою игру начинает Камень, в которой он, по сути, сакрален. Т.о., свобода траектории пущенного по льду lapis ludens в керлинге прямо пропорциональна воле = мастерству homo ludens. Точная аллегория взаимоотношений природы и культуры. Во время командировки в библиотеку Варшавского университета и Институт неофилологии и междисциплинарных исследований университета в Седльце для участия в работе Международной научной конференции «Свет и тьма европейского Просвещения» (21-25.09.2014) Л.О. Зайонц сделала доклад и подготовила статью на тему "Живое тело Тавриды (к поэтическим новациям Семена Боброва)". На рубеже 18-19 вв. русский поэт-предромантик Семен Бобров (1765-1810) создает уникальную для русской литературы натурфилософскую поэму «Таврида», посвященную природному и культурному освоению Крыма, вошедшего в 1783 г. в состав Российской империи. Скалистый рельеф Крымского полуострова предстает в виде грандиозного агонизирующего тела, черты которого начинают проступать в очертаниях ландшафта. Исследуется живописная традиция антропоморфного пейзажа и тот круг натурфилософских идей, в контексте которых формируются поэтический язык и метод С. Боброва. В библиотеке Варшавского университета изучался корпус литературных источников и гравюр, связанных с развитием близких С. Боброву философских представлений об «антропоморфизме» вселенной (Парацельс, Дж. Бруно, Атанасиус Кирхер, Шарль Булье и др.). К докладу приложен анализ работ А. Альтдорфера, Дж. Арчимбольдо, Йоса де Момпера, южноголландских живописцев XVI в. Л.О. Зайонц участвовала в Международной научной конференции «Универсалии русской литературы VI», (Воронежский государственный университет 29-30.11.2014) с докладом "Башня и камень. «Ночные беседы» Николая Заболоцкого" (статья сдана в сборник трудов конференции). Анализируется "живой камень", появляющийся у Николая Заболоцкого в черновой редакции первых трех глав поэмы «Торжество земледелия» («Ночные беседы», публикация С. Лурье, «Звезда», 2003), и трансформирующийся в одну из ключевых для его творчества мифологем (камень – башня – вечное древо) в лирике 30-х гг. Поиск живого камня в поэтических текстах – задача, требующая методологических ограничений, ибо в самой формуле «живой камень» уже содержится поэтическая составляющая. Идеальным объектом здесь мог бы стать камень, в прямом и переносном смыслах лежащий на поверхности. Поставленная таким образом задача актуализует, по сути, единственный род поэтических текстов – тех, в которых поэзия смыкается с естествознанием и философией. Наделенный жизнью камень у поэта-натурфилософа должен аккумулировать в себе все его искомые ипостаси: минерал – организм – персонаж – мифопоэтический символ – ступень в модели мира. Н.В. Злыднева занимается проблемой камня в широком аспекте, от искусствоведческого до общесемиотического. Тема ее статьи для "Антропологии культуры" - «Понятие кристалла в науке об искусстве: от минералогии к мифопоэтике» реализует основную идеи проекта, формирование своего рода Gesamtwerk, если понимать под этим взаимодействие гуманитарных и естественных наук. На конференции "Семиотика - психология - культурология" ее доклад был посвящен «Понятию кристалла в науке об искусстве: от А. Ригля до А. Габричевского». Целью ее научной командировки в Париж было исследование творчества К. Бранкузи на базе коллекции Центра современного искусства им. Помпиду (мастерская скульптора), а также других хранилищ его произведений (Лувр, музей д’Орсе, кладбище Монпарнас). Научной проблематика исследования фокусировалась на феномене соотношения дерева и камня в творчестве Бранкузи как проявления оппозиции органическое/неорганическое, природе архаизации в каменной скульптуре мастера, открывающей мифопоэтические смыслы, роли каменных постаментов в поэтике скульптора. Проводилось типологическое сравнение камня в произведениях Бранкузи с камнем готической скульптуры соборов Парижской Богоматери, а также кафедрального собора в Шартре. Н.В. Злыднева руководит семинаром «Живой камень». Она была членом программного комитета конференции и модератором сессии "Живой и мертвый камень и вокруг". На ней лежит координация сотрудничества с Минералогическим музеем РАН им. А.Е. Ферсмана. В.Л. Кляус в июле-августе 2014 г. проводил полевые исследования в Калганском р-не Забайкальского края и Хулунбуирском аймаке Автономного района Внутренняя Монголия КНР – территории, входящей в т.н. «Большое Приаргунье», где проживают русские и их потомки, сохраняющие традиции забайкальского казачества. Главной темой исследований были обычаи, связанные с использованием камней, а именно обычай поднимать камни к крестам, стоящим на горах, в праздник Вознесения Христова, обычай заносить камень в день смерти человека в дом, держать его в «красном углу» до 40 дней, а после чего уносить на кладбище на могилу. Впервые были выявлены уникальные факты совмещения этих двух обычаев, когда на праздник Вознесения камни приносились на кладбище к могилам утопленников с целью вызывания дождя. Кроме этого собирались устные рассказы и предания, связанные с особо значимыми для жителей «Большого Приаргунья» камнями и каменными россыпями, в которых они представляются как живые организмы (растут из земли, передвигаются и т.д.). Еще один вывод по итогам полевой работы: одним из важнейших направлений для данного исследования должен быть анализ взаимодействия русской традиции Приаргунья (и Восточного Забайкалья в целом) с традициями коренных народов данного региона (монголы, буряты, тунгусы), где наблюдается также особое отношение к камням. На конференции «Семиотика-Психология-Культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» В.Л. Кляус сделал доклад «Мотив камня в заклинательных текстах славян и народов Сибири», в котором сопоставлялась сюжетика заговоров восточных и южных славян (по материалам «Указателя сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян» (Кляус, 1997)) и заговорно-заклинательных текстов сибирских народов. В докладе было показано, какое место занимает камень в картине «заговорного мира» двух территориально и этнически обособленных макросистем данного жанрового образования, и впервые было выявлено схождение между ними на уровне мотива «мифологическое существо/человек находится внутри камня», которое скорее всего указывает на достаточно архаичные представления человека о камне, как о природном и мифологическом объекте. Доклад положен в основу статьи в "Антропологию культуры 6". Т.В. Михайлова (Цивьян) сосредоточила свое внимание на семиотике камня, исходя из положений, сформулированных в программе проекта: в архетипической модели мира камень, символ неподвижности, холода, немоты = смерти, нижнего мира, хтоничности, одновременно выступает в своей противоположности, как бы опровергающей предыдущее: анимизируется, становится символом жизни (антропоморфизм и/или зооморфизм камня). И то и другое основано на физических свойствах камня. Энантиосемичные ипостаси камня сливаются в вечном круговороте жизни и смерти. Этот этап анализа основан на бинарной оппозиции двух ипостасей камня («апология бинаризма»). Следующий шаг — выход за ее пределы в «промежуточную зону» ("не вовсе мертвый, не совсем живой"): пограничная ситуация, где камень, объект, находящийся между двумя мирами, приобретает «разнонаправленный» статус. "Текст камня" в "промежуточной зоне" был проанализирован на материале западноевропейской и русской поэзии и фольклора. Ее доклад на конференции "Семиотика - психология - культурология" (он лег в основу статьи в "Антропологию культуры 6" - "Энантиосемия камня в контексте бинаризма" был посвящен зарождению идеи проекта (в истоке лежали фольклорные традиции) и "камню-знаку" в контексте универсальных семиотических оппозиций архетипической модели мира. На материале литературных и фольклорных текстов было показано, насколько емкой является "простая" оппозиция живой/мертвый, сколько разнообразных и тонких смыслов она порождает. Основная идея автора заключалась в апологии бинаризма: "примитивная" дихотомичная классификация приводит к сложнейшим построениям, не только несводимым к дихотомии, но как бы ее опровергающим. Таким опровержением является энантиосемия камня. На конференции "Семиотика - психология - культурология" Т.В. Михайлова (Цивьян) была модератором сессии; она ведет и общую организационную работу по проекту. В процессе подготовки материала, анализирующего легенду индейцев-мусов, В. С. Полилова сделала доклад «Откуда взялись изумруды? Индейская легенда о Фуре и Тене» на специальной сессии: «Живой и мертвый камень и вокруг» конференции «Семиотика — Психология — Культурология» в сентябре 2014 г. В этой легенде особенно распространённый вид метаморфоз — превращение мифологических существ (или исторических персонажей) в камень (или каменное изваяние) — сочетается с мотивом окаменения слез или, шире, мотивом окаменения выделений тела (вместо обычных выделений из тела человека выходят бусы, цветы, золото и т.п. ценности). В. С. Полилова приводит примеры реализации мотивов в мифах разных народов, в том числе превращений слез и других выделений в алмазы, жемчуг, золото и пр. Для сравнения дается также пример из «Метаморфоз» Овидия, где после гибели Фаэтона его сестры-гелиады превратились в тополя, а их слезы стали янтарём (Ovid. Met. II 340-366). Индейская легенда о изумрудах может быть включена в Symbolarium и текст живого камня как еще один пример зыбкости границ между живой и неживой природой. Также ею был собран материал для дальнейшего изучения проблемы «живого камня» в латиноамериканском культурном пространстве и было начато его изучение. Предполагается исследование поэтики «живого камня» в творчестве Альфонсо Кортеса (1893-1969), одного из главных поэтов Никарагуа и всего южноамериканского континента, автора знаменитого стихотворения «La piedra viva» (= Живой камень); книг Пабло Неруды «Las piedras de Chile» (= Камни Чиле; 1961) и «Las piedras del cielo» (Камни неба; 1970); и поэмы «La piedra de Sol» (Солнечный камень; 1957) Октавио Паса, построенной на контрапункте вечного и преходящего, где центральный образ восходит к ацтекскому солнечному календарю. Кроме того, В. С. Полилова несла основную нагрузку по оформлению необходимых для работы научной группы многочисленных документов: подготовкой внутренних приказов МГУ (о создании группы, о выплатах и т. п.), реализацией закупок и пр. Д.Г. Чубукова и М.И. Яворская - аспиранты, и для них это был первый опыт самостоятельной научной работы. Д.Г. Чубукова выступила на конференции и подготовила статью "Живой камень на могиле: опыт описания новой русской традиции". Статья посвящена традиции, наблюдаемой на кладбищах Боровского района Калужской области, где, помимо всех основных атрибутов, используемых в русской похоронной обрядности, на могилу кладется еще и небольшой округлой формы камень. На основе анализа данных по этнографии Калужской области, опубликованных в различных сборниках, и материалов, собранных при проведении полевых исследований, определяется функциональная роль камня в микролокальной (московско-калужской) обрядовой похоронной традиции: не только самые общие данные о том, где берут этот камень, когда и куда конкретно его кладут, но и представления о нем, как о «живом» заместителе умершего (приходящие на могилу здороваются с ним), как о зеркале или «телевизоре», который показывает жизнь человека на том свете, отмечается также способность этих камне расти из земли и даже «болеть». Проект предполагает анализ камня/объекта природы и исследование свойств камня sub specie естественных наук (геология, минералогия, биология), т.е. характеристик камня как природной реалии. М.И. Яворской проведена работа по анализу и систематизации физических свойства камня, поддерживающих метафору «живого камня» с точки зрения биологии. Особенное внимание уделено палеонтологической составляющей: анализу процессов окаменения живого и сохранности информации о живом через миллионы лет.
2 13 апреля 2015 г.-31 декабря 2015 г. Живой камень: от минералогии к мифопоэтике
Результаты этапа:
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Живой камень: от минералогии к мифопоэтике
Результаты этапа: В течение 2016 года в соответствии с заявленным планом велась работа по углублению обоснования концепта "живой камень" в тексте культуры, дополнительного определения его атрибутов, места и функций в универсальной модели мира, а также в региональных традициях. Основное внимание было сосредоточено на составлении словаря «живого камня»: функционировании ‘камня’ в письменной культуре, реализации мотива живого камня в литературных сюжетах, памятниках изобразительного искусства, эпиграфике. Концепт «живого камня» рассматривался с точки зрения двунаправленной смысловой стратегии – как носитель текста, в котором его словарь определяется преимущественно мифологической семантикой, а также как природное образование, в контексте культуры обрастающее сетью вторичных коннотаций, то есть, своего рода текст, где камень обретает свою живую ипостась. Фон культуры, охваченный участниками проекта и привлеченными к проекту видными учеными России и европейских стран, а также Израиля, на котором текст камня и камень как текст реализовывали коммуникативные связи, получился очень разнообразным в отношении пространства и времени, будучи направленным на то, чтобы покрыть как можно более широкое семантическое поле значений: от библейских времен, Ренессанса и барокко до Новалиса, символизма, авангарда и послевоенной поэзии; исследовались древнееврейская традиция, Балканы, русская культура, балтийский регион. Широк и диапазон уровней текста культуры и художественных жанров, а также видов художественной коммуникации, на которых концепт «живой камень» выявлял свою глубинную семантику: это и памятники эпиграфики безымянного авторства, и петербургская архитектура, и русский модерн, и испанская поэзия 20 века, и мифологическая образность литовской поэзии, и забайкальский фольклор. Во всей этой многоголосице времен и традиций «живой камень» выявлял свои текстопорождающие потенции, реализующие диалог между природой и человеком. При этом он сам выступая как многослойное послание поколений далеких веков, как «меченый атом», делающий не только заметными наиболее яркие свойства того или иного явления, но и объясняющим механизмы осмысления культурой природных объектов, введения их в семиосферу. Этой проблематике посвящен итоговый сборник проекта «Диалог с камнем: от минералогии к мифопоэтике». Другим важным направлением в деятельности группы явилась проблема симметрии. Она была намечена в фундаментальном докладе Вяч.Вс. Иванова (на Круглом столе по итогам научного семинара «Живой камень») и последовавшей за ним статье о теории симметрии и ее значении для гуманитарных наук. Участники проекта (Злыднева, Вальков, Зайонц) активно поддержали это перспективное направление дальнейших исследований концепта живой камень, возможность выхода исследований в проблематику, перекидывающей мостик между гуманитарным знанием и кристаллографией. Опыт продвижения в этом направлении был уже сделан в 2015 году (статья Злыдневой о понятии кристалл в науке об искусстве). В рамках общих проблем участники проекта в 2016 году занимались также исследованиями по отдельным специализациям: Вяч.Вс. Иванов осуществлял общее руководство проектом, наметил новые рубежи проблем. В 2016 году он сосредоточил внимание на изучении общих проблем связи между науками о природе и гуманитарным знанием в аспекте камня. Его доклад, а затем и статья «Новалис в его диалоге с камнем» посвящены осмыслению концепта «камень» в языке и культуре. Иванов сфокусировался на том, что связано с камнем в литературном творчестве и философских размышлениях Новалиса, с кристаллизацией, с минералами, с геологией, с проблемой соотношения камня как природы и как части культуры. В связи с Новалисом Вяч.Вс. Иванов поставил ряд важных проблем, относящихся к диалогу человека и камня как части общего диалога Я и Ты, содержащего основное ядро культуры в целом (см. труды философов 20-го века (Бахтина, Бубера). Новалис в рассмотрении Иванова предстает как пример мыслителя, на заре современности осознавшего необходимость синтеза искусства и науки, что созвучно семиотике 20 века. Последнее, по наблюдениям Иванова, проявилось, в частности, в понятии кристаллизации, которое Новалис использует для описания человеческой жизни, а также математического описания законов (в том числе геометрических, порожденных природой камня) природы. Иванов намечает типологическое сходство немецкого романтика с Хлебниковым. Духовное содержание, которое Новалис находил в геологии, в труде рудокопа, по мысли Иванова, созвучно императиву нынешнего этапа гуманитарных наук сохранять память о нераздельности главных смыслов человеческой цивилизации. Другая группа фундаментальных проблем, которыми Вяч.Вс. Иванов занимался в 2016 году, относится в теории симметрии как метанауке (см. его статью «Общее понятие симметрии в различных областях знания» (раздел «Живой камень» // Антропология культуры 6, принята к печати – см. приложение). Опираясь на Колмогорова, настаивавшего на необходимости разрушения границ между науками, Вяч.Вс. указывает на общий принцип, сближающий гуманитарное знание с естественным, каковым является теория симметрии. Так, даже мета-науки, например, семиотику или ее часть, можно рассматривать и как учение о системах знаков, входящее в набор основных абстрактных математических дисциплин. В качестве примера всепроникающей роли симметрии Ивановым рассматривался принцип дуальности, который лежит в основе построений человека в социальной жизни, а также в таких хорошо развитых сферах гуманитарной деятельности, как литература и искусство. На обширном историческом материале Иванов показал, как осмысление принципа симметрии сопутствовало развитию цивилизации. Затрагивалась и проблема симметрических и асимметрических отношений в культуре и физиологии (мозге) человека, вопросы применимости или неприменимости основных понятий симметрии к «тексту» культуры. Труды Вяч.Вс. Иванова наметили новые рубежи в исследовании концепта «живой камень», проблематизируя связь между семиотикой камня в культуре и данными кристаллографии, геологии, науке о Вселенной. Вяч.Вс. Ивановым выступил с докладами: 1. "Новалис в его диалоге с камнем". Международная научная конференция "Я по каменной книге учу вневременья язык. Словарь камня". 2. Общее понятие симметрии применительно к разным областям знания. Круглый стол "Проблемы симметрии" в рамках научного семинара "Живой камень: от минералогии к мифопоэтике" (ИМК МГУ, 12 ноября 2016). Вяч.Вс. Иванов опубликовал 4 статьи по теме проекта (см. пункт публикаций). Т.В. Цивьян прежде всего продолжала те направления исследования живого камня, которые были намечены ею с самого начала: это составление мифопоэтического досье живого камня на материале фольклорной и литературной традиции, прежде всего славянской (балто-славянской, русской и др.). Основной метод – анализ структуры текстов разных жанров, от мифа и фольклора до литературы. Продолжалось исследование мотива живого камня на материале НКРЯ. Результаты были доложены на Ломоносовских чтениях в апреле 2016 г. (Секция Институт мировой культуры МГУ, доклад «О тексте и словаре камня: общие соображения») и на международной конференции «Я по каменной книге учу вневременный язык» в мае 2016 г. (доклад «О тексте и словаре камня: загадки»). Тематический словарь позволил выделить необходимые и достаточные признаки, переводящие мертвый камень в ипостась живого (движение, увеличение=рост, звучание и др.). Это помогает установить переходную зону, от мертвого к живому и обратно. В основе возможности такого перехода лежит бинаризм камня. В последнее время внимание исследователя было обращено на диалог человека и камня – в аспекте, предложенном Вяч.Вс. Ивановым. Камень и человек противопоставлены как олицетворение природы и культуры, а их общение является необходимым условием духовной жизни. Эти темы отражены в публикациях Т.В. Михайловой (Цивьян): 1. Энантиосемия камня в контексте бинаризма // Труды конференции СЕМИОТИКА — ПСИХОЛОГИЯ — КУЛЬТУРОЛОГИЯ: новые водоразделы и перспективы взаимодействия. М. В печ. 2. Озеро и статуя: воспоминания в Царском селе //Острова любви БорФеда: Сборник в честь 90-летия Бориса Федоровича Егорова /ИРЛИ РАН; СПбИИ РАН; Ред.-сост. А. П. Дмитриев и П. С. Глушаков. — СПб.: Издательство «Росток», 2016. С. 936-939. 3. «Какво е камъкът?» // Балканского езикознание днес. Сборник в чест на 75-годишния юбилей на проф. д.ф.н. Петя Асенова. София, 2016. С. 31-38. 4. Камень в «Стереоскопе» Александра Иванова: персонаж или антураж? // Диалог с камнем. М., 2016. С. 114-125. Т.В. Михайлова (Цивьян) вела общую работу по проекту; участвовала в организации секции «Живой камень» на Ломоносовских чтениях, была членом оргкомитета международной конференции «Я по каменной книге учу вневременный язык». Она является ответственным редактором книги «Диалог с камнем». Н.В. Злыднева продолжила изучение семантики камня в русской поэзии, сосредоточившись на в поэзии Велимира Хлебникова. В результате анализа контекстов словоформ камень, каменный, каменеть, проведенного на базе НКРЯ, ею был сделан вывод о специфическом положении концепта камень в пространственно-временных координатах поэтики мастера: пространство здесь доминирует над временем, обуславливая превалирование зрительного кода в связи с выраженностью камня как субъекта, антропоморфизацию камня с его уподоблением человеческому телу и значимость мотивов изображения и надписей на камне – «каменной книги». Установлено, что отнесенность последней к категории живого сигнализируется хаптически (шершавость), что сближает поэзию Хлебникова с живописью и скульптурой 1910-х годов, а также поэзией футуризма (В. Каменский). Новой гранью при этом предстает близкая Хлебникову тема Древнего Египта. Другим направлением исследования Злыдневой стали мифологические значения камня, проявления универсалий в региональном локусе (на примере Балканской картины мира). В ее статье «Камень в балканской модели мира» материалом послужили творчество белградского архитектора Богдана Богдановича и писателя Иво Андрича, а также сооружение на горе Медведница (близ г. Загреб) и события политической истории послевоенной Югославии. Во всех этих примерах камень выступает носителем мифологических смыслов и проявляет свои динамические качества, изоморфные воде/реке как речи, тем самым осуществляя свое движение от природы к культуре. Тем самым Н.В. Злыднева расширила исследования предыдущих лет и подытожила их: пограничная семантика «живого камня» рассмотрена в широком междисциплинарном диапазоне от поэзии и искусства символизма и авангарда до универсальной модели мира. Проведенные наблюдения позволили сделать выводы относительно механизмов семиотизации концепта «камень» в культуре, выявить специфику форм его динамического бытования в культуре на разных уровнях текста при взаимодействии различных кодов (вербального, визуального, хаптического), роль в формировании мифопоэтического целого (на примере русской и культуры и культуры южных славян). Злыднева начала изучать семантику камня в аспекте теории симметрии. В ее сообщении на Круглом столе в ноябре 2016 года была предложена модель развития симметрии в европейской живописи (по преимуществу), а также в скульптуре и архитектуре, что развивает фундаментальный тезис А. Ригля (A. Riegl) о соотношении природы и искусства, где последнее реализует принцип частичной симметрии. Проблема сообщения состояла в выявлении закономерностей построения зрительного образа от геометрического типа симметрии к семантическому осмыслению симметрических связей, в частности, мотива зеркала, а затем возникновению синтактико-семантических построений в символизме и авангарде вплоть до «отмены» симметрии и/или переноса ее в план прагматико-семантических отношений (модель «отражающего» зрителя). Предложенная модель эволюции симметрических отношений в зрительном образе выступила свидетельством символического «оживления» культурой природы (кристаллического минерала) на «языке» визуальных искусств. По указанной проблематике были опубликованы статьи "Камень в балканской модели мира" и "'Каменная книга' В. Хлебникова"(см. приложение), сделано сообщение на Круглом столе по симметрии. Кроме того, Н.В. Злыднева вела также научно-организационную работу, руководя научным семинаром «Живой камень»: было проведено 4 заседания (и 2 Круглых стола (резюме докладов и Круглых столов см. в блоке «Хроника. «Живой камень». Антропология культуры - 6»). Планировавшаяся командировка в Хорватию для участия в научной конференции была отменена по причине болезни Н.В. Злыдневой. В.Л. Кляусом была продолжена работа по анализу мифопоэтического материала, в котором образ камня занимает центральное место. Были транскрибированы аудиозаписи интервью, сделанные в ноябре 2015 г. среди аборигенов Аурукуна (Квинсленд, Австралия) относительно тотемистического центра Movie stone клана brolga вик-мункан, находящегося на побережье залива Карпентария (доклад на семинаре в ИМК МГУ на тему «Живые Камни" в мифологических представлениях аборигенов Австралии (по материалам полевых исследований 2015 г.)». Доклад лег в основу его статьи, написанной для сборника «Диалог с камнем: от природы к культуре» — «Moving Stone аборигенов Аурукуна (Квинсленд, Австралия)». В этой статье характеризуется комплекс представлений аборигенов о тотемистическом центре Moving Stone. Если суммировать их, то оказывается, что Moving Stone — это женское существо, дочь мифической горы, частью которой была и Белая Гора (Mount White), во Времена Сновидений перенесенной Перепелами с берегов залива Карпентария вглубь полуострова Кейп-Йорк. Moving Stone перемещается по песчаному берегу мыса Кирвир, этого никто не видит, но при этом она иногда оставляет следы — маленькие камешки, которые являются ее детьми. 'Перемещающийся Камень' невозможно унести с ее места. Она защищает аборигенов клана бролга и помогает им, наказывает болезнями чужих, нахождение которых рядом может даже вызвать ливень и бурю. На основе материалов доклада В.Л. Кляуса «Потоп из каменной горы: об одном предсказании в русских поселениях Восточного Забайкалья», прочитанного на Международной научной конференции «Вода и камень: Поэтика и мифология» (Москва, Дом Балтрушайтиса, май 2015) в 2016 г. была написана статья для периодического издания «Антропология культуры». Уникальные в своем роде эсхатологические предсказания о потопе из горы, записанные В.Л. Кляусом в ряде поселков Калганского и Александрово-Заводского и других районов Забайкальского края во время полевых исследовательских работ 2014-2016 годов от потомков казаков, а также на территории китайского Приаргунья от китайских русских, сохранивших традиции своих русских забайкальских предков, указывает на то, что горы Восточного Забайкалья являются важной компонентой в картине мира русских забайкальцев. Семиотическое противопоставление горы и воды, прослеживаемое в мифах о Всемирном потопе, в зафиксированных забайкальских эсхатологических предсказаниях фактически снимается. Гора оказывается сосудом для воды, уничтожающим окружающий мир. Этот второй потоп, от которого в будущем не будет спасения, принесет хаос, и в нем будут нарушены все правила когда-то возникшего мира, в том числе и его дихотомия верха-низа, твердого и текучего, камня и воды. В.Л. Кляусом проводился анализ сюжетики и мотивов мифологических текстов, учтенных в указателе Березкина. Была предпринята попытка выявления сюжетных и мотивных схождений к ряду представлений о камне, зафиксированных В.Л. Кляусом во время полевых исследований в Забайкалье и в Австралии, А именно, помимо уже упомянутых выше ('Перемещающийся Камень' и 'Потоп из горы') следующие сюжетно-мотивные комплексы: 'Камни идут – защита человека', 'Похоронить в камень', 'Бог на камне', 'Камень падает с неба', 'Камнем лечат зубы', 'Камень растет', 'Камни разговаривают'. К сожалению, в указателе Березкина близких параллелей к ним обнаружено не было, что, прежде всего, свидетельствует об окказиональности данных мотивов (известно, что указатель Березкина представляет массовый материал), а это в свою очередь указывает на их архаичность. В рамках работы над проектом В.Л. Кляусом был прочитан доклад «Надписи на камнях в былинах и сказках. Опыт текстологического анализа» на Международной научной конференции «"Я по каменной книге учу вневременный язык…". Живой камень: текст и словарь». (Москва, "Дом Балтрушайтиса", 19–20 мая, 2016). Анализ фольклорного материала, представленного доклада, показывает, что надписи на камнях в сказках и былинах нередко имеют сверхъестественное происхождение - героев или предупреждают небесные святые силы, или же сам камень как бы является "автором" текста, являя герою текст, который на него нанесен. Планируемая командировка в Австралию была отменена, так как не было получено разрешение для работы среди аборигенов. Полевые исследования проводились в июне-июле в Газимурозаводском районе Забайкальского края. Были записаны новые тексты эсхатологического предсказания о 'Потопе из горы', получившего в данном районе особую интерпретацию в связи со строительством Быстринского горно-обогатительного комбината. Продолжено картографирование бытования обычая в день смерти человека заносить в дом камень, который затем в поминальный 40 день относится на его могилу, и традиции поднимать камень на крестовые горы в праздники Вознесения и Девятая Пятница. Л.О. Зайонц работала над проблемой мифопоэтических значений камня в поэтике символизма. На эту тему ею был прочитан доклад (совместно с Е.А. Погосян) «Каменный «след» в истории абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного» на итоговой международной научной конференции «Я по каменной книге учу вневременья язык» и подготовила статью «Преображение камня. Абрамцевский проект В.Д. Поленова и В.М. Васнецова» (Диалог с камнем: от природы к культуре. Москва, Институт мировой культуры МГУ, 2016, с. 33-76). В развитие этой проблематики Зайонц выступила с докладом «Абрамцевский камень: к предыстории русского модерна» на Международной научной конференции «Универсалии литературы 8 (Воронежский государственный университет, Воронеж, 26-27 ноября 2016) и по материалам доклада подготовила статью (скан подтверждения того, что статья принята к печати см. в приложении). Она – автор предисловия к сборнику Живой камень: на пути к диалогу // Антропология культуры 6. Москва, Институт мировой культуры МГУ, 2017 (в печати). Кроме того, Зайонц подготовила хронику исследовательского семинара Института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова за 2016 год и подготовила ее к печати (Антропология культуры 6. Москва, Институт мировой культуры МГУ, 2017. Л.О. Зайонц выступила как член редаколлегии (совместно с Т.В. Цивьян) тематического блока статей в рамках проекта «Живой камень: от минералогии к мифопоэтике» (Антропология культуры 6). Д. В. Вальков продолжал работу по изучению проблематики камня в культурном пространстве европейского Средневековья и раннего Нового времени. Было показано, что эпиграфический материал европейского Средневековья и раннего Нового времени имеет исключительное значение для изучения центральной для проекта оппозиции живой камень versus мертвый камень. Так, в частности, в статье «Закладная плита Барджелло в контексте флорентийского Предренессанса» Д. В. Вальковым было показано, что коммеморативная лаудация, упоминающая 1255 год, выбитая на закладной плите, находящейся на фасаде Дворца народа (Барджелло) по Виа дель Проконсоло, является ключевым текстом, отражающим основные черты идеологии флорентийской коммуны эпохи «Первого народа» (1250–1260 годы). Становление коммуны «Первого народа» маркировало крах штауфенской политики в Тоскане и одновременно противопоставило ее имперскому центру власти. Вместе с тем, имперская идея представляется значимой и для идеологии самой гвельфской коммуны. В основе этой идеи находится Рим – идеальный административно-политический центр, парагоном которого, – прежде всего, в успешности политических и триумфе военных свершений – в Тоскане в середине XIII века стремится стать Флоренция, с другой стороны, – универсальный имперский центр власти, власти, которой гвельфская коммуна противопоставляет себя в своем антиимператорском борении, но каковую, вместе с тем, стремится апроприировать, установить, распространить и вербализировать. Так, текст закладной плиты фиксирует противостояние идеологем центров власти, обнаруживающих, однако, взаимное сходство в стремлении к тотальности властного присутствия. Тосканский авторский нарратив второй половины XIII – начала XIV века не препятствует усматривать в образе дантовского Гериона черты флорентийской коммуны эпохи «Первого народа», а равно – видеть в Брунетто Латини достаточно вероятного автора лаудации, зафиксированной закладной плитой Барджелло. К рассмотрению роли камня в пространстве итальянской средневековой городской культуры Д. В. Вальков обращается также в статье «Камень в средневековом итальянском городе: локусы и функции». Предпринятый анализ позволил Д. В. Валькову говорить о сравнительном многообразии функций камня и сопоставимых с ним материалов в пространстве преимущественно северо- и центрально-итальянского города XII–XIV вв. Так, камень является инструментом инфраструктурного и архитектурного моделирования городской застройки, обозначения присутствия власти и зримой реализации её воли. Формируя характерные элементы городской архитектуры (прежде всего, дворцы коммуны), камень служит репрезентации и легитимизации таксиса власти; кроме того, используется для визуализации представителей властных элит in maiestate. Фиксируя монолог славы города, он становится инструментом политической репрезентации и коммеморации. Наделенный вербальным кодом или несущий определенные, с точки зрения моделировки, состава и локализации, изображения, камень выступает в роли апотропея. В ряде случаев, прежде всего, в специфической римской городской среде, камень становится инструментом меморизации и аутентификации. Среди основных локусов, сопряженных с перечисленными функциями, отметим укрепленные городские ворота, внутригородское пространство в общем доступе, выведенное из сферы действия частного права (улицы, площади, немногочисленные зоны рекреации, связанные с водными источниками), городской собор, дворцы коммуны и непосредственно прилегающее пространство. Частная домовая застройка также должна быть учтена в перечислении, преимущественно, в связи с апотропеической функцией камня. Предпринятое в связи с камнем рассмотрение некоторых материально-конструктивных черт северо- и центрально-итальянского города XII–XIV вв. может послужить экспликацией параметров функционирования, а также процессов трансформации, свойственных для городских социумов указанного периода. В статье «Латинские надписи Москвы конца XVII в.» Д. В. Вальковым в соавторстве с А. Г. Авдеевым были опубликованы латинские надписи Москвы конца XVII в., в их числе – эпитафии ближайших сподвижников Петра I Франца Лефорта и Патрика Гордона. Авторами был представлен текстологический и культурно-исторический анализ надписей как памятников эпохи западноевропейского барокко. Исследуемые надгробия «московских иноземцев» конца XVII в. свидетельствуют об ином, нежели в культуре русского барокко кануна и начала петровских реформ, качестве восприятия барочных образов и рецепции барочных идей. Практически не востребованные русскими современниками и их ближайшими потомками, они утвердятся в отечественной эпиграфике во второй половине XVIII – начале XIX в. Большинство положений и выводов, представленных в указанных статьях, было апробировано Д. В. Вальковым в ходе докладов, представленных в 2016 году на международных конференциях, а также в ходе работы исследовательского семинара ИМК МГУ им. М. В. Ломоносова «Живой камень», работа которого осуществляется в рамках исследовательского проекта. М.В. Завьялова работала над изучением концепта живой камень в литовской традиционной культуре. В опубликованной ею статье «Живой камень в латышских дайнах» (Сборник «Диалог с камнем: от природы к культуре») выявлены некоторые мотивы латышских дайн, подчеркивающие связь камня с жизнью в противопоставление смерти. В частности, это контексты, в которых камень появляется наряду с другими важными объектами живой и неживой природы: водой, огнем и деревом. Показано, что немаловажен и контакт человека с камнем, его взаимоотношения с ним, имеющие для человека подчас судьбоносное значение. В большинстве случаев контакт человека с камнем (сидение, стояние, лежание) связан с эротическими и / или матримониальными сюжетами. Со свадебной символикой связаны и сюжеты, в которых камень выступает в паре с водой, огнем или деревом. В статье продемонстрировано, что камень активно вторгается в мифо-ритуальный сценарий жизни человека. М.В. Завьялова также работала над «фольклорным словарем» камня. В ее статье «Фрагмент фольклорного словаря камня: камень и вода в контексте любовной символики («Антропология культуры - 6») проанализированы взаимоотношения воды и камня на материале польских народных свадебных и любовных песен. Показано, что вода и камень в контексте любовной символики во многом изофункциональны, но конкретное значение (определенный аспект любовных отношений) зависит от подвижности vs. статичности элементов. Статичная вода означает скорее невозможность любви, ее отсутствие, статичность камня связывается чаще с негативными переживаниями и эмоциями (разлукой, слезами, печалью, тяжестью на сердце из-за неразделенной любви или окончания отношений). В то время как движение воды (по камню) или движение камня (по воде) означает положительные эмоции, реализацию любовной связи, замужество. В этом случае, однако, аспекты любовных отношений зависят от локализации воды относительно камня. По проблемам проекта М.В. Завьялова сделала доклады на конференциях: 1) Ассоциативный портрет камня по данным Русского ассоциативного словаря: Ломоносовские чтения – Москва, МГУ (ИМК), 21 апреля 2016 г. В докладе была предпринята попытка составить словарь «камня» на основании данных Русского ассоциативного словаря (прямого и обратного). Все ассоциативные связи слова «камень» были систематизированы и разделены на группы по типу семантической связи с «камнем». На основании выделенных семантических групп проводится анализ ассоциативного «портрета» камня. Выделяются свойства камня, указывающие на его амбивалентность по отношению к оппозиции «жизнь – смерть», делается вывод о неоднозначности оценки камня в рамках этой и других связанных с ней оппозиций. 2) «Фрагмент фольклорного словаря камня: камень и вода в контексте любовной символики»: Международная научная конференция «Я по каменной книге учу вневременный язык…»: Живой камень: текст и словарь – Москва, Дом Балтрушайтиса, 19-20 мая 2016 г. В докладе проанализированы взаимоотношения воды и камня на материале польских народных свадебных и любовных песен. Вода и камень в контексте любовной символики во многом изофункциональны, но конкретное значение (определенный аспект любовных отношений) зависит от подвижности vs. статичности элементов. Статичная вода означают скорее невозможность любви, ее отсутствие, статичность камня связывается чаще с негативными переживаниями и эмоциями (разлукой, слезами, печалью, тяжестью на сердце из-за неразделенной любви или окончания отношений). В то время как движение воды (по камню) или движение камня (по воде) означает положительные эмоции, реализацию любовной связи, замужество. В этом случае, однако, аспекты любовных отношений зависят от локализации воды относительно камня. М.В. Завьялова была членом оргкомитета международной научной конференции «Я по каменной книге учу вневременный язык…: Живой камень: текст и словарь» – (Москва, Дом Балтрушайтиса, 19-20 мая 2016 г.). Кроме того, она работала над сборником (совместно с Т.В. Цивьян) «Диалог с камнем: от природы к культуре» (объем 19 а.л.): составление, редактирование, подготовка к печати. В. С. Полилова продолжала работу по изучению «живого камня» в латиноамериканском культурном пространстве. Было показано, что в культуре Нового света камень в его физическом (месторождения драгоценных камней, скалистое побережье, высокогорье) и метафизическом амплуа (гигантские каменные головы цивилизации ольмеков, каменные исполины Сан-Агустина, развалины Паленке, пирамиды Солнца и Луны в Теотиукане, Камень Солнца ацтеков и пр.) имеет исключительное значение, и для изучения центральной для проекта оппозиции живой камень versus мертвый камень латиноамериканский мир дает богатый материал. Фольклорно-мифологические аспекты этой темы рассматривались в ходе проекта на примере считающейся осколком доколумбовых верований колумбийской легенды о двух застывших и ставших живописными скалами легендарных героях / божествах — Фуре и Тене [Полилова 2015]. В 2016 году велась работа по исследованию поэтических текстов, по ее результатам подготовлена статья «Живые камни латиноамериканской лирики и каменная книга Пабло Неруды». Она посвящена претворению образа живого / мертвого камня в поэтических текстах латиноамериканских авторов XX в.: автор анализирует тексты латиноамериканских поэтов (Пабло Неруды, Альфонсо Кортеса, Хосе Эмилио Пачеко, Мануэля Дурана, Сесара Вальехо и др.) и определяет специфику реализации «каменной» темы. Показано, как в специфической историко-культурной ситуации континента (центральный процесс на протяжении всего XX столетия — поиск идентичности, отраженный и во множестве произведений искусства) культурные основания идентичности (общее историческое прошлое, историческая память, мифология, религия, ритуалы, географическое местоположение) стали предметом художественной «реконструкции», а ее фундаментом — потерянная «автохтонная» культура и природа Америки. В этих обстоятельствах камень (валуны, скалы, горные склоны, величественные развалины, каменные идолы и артефакты) как объект природы и как элемент духовной культуры выступил уникальным собеседником. Обращение к нему стало поиском истоков, разговором с прошлым, а значит, осмыслением трагедии континента, гибели его древних цивилизаций, письменных и архитектурных памятников: восстановление речи камня, чтение каменной книги превратилось в особую поэтическую практику. Кроме того, была продолжена работа в рамках темы «словаря» «живого камня», в частности, анализ сочетаний камень + глагол на материале основного корпуса НКРЯ (ruscorpora) (выделены контексты, где камень выступает как субъект и представлена статистика сочетаемости интересующей лексемы с такими глаголами, как лететь, лежать, стоять, спать, катиться, молчать, падать, и пр. (с примерами из публицистических, художественных, научно-популярных текстов)). Специальное внимание было уделено сочетанию существительного «камень» с глаголом ползти. Примеры из материала основного корпуса НКРЯ были дополнены образцами из других источников (разнообразных художественных текстов) и исследованы. Специальное внимание было уделено семантике рассматриваемого глагола как глагола способа движения и вопросу определения прототипического субъекта при этом глаголе. В.Н. Полилова опубликовала статью «Живые камни латиноамериканской лирики и каменная книга Пабло Неруды» (Диалог с камнем: от природы к культуре). Кроме того, она выступила с 2 докладами: «Движение камня (по корпусным данным)» (Ломоносовские чтения - 2016, МГУ им. М.В. Ломоносова, апрель 2016) и «Каменная книга» Пабло Неруды: 33 стихотворения и 45 фотографий (международная конференция «"Я по каменной книге учу вневременный язык..." Живой камень: текст и словарь», Россия, 19-20 мая 2016). Она оказывала помощь в организации международной научной конференции «Я по каменной книге учу вневременный язык…: Живой камень: текст и словарь» – (Москва, Дом Балтрушайтиса, 19-20 мая 2016 г.), редактировала сборник «Диалог с камнем: от природы к культуре» (объем 19 а.л.). Кроме того, на Полилову были возложены технические обязанности по оформлению необходимых для работы научной группы документов (подготовка внутренних приказов МГУ: о создании группы, о выплатах и т. п.). М. И. Яворская, Д. Г. Чубукова, К. О. Гусарова занимались сопроводительными исследованиям (составляли каталоги примеров, осуществляли их поиск и классификацию), библиографической работой и общей координацией, а также выполняли работу по подготовке публикаций по теме проекта к печати. Формы реализации проекта полностью соответствуют заявленным в плане. Проведены конференции и семинары: 1. Международная научная конференция «Я по каменной книге учу вневременный язык…: Живой камень: текст и словарь» – (Москва, Дом Балтрушайтиса, 19-20 мая 2016 г.). Запись конференции см.: https://www.youtube.com/watch?v=fXkm6Pu0Zo0&list=PLlKurE1sTDrQAPS8qd4-BHlrxDxnl3KXc 2. Круглый стол «Проблема симметрии». ИМК МГУ, 12 ноября 2016 г. 3. Регулярный научный семинар «Живой камень: от минералогии к мифопоэтике» (4 семинара и 2 Круглых стола, включая Ломоносовские чтения) В рамках семинара (см. пункт 4) был проведен Круглый стол «Ломоносовские чтения. Институт мировой культуры». 21 апреля 2016. Опубликовано и принято к печати: 4. Опубликована коллективная научная монография «Диалог с камнем: от природы к культуре». М., 2016 (статьи участников проекта прилагаются). 5. «Живой камень». Раздел в «Антропология культуры 6» (статьи участников прилагаются). 6. Хроника. Материалы научного семинара 2016 // Антропология культуры 6. М., 2016 (текст прилагается). 7. Вальков Д. В. (совместно с Авдеевым А.Г.). Латинские надписи Москвы конца XVII в. // Вопросы эпиграфики / Под ред. А. Г. Авдеева. Вып. 9. М., 2016. 8. Зайонц Л.О. Абрамцевский камень: к предыстории русского модерна // Универсалии в русской культуре 7. Воронеж, 2017 (принято к печати; справка прилагается). 9. Злыднева Н. В. “Живой камень” в поэзии и живописи М. Волошина Russian Literature (2016 г.) 10. Ivanov V.V. The Early Pasternak's Mythopoetic Images. Russian Literature (2016 г.) 11. Михайлова-Цивьян Т.В. Энантиосемия камня в контексте бинаризма // Труды конференции СЕМИОТИКА — ПСИХОЛОГИЯ — КУЛЬТУРОЛОГИЯ: новые водоразделы и перспективы взаимодействия. М. В печ. 12. Михайлова-Цивьян Т.В. Озеро и статуя: воспоминания в Царском селе //Острова любви БорФеда: Сборник в честь 90-летия Бориса Федоровича Егорова /ИРЛИ РАН; СПбИИ РАН; Ред.-сост. А. П. Дмитриев и П. С. Глушаков. — СПб.: Издательство «Росток», 2016. С. 936-939. 13. Михайлова-Цивьян Т.В. «Какво е камъкът?» // Балканското езикознание днес. Сборник в чест на 75-годишния юбилей на проф. д.ф.н. Петя Асенова. София, 2016. С. 31-38.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".