ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проект посвящен созданию компьютеризированной системы, включающей батарею психодиагностических методик, предназначенных для исследования состояния познавательных (когнитивных) функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-9 лет). В настоящее время компьютеризированные методики для оценки когнитивной сферы у детей на русском языке существуют в разрозненном виде и практически отсутствуют комплексные пакеты (батареи) тестов, которые могли бы позволить провести достаточно точную и полную диагностику состояния высших психических функций ребенка. Такая система может оказаться полезна как для практических, так и для научно-исследовательских целей. В систему включены методики, направленные на оценку следующих групп когнитивных функций: произвольной регуляции деятельности (управляющих функций, executive functions), регуляции активности, процессов переработки зрительной, зрительно-пространственной и слуховой информации. Отставание в развитии этих функций является основной причиной возникновения разных вариантов трудностей обучения. Система позволяет осуществлять дифференциальную диагностику, необходимую для выбора оптимальных методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Разработка методик и организация системы оценки результатов осуществляются, с одной стороны, на основе критического анализа существующих в настоящее время компьютеризированных систем диагностики состояния когнитивных функций у детей и взрослых, а с другой – с учетом опыта отечественного нейропсихологического подхода Выготского-Лурия. Это позволит создать уникальный инструмент, сочетающий в себе преимущества обоих подходов. Также повысит качество создаваемой системы то, что в разработке и апробации методик будут принимать участие специалисты из различных областей психологии: нейропсихологии, экспериментальной психологии, психофизики, специалист по статистической обработке психологических данных. Как показывает мировой опыт создания компьютерных версий психодиагностических методик, необходимо тщательно контролировать качество нового инструментария, проверять их валидность и устойчивость получаемых результатов. Для этого в рамках проекта при разработке методов диагностики когнитивных функций будет проводиться апробация создаваемых тестов, включающая сопоставительный анализ результатов, получаемых с помощью новых методик и традиционного нейропсихологического обследования, которое будет проводиться опытными нейропсихологами. Система реализуется на платформе интегрированной системы «Практика-МГУ» (http://psychosoft.ru), разработанная авторами творческого коллектива. Эта платформа позволяет реализовывать достаточно сложные методики, создавать гибкие алгоритмы обработки результатов. Также с ее помощью можно организовать свободное распространение компьютерных методик в сочетании с централизованной системой обработки результатов. Созданную батарею методик планируется выложить в открытый доступ на сайте факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (http://psy.msu.ru). В результате проекта будет опубликована бесплатно доступна версия, устанавливаемая на компьютер пользователя, позволяющая проводить обследование и получать его результаты с помощью обращения к серверу-обработчику. Таким образом, в рамках проекта планируется провести полный цикл разработки новой батареи компьютерных методик диагностики состояния когнитивных функций у младших школьников – от концептуальной разработки новых версий методик до реализации и публикации в общем доступе программного продукта, дающего всем желающим возможность проводить компьютерное обследование и получать точные и подробные результаты.
The aim of the project is a development of computer-based test battery designed for assessment of cognitive functions in preschoolers and primary school children (5-9 years old). Today there is a lack of computerized tests for complex and precise diagnostics of state of higher mental functions in Russian psychology. Such a system can be useful as for researchers, as for practical purposes. The battery will consist of test for assessment of the following cognitive functions: - Executive functions (functions of the third brain unit, according to A.R. Luria) - Processing of auditory information - Processing of visuospatial information - functions of state regulation (functions of the first brain unit, according to A.R. Luria) The deficits of these functions can be the cause of different types of learning disabilities. The battery can be used as an instrument for differential diagnostic which is necessary for choosing of the optimal ways of remediation and development of the cognitive functions. Our work will be based on two methodological approaches. On one hand we will analyze the contemporary computer-based systems of assessment of cognitive functions in children and adults and will use the experience of foreign researchers. On the other hand we will use the Vygotsky–Luria approach in neuropsychology. The combination of the two methodological systems allows to develop the instrument which will include the advantages of both approaches. The development of computerized tests has to be accompanied by careful control of their quality. It is important to measure the validity and reliability of the new methods. In the project we are going to conduct an approbation of the developed battery. The approbation will include the comparative analysis of results obtained by the new tests and by traditional neuropsychological assessment which will be conducted by experienced neuropsychologists. Our group consists of specialists in neuropsychology, experimental psychology, psychophysics and statistical data processing, it will allow to increase quality of developing test battery. The battery will be developed in the software platform “MSU-Praktika” (http://psychosoft.ru) which is developed by the members of our group. The platform allows to develop complex psychodiagnostic tests and to create the flexible algorithms of data processing. In addition the test constructed on this platform can be easily distributed to users and results can be processed in unified way and be collected in a unified format. The new battery will be published in open access on the site of Faculty of psychology MSU (http://psy.msu.ru). Users will be able to download and install free version of software “Practica-MSU” with the test battery, to conduct assessment and to get results after query to server. In the project the complete cycle of the new psychodiagnostic test battery for assessment of cognitive functions in primary school children will be realized. The cycle will be include create the new computerized versions of tests, evaluate their validity and reliability and publish the working test battery in open access. The final version of the battery can be used by researchers and practical psychologists and will allow to conduct testing of cognitive functions and get detailed and precise results.
Полнофункциональная версия системы «Практика-МГУ» 3.0, поддерживающая облачное хранение данных и обмен результатами проведенных исследований зарегистрированными пользователями между собой. Работающая нейропсихологическая система диагностики когнитивных функций у младших школьников, включающая в себя методики «Точки», «Таблицы Шульте», «Матрицы Равена», «Понимание близких по звучанию слов», «Кубики Корси», «Корректурная проба», «Понимание логико-грамматических конструкций», «1-back». Все разработанные методики будут доступны для скачивания на сайте факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (http://psy.msu.ru) и на сайте УМК «Психология» (http://psychosoft.ru/). Будут собраны данные диагностического обследования детей разных возрастов с помощью разработанных методик и традиционного нейропсихологического обследования, будет проведен анализ чувствительности методик к возрастным различиям в состоянии когнитивных функций у младших школьников.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 19 июня 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Компьютерная нейропсихологическая диагностика когнитивных функций у детей |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 февраля 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Компьютерная нейропсихологическая диагностика когнитивных функций у детей |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".