Оценка воздействия трудовой иммиграции на социально-экономическое развитие Российской Федерации на основе разработки системы аналитических показателей.НИР

Labour immigration assessment impact on the socio-economic development of the Russian Federation based on designing analytical indicators system

Источник финансирования НИР

грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 августа 2017 г.-15 мая 2018 г. I этап
Результаты этапа: В рамках первого этапа реализации проекта все поставленные задачи были выполнены в полном объеме: 1. Проведен анализ российского и зарубежного опыта разработки системы индикаторов эффективности управления миграционными процессами. Анализ различных отечественных и зарубежных источников позволил определить следующее: Во-первых, на сегодняшний день в современной статистике накоплен богатый опыт учета трудовой миграции населения (о нем будет упомянуто ниже) и разработан целый спектр статистических показателей, необходимых для анализа перемещения трудовых ресурсов, который включает использование абсолютных и относительных величины. Применяются различные статистические и математические методы анализа: метод рядов динамики, индексный метод, методы изучения взаимосвязей, методы математического моделирования и др. Статистические показатели позволяют провести анализ количества, структуры, интенсивности и т.д. миграционных процессов. Во-вторых, зарубежные и российские научные исследования, в первую очередь, ориентированы на изучение влияния трудовой иммиграции на рынок труда (на уровни безработицы и заработной платы местного населения), международную торговлю и на оценку вклада иностранных работников в валовый внутренний продукт принимающего государства. Государственная политика в области управления международной трудовой миграцией также находится в фокусе исследований, однако данные работы не ставят своей задаче разработку систем индикаторов эффективности управления миграционными процессами. В-третьих, несмотря на то, что существует большое количество статистических показателей анализа миграции населения, на сегодняшний день в мировой и отечественной практике практически отсутствуют системы индикаторов эффективности управления миграционными процессами. Исключением могут являться попытки создания «Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в городе Москве», которая была апробирована, но не реализована на практике и в настоящее время не используется. Проведенный российского и зарубежного опыта разработки системы индикаторов эффективности управления миграционными процессами подтвердил актуальность темы проекта. 2. Разработана типология последствий (эффектов) воздействия трудовой миграции на экономическое развитие принимающих мигрантов стран. Современные миграционные процессы ввиду интенсификации их протекания обладают сильным результирующим характером. Они оказывают воздействие практически на все сферы жизни современного общества, вносят изменения в существующую социальную реальность. Это воздействие проявляется как в отдающих, так и в принимающих странах. В настоящее время экспертное сообщество не смогло сформировать единые видение и оценку воздействия миграции на жизнедеятельность общества. Различные научные школы подтверждают превалирование безусловно позитивных или негативных последствий использования иностранных рабочих рук в национальной системе хозяйствования или экспорта излишек трудовых ресурсов. Не добавляют ясности и результаты зарубежных исследований, например, по оценке воздействия трудовой миграции на уровень оплаты труда в секторах экономики, активно использующих иностранную рабочую силу, или вклада денежных переводов в экономическое развитие посылающих стран. С позиции государственного управления позитивные последствия возникают при достижении с помощью миграции тех целей, которые государством планируются. Например, при селективной иммиграционной политике, ставящей приоритетом приток высококвалифицированных мигрантов, увеличение их доли в научных и исследовательских центрах будет прямым позитивным последствием, а рост выпуска наукоемкой продукции – косвенным позитивным. Негативные последствия могут возникать, как при неправильном, ошибочном управлении миграционными потоками (например, отсутствие политики расселения мигрантов, территориального квотирования может приводить к формированию этнических гетто), так и быть изначально прогнозируемыми, поскольку миграционный поток, как правило, приносит как дивиденды, так и издержки. Например, низкоквалифицированная рабочая сила из-за рубежа значительно сокращает расходы бизнеса, но и приводит к различного рода социальным проблемам, которые были прогнозируемыми. В этом случае задачами государственного управления будут являться раннее обнаружение с помощью постоянного мониторинга и минимизация этих издержек посредством использования различных административных механизмов. Под экономическими последствиями (эффектами) трудовой миграции нами понимаются прямые и косвенные, положительные и отрицательные тенденции и закономерности социально-экономического развития государства, которые возникают от использования иностранной рабочей силы различными организациями, индивидуальными предпринимателями, домохозяйствами. В рамках данного проекта был проведен анализ научных трудов, посвященных исследованию последствий воздействия трудовой миграции на экономическое развитие стран-доноров. Были обобщены работы Плетнева Э.П., Сови А., Рязанцева С.В., Воробьевой О.Д.. Ионцева В.А., Колосницыной М.Г., Суворовой И.К., Топилина А.В., Лялиной А.В., Раковской В.С., Соловьёва Н.Н., Туманова И.А. и др. Исходя из проведенного анализа, а также основываясь на собственных исследованиях в этой предметной области, предлагается следующая типология. Во-первых, необходимо выделить тип последствий трудовой миграции, под которым следует понимать совокупность последствий для страны-донора или страны реципиента рабочей силы. Тип последствий представляет собой таксономическую категорию, которая объединяет близкие по происхождению последствия на основе одного крупного признака – отношения к стране исхода или нахождения рабочей силы. Во-вторых, следует выделять класс последствий. Под классом последствий понимается одна из высших таксономических категорий миграции, выделенных на основе одного признака в рамках крупного признака, характеризующего тип последствий. В данном случае этим признаком будет являться уровень, где проявляются эффекты, в соответствии с которым выделяются последствия на макроуровне и последствия на микроуровне. Причем, если под макроуровнем мы понимаем сферу жизнедеятельности принимающего или отдающего общества в целом, то микроуровень будет различен в зависимости от типа последствий. Так, последствия на микроуровне в странах-донорах будут проявляться внутри домохозяйств, член (или члены) которого совершили трудовую миграцию. В отличие от стран-доноров в странах-реципиентах на микроуровне будут рассматриваться последствия для мигранта, фирмы-резидента, нанимающей мигранта, а также индивида-резидента или домохозяйства-резидента. В-третьих, в качестве следующей таксономической единицы предлагается выделять порядок последствий. Порядок – одна из таксономических категорий, выделяемых в рамках класса на основе того или иного признака и отражающих последствия для определенной сферы развития государства. В рамках существующего подхода Рязанцева С.В. следует выделять последствия трудовой миграции для социальной, экономической, политической, демографической и культурной сфер . Также на микроуровне следует необходимо последствия для психологического состояния мигрантов и членов их домохозяйств. В-четвертых, следует выделять такую категорию как род последствий – надвидовая таксономическая категория последствий, объединяющая близкие виды последствий. Исходя из целей диссертационного исследования этот уровень внутри экономических последствий трудовой миграции представляет особый интерес. Предлагается следующая типология родов экономических последствий как для стран-доноров: • последствия для рынка труда; • последствия для развития человеческого капитала; • последствия для сферы производства товаров и услуг; • последствия финансовой сферы и государственного бюджета; • последствия для внешнеэкономической деятельности. В-пятых, выделяется категория вид последствий. Она представляет собой элементарную единицу последствий, определяющую непосредственно характер явление, которое изменяет определенный аспект социальной реальности. Существует только два вида: положительные и отрицательные последствия. Каждое изменение социальной реальности, протекающее под воздействием трудовой миграции, должно быть идентифицировано в соответствии с характером воздействия. В последствии требуется измерение масштабов и скорости распространения этого явления (последствия), а также интенсивности с помощью соответствующих индикаторов и показателей. Также следует отметить, что виды последствий могут быть сгруппированы в рода по признаку длительности протекания явления на краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные. Возможна группировка по степени проявления: открытые и скрытые последствия. Помимо этого, последствия могут быть разделены с позиции государственного управления на управляемые и неуправляемые. 3. Выполнен анализ основных методов статистического учета внешней трудовой иммиграции. На сегодняшний существует три основных статистических метода, которые позволяют получить количественную информацию о внешней трудовой миграции: перепись населения, выборочные социологические и статистические обследования и текущий (административный) учет. Перепись населения. Данный метод считается основным источником информации о контингентах мигрантов. С помощью переписи населения определяются численность международных и внутренних иностранных работников в стране. Также переписи населения позволяют на основе комбинирования различных признаков, напрямую связанных с трудовой миграцией, с другими переменными получить количественные и качественные данные о мигрантах и дают возможность компаративного анализа местного и пришлого населения. Существует несколько признаков, характеризующих миграцию прямо или косвенно. Некоторые из них считаются более важными, и международные рекомендации относят их к категории так называемых «ключевых», (‘core topics’). Существуют и другие признаки миграции, которые относят к категории дополнительных (‘non-core topics’). С их помощью получают более детализированные сведения о мигрантах. Информация по ключевым и дополнительным признакам собирается посредством нескольких вопросов программы переписи [1]. Выборочные статистические и социологические обследования. Выборочные обследования позволяют нивелировать главный недостаток переписей населения – большие интервалы между их проведением. Кроме того, в ходе переписи практически никогда не собираются сведения, характеризующие основные факторы и мотивы трудовой миграции, ее причинно-следственные связи. Устранить данный пробел также помогают выборочные обследования. В России и в мире накоплен богатый опыт использования данного метода. Подобные обследования применяются как принимающих, так и отдающих мигрантов странах: в Великобритании (Labour Force Survey, International Passenger Survey), США (Current Population Survey, American Community Survey), Франции (Labour Force Survey, The Formation Qualification Professionnelle Survey), Канаде (Longitudinal Survey of Immigrants to Canada, Labour Force Survey), в Мексике (Encuesta Nacional de Ocupación y Empleo, La Encuesta sobre Migración en la Frontera Norte de México, La Encuesta sobre Migración en la Frontera Sur de México), на Филиппинах (Labour Force Survey, Survey on Overseas Filipinos, Family Income and Expenditures Survey) и др. В России также существует несколько выборочных обследований, позволяющих получить информацию о трудовых мигрантах: Выборочное обследование населения по проблемам занятости, Комплексное обследование условий жизни населения, а также региональные обследования. К последним необходимо отнести проведенное Территориальным органом ФСГС РФ по городу Москве (Мосгорстатом) по заказу ДТЗН Москвы в 2011 году. В его ходе было обследовано около 7 тыс. средних и крупных хозяйствующих субъектов столицы. Также существует большой пласт социологических количественных и качественных выборочных обследований, которые имеют своей целью изучения факторов миграции, репродуктивных и возвратных миграционных установок, доходов трудовых мигрантов и т.д. Данные социологические исследования выполняются различными государственными и частными исследовательскими центрами. Изучение отечественного и зарубежного опыта сбора информации о миграции трудовых ресурсов на основе выборочных статистических обследований позволяет выделить следующие основные их виды: обследования населения по вопросам занятости, обследования пассажиропотока, обследования доходов и уровня жизни домохозяйств, специальные территориальные статистические исследования, социологические исследования. Административные источники. Административные системы наблюдения аккумулируют статистические данные, основанные на фиксации фактов изменения миграционного режима нахождения и трудоустройства иностранных работников на территории въезда, а именно получение визы, вида на жительства, разрешения на работу, гражданства и т.д. К сожалению, у данного метода получения информации есть главный недостаток. Из поля зрения статистики выпадает нелегальная миграция, которая на сегодняшний день является значимым компонентом трудовых миграционных потоков в практически всех развитых странах. К сожалению, в настоящее время отсутствует возможность опираться на единственный метод сбора информации, что приводит к использованию оценочных (примерных) данных о численности и структуре эмиграционного или иммиграционного трудового потока. Также основная цель государственного статистического наблюдения трудовой миграции – ее полный учет, не может быть достижима даже при использовании всех трех перечисленных источников информации. В тоже самое время дальнейшее развитие электронно-информационных технологий позволяет получить еще один источник данных о внешней трудовой миграции, который, напрямую не связан с системой статистического учета. Речь идет о так называемых «Больших данных» (Big Data), массивах структурированной и неструктурированной информации в электронном виде. В данном случае речь идет об информации о пользователях услуг и сервисов, требующих идентификацию личности. Это касается сфер транспорта, финансов, связи. Так, при приобретении билета на автобус, поезд или самолет, оформления страхового полиса, кредита, покупке пакета услуг сотовой связи, денежном переводе как внутри страны, так и за рубеж необходима идентификация личности с использованием номера соответствующего документа: паспорта, свидетельства о рождении, налогового идентификатора и т.д. Отсюда, численность, местонахождение, а также различные качественные характеристики мигрантов могут определяться путем выгрузки информации из систем финансовых и транспортных компаний и сотовых операторов. «Большие данные» позволяют при условии правильной организации предоставления описанных выше услуг учитывать, как легальный, так и нелегальный компонент. 4. Подготовлены две статьи в изданиях, входящих в базу РИНЦ: a) Гребенюк А.А. Как трудовая миграция влияет на экономику стран-реципиентов рабочей силы? // Мосты. — 2018. — № 1. — С. 9–16. b) Гребенюк А. А. Типология последствий воздействия трудовой миграции на социально-экономическое развитие // Миграция и социально-экономическое развитие. — 2017. — Т. 2, № 4.
2 1 августа 2018 г.-15 мая 2019 г. II этап
Результаты этапа: Все планируемые результаты выполнены

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".