![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
овременную социальную реальность невозможно представить без миграции населения. Государства-лидеры мирового развития, применяя селективный подход и четко определяя приоритеты, стремятся использовать миграцию в качестве весомого фактора развития национального человеческого капитала, экономики и всей социальной сферы. Яркий пример Соединенные Штаты Америки, власти которой стараются найти применение на благо страны каждому виду миграции. С помощью иммигрантов высокой квалификации развиваются наука, сфера высоких технологий, медицина и т.д., учебная миграция позволяет вузам получать дополнительные финансовые ресурсы, низкоквалифицированная рабочая сила из-за рубежа обеспечивает дешевыми рабочими руками малый и средний бизнес. Не остаются в стороне и такие страны как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Англия и т.д. Однако миграцию нельзя рассматривать как процесс, имеющий только положительные эффекты. Рост межэтнической напряженности, этническая преступность, теневая экономика, нелегальная занятость, проблемы наркотрафика т.д. – все это последствия несовершенства государственного управления в этой сфере. По сути, миграция является своеобразным социальным «катализатором». В странах с налаженным механизмом управления, низким уровнем коррупции, определенными на государственном уровне приоритетами миграция становится фактором дополнительного развития, насыщая точки роста человеческим капиталом, привлекая инвестиции. Обратная ситуация наблюдается при наличии у государства системных проблем в управлении, антикоррупционной деятельности. Мигранты, встраиваясь в уже порочную систему, дают новый виток развитию нелегального рынка труда и теневой экономики, распространению коррупционных отношений и нелегальных схем. Все это негативным образом влияет на развитие общества, запускает более масштабные деструктивные процессы: межэтнические конфликты, рост внутриполитической напряженности и т.д. Глобальная социально-экономическая дифференциация стран стала основой для формирования гигантских трудовых миграционных потоков, в которые сегодня вовлечены сотни миллионов людей. Выталкиваемые сложной социально-экономической ситуацией на родине и притягиваемые лучшими условиями труда и проживания за границей, мигранты «ногами голосуют за лучшую жизнь». Иностранные трудовые ресурсы стали объективным, обыденным явлением на рынке труда развитых стран, а эмиграция за рубеж превратилась в один из основных способов повышения уровня благосостояния домохозяйств в развивающихся. Россия, являясь одним из мировых центров притяжения трудовых мигрантов, получает как дивиденды, так и сталкивается с издержками миграционного движения. В этой связи перед нами стоит задача по созданию механизма оценки последствий трудовой миграции и разработки рекомендаций для системы государственного управления. Научная новизна проекта заключается в разработке системы аналитических показателей оценки воздействия внешней трудовой миграции на социально-экономическое развитие России, которая позволит выявлять негативные тенденции в широком спектре социально-экономических процессов и оперативно принимать управленческие решения. Для разработки комплексной системы оценки эффективности использования внешней трудовой миграции будет проведен анализ ее воздействия на весь спектр социально-экономических процессов. Планируется выделение блоков расчетных показателей по следующим направлениям: 1. Влияние трудовой миграции на развитие человеческого капитала. 2. Влияние трудовой миграции на спрос и предложение на рынке труда, безработицу, уровень заработной платы. 3. Влияние трудовой миграции на приток прямых инвестиций в отрасли, активно использующие иностранные трудовые ресурсы. 5. Влияние трудовой миграции на роста производительности труда и внедрение новых технологий в отраслях использующих иностранную рабочую силу. 6. Денежные переводы трудовых мигрантов на родину и их влияние на социально-экономические процессы.
Contemporary social reality is unthinkable without population migration. The leading Nations of the world development, applying selective approach and defining priorities distinktly, seek to use migration as a significant factor of the development of national human capital, the economy and the whole social sphere. United States of America is an evident example, whos authorities try to find using of each type of migration for the welfare of the country. With the help of high qualification immigrants the science, high technologies, medicine, etc. are being developed, educational migration allows universities to obtain additional financial resources, low-skilled labor from abroad provides cheap workforce for small and medium business. Such countries as Canada, Australia, New Zealand, Israel, England, etc. don't keep out of this process. However, migration should not be viewed as a process having only positive effects. The growth of ethnic tension, ethnic crime, shady economy, illegal employment, the problems of drug trafficking, etc. are all consequences of the imperfection of state management in this field. In its core, migration is a peculiar social catalyst. In countries with an established control mechanism, low level of corruption, the priorities of migration has been defined at the state level, migration becomes a factor of further development, saturating point of growth with the human capital, attracting investment. The opposite situation is observed when the state has systemic issues in governance and anti-corruption policy. Migrants, integrating into flawed system, give a new move to the development of the illegal labour market and the shadow economy, the spread of corrupt relations and illegal schemes. All this has a negative influence on the society, is beginning more extensive destructive processes: inter-ethnic conflicts, growth of political tension, etc. Global socio-economic differentiation between countries has become the basis for the forming of giant labor migration flows, which now involved hundreds of millions people. Having been pushed by difficult socio-economic situation at home and attracted by better working and living conditions abroad, migrants " ballote for a better life with their legs". Foreign labor resources have become objective, trivial phenomenon on the labor market of developed countries, and emigration has become one of the main ways of improving the households welfare in developing ones. Russia, being one of the world's centers attracting labour migrants, both receives dividends and faced with the costs of migration movement. In this regard, we have a challenge to create a mechanism of assessment the consequences of labour migration and recommendations for the public administration system. This problem determines the relevance of the project, the scientific significance of the research question solution. The scientific novelty of the project is creating a system of analytical indicators for assessing the impact of external labour migration on socio-economic development of Russia, which will allow to identify negative trends in a wide range of socio-economic processes and to make operative administrative decisions. To develop a comprehensive system of assessment of efficiency of external labor migration using there will be done the analyses of its effects on the whole range of socio-economic processes. There planned the allocation of blocks of the indexes in the following areas: 1. The labour migration impact on human capital development. 2. The labour migration impact on the demand and supply on the labour market, unemployment, wages. 3. The labour migration impact on the inflow of direct investment in the industry using foreign labor actively. 5.The labour migration impact on productivity growth and the introduction of new technologies in industries using foreign labor. 6. Labor migrants remittances and their influence on socio-economic processes.
Сегодня перед современной наукой стоит задача не только, и не столько в количественной (статистической) оценке современных социально-экономических процессов, сколько в анализе эффектов их воздействия на социальную реальность. Данная оценка может быть выполнена только на основе создания научнообоснованной системы показателей, характеризующих последствия этих изменений для развития общества. В настоящее время такие наднациональные организации как Организация объединенных наций, Всемирный Банк, Международный валютный фонд, ОЭСР и др. предпринимают попытки создания универсальных систем показателей устойчивого развития, экономического развития, уровня и качества жизни населения и т.д. В тоже время укрупнение объекта анализа ведет к значительному недоучету "узких", но имеющих сильный результирующий характер процессов, как, например, миграция населения. В этой связи планируемые результаты проекта не только соответствуют мировому уровню, но и имеют новизну, междисциплинарный характер, и могут быть использованы в управлении миграционными процессами других государств. По итогам реализации проекта ожидаются следующие результаты: 1. Будут определены положительные и отрицательные последствия использования иностранной рабочей в экономике Российской Федерации. 2. Будет разработана система аналитических показателей оценки воздействия внешней трудовой миграции на социально-экономическое развитие, которая позволит выявлять негативные тенденции в широком спектре социально-экономических процессов и оперативно принимать управленческие решения. 3. Будут разработаны рекомендации по совершенствованию системы статистического учета и сбора количественной информации о трудовой миграции для обеспечения требований, разрабатываемой системы показателей. 4. На основе применения системы показателей, будут предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного управления миграционными процессами. Результаты реализации проекта могут быть использованы в государственном управлении экономикой и социальной сферой.
Руководитель проекта имеет опыт исследовательской работы по проектам РГНФ, РФФИ, других отечественных фондов.Результаты, полученные Гребенюком А.А. в рамках выполнения проекта РГНФ №08-03-00326а "Возвратная миграция соотечественников в Россию: потенциал, эффекты и подходы к совершенствованию миграционной политики",были использованы при подготовки новой редакции Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, проживающих за рубежом. Отдельно следует выделить работы по миграционной тематике, проводимые данной научной группой для Департамента труда и занятости населения города Москвы (2 НИРа: "Анализ ситуации на рынке труда города Москвы с использованием табличных форм представленных Мосгорстатом", 2012; "Разработка методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в городе Москве", 2015 ) и Федеральной службы государственной статистике РФ ("Разработка концепции проведения выборочного статистического наблюдения труда мигрантов", 2012). Предложенные методики и подходы в настоящее время используются в практической деятельности этих организаций. Разработки Гребенюка А.А. были включены в научный аналитический доклад "Миграция и миграционная политика Российской Федерации"(2011), учебное пособие "Миграция населения: теория и политика" (2012).
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 августа 2017 г.-15 мая 2018 г. | I этап |
Результаты этапа: В рамках первого этапа реализации проекта все поставленные задачи были выполнены в полном объеме: 1. Проведен анализ российского и зарубежного опыта разработки системы индикаторов эффективности управления миграционными процессами. Анализ различных отечественных и зарубежных источников позволил определить следующее: Во-первых, на сегодняшний день в современной статистике накоплен богатый опыт учета трудовой миграции населения (о нем будет упомянуто ниже) и разработан целый спектр статистических показателей, необходимых для анализа перемещения трудовых ресурсов, который включает использование абсолютных и относительных величины. Применяются различные статистические и математические методы анализа: метод рядов динамики, индексный метод, методы изучения взаимосвязей, методы математического моделирования и др. Статистические показатели позволяют провести анализ количества, структуры, интенсивности и т.д. миграционных процессов. Во-вторых, зарубежные и российские научные исследования, в первую очередь, ориентированы на изучение влияния трудовой иммиграции на рынок труда (на уровни безработицы и заработной платы местного населения), международную торговлю и на оценку вклада иностранных работников в валовый внутренний продукт принимающего государства. Государственная политика в области управления международной трудовой миграцией также находится в фокусе исследований, однако данные работы не ставят своей задаче разработку систем индикаторов эффективности управления миграционными процессами. В-третьих, несмотря на то, что существует большое количество статистических показателей анализа миграции населения, на сегодняшний день в мировой и отечественной практике практически отсутствуют системы индикаторов эффективности управления миграционными процессами. Исключением могут являться попытки создания «Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в городе Москве», которая была апробирована, но не реализована на практике и в настоящее время не используется. Проведенный российского и зарубежного опыта разработки системы индикаторов эффективности управления миграционными процессами подтвердил актуальность темы проекта. 2. Разработана типология последствий (эффектов) воздействия трудовой миграции на экономическое развитие принимающих мигрантов стран. Современные миграционные процессы ввиду интенсификации их протекания обладают сильным результирующим характером. Они оказывают воздействие практически на все сферы жизни современного общества, вносят изменения в существующую социальную реальность. Это воздействие проявляется как в отдающих, так и в принимающих странах. В настоящее время экспертное сообщество не смогло сформировать единые видение и оценку воздействия миграции на жизнедеятельность общества. Различные научные школы подтверждают превалирование безусловно позитивных или негативных последствий использования иностранных рабочих рук в национальной системе хозяйствования или экспорта излишек трудовых ресурсов. Не добавляют ясности и результаты зарубежных исследований, например, по оценке воздействия трудовой миграции на уровень оплаты труда в секторах экономики, активно использующих иностранную рабочую силу, или вклада денежных переводов в экономическое развитие посылающих стран. С позиции государственного управления позитивные последствия возникают при достижении с помощью миграции тех целей, которые государством планируются. Например, при селективной иммиграционной политике, ставящей приоритетом приток высококвалифицированных мигрантов, увеличение их доли в научных и исследовательских центрах будет прямым позитивным последствием, а рост выпуска наукоемкой продукции – косвенным позитивным. Негативные последствия могут возникать, как при неправильном, ошибочном управлении миграционными потоками (например, отсутствие политики расселения мигрантов, территориального квотирования может приводить к формированию этнических гетто), так и быть изначально прогнозируемыми, поскольку миграционный поток, как правило, приносит как дивиденды, так и издержки. Например, низкоквалифицированная рабочая сила из-за рубежа значительно сокращает расходы бизнеса, но и приводит к различного рода социальным проблемам, которые были прогнозируемыми. В этом случае задачами государственного управления будут являться раннее обнаружение с помощью постоянного мониторинга и минимизация этих издержек посредством использования различных административных механизмов. Под экономическими последствиями (эффектами) трудовой миграции нами понимаются прямые и косвенные, положительные и отрицательные тенденции и закономерности социально-экономического развития государства, которые возникают от использования иностранной рабочей силы различными организациями, индивидуальными предпринимателями, домохозяйствами. В рамках данного проекта был проведен анализ научных трудов, посвященных исследованию последствий воздействия трудовой миграции на экономическое развитие стран-доноров. Были обобщены работы Плетнева Э.П., Сови А., Рязанцева С.В., Воробьевой О.Д.. Ионцева В.А., Колосницыной М.Г., Суворовой И.К., Топилина А.В., Лялиной А.В., Раковской В.С., Соловьёва Н.Н., Туманова И.А. и др. Исходя из проведенного анализа, а также основываясь на собственных исследованиях в этой предметной области, предлагается следующая типология. Во-первых, необходимо выделить тип последствий трудовой миграции, под которым следует понимать совокупность последствий для страны-донора или страны реципиента рабочей силы. Тип последствий представляет собой таксономическую категорию, которая объединяет близкие по происхождению последствия на основе одного крупного признака – отношения к стране исхода или нахождения рабочей силы. Во-вторых, следует выделять класс последствий. Под классом последствий понимается одна из высших таксономических категорий миграции, выделенных на основе одного признака в рамках крупного признака, характеризующего тип последствий. В данном случае этим признаком будет являться уровень, где проявляются эффекты, в соответствии с которым выделяются последствия на макроуровне и последствия на микроуровне. Причем, если под макроуровнем мы понимаем сферу жизнедеятельности принимающего или отдающего общества в целом, то микроуровень будет различен в зависимости от типа последствий. Так, последствия на микроуровне в странах-донорах будут проявляться внутри домохозяйств, член (или члены) которого совершили трудовую миграцию. В отличие от стран-доноров в странах-реципиентах на микроуровне будут рассматриваться последствия для мигранта, фирмы-резидента, нанимающей мигранта, а также индивида-резидента или домохозяйства-резидента. В-третьих, в качестве следующей таксономической единицы предлагается выделять порядок последствий. Порядок – одна из таксономических категорий, выделяемых в рамках класса на основе того или иного признака и отражающих последствия для определенной сферы развития государства. В рамках существующего подхода Рязанцева С.В. следует выделять последствия трудовой миграции для социальной, экономической, политической, демографической и культурной сфер . Также на микроуровне следует необходимо последствия для психологического состояния мигрантов и членов их домохозяйств. В-четвертых, следует выделять такую категорию как род последствий – надвидовая таксономическая категория последствий, объединяющая близкие виды последствий. Исходя из целей диссертационного исследования этот уровень внутри экономических последствий трудовой миграции представляет особый интерес. Предлагается следующая типология родов экономических последствий как для стран-доноров: • последствия для рынка труда; • последствия для развития человеческого капитала; • последствия для сферы производства товаров и услуг; • последствия финансовой сферы и государственного бюджета; • последствия для внешнеэкономической деятельности. В-пятых, выделяется категория вид последствий. Она представляет собой элементарную единицу последствий, определяющую непосредственно характер явление, которое изменяет определенный аспект социальной реальности. Существует только два вида: положительные и отрицательные последствия. Каждое изменение социальной реальности, протекающее под воздействием трудовой миграции, должно быть идентифицировано в соответствии с характером воздействия. В последствии требуется измерение масштабов и скорости распространения этого явления (последствия), а также интенсивности с помощью соответствующих индикаторов и показателей. Также следует отметить, что виды последствий могут быть сгруппированы в рода по признаку длительности протекания явления на краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные. Возможна группировка по степени проявления: открытые и скрытые последствия. Помимо этого, последствия могут быть разделены с позиции государственного управления на управляемые и неуправляемые. 3. Выполнен анализ основных методов статистического учета внешней трудовой иммиграции. На сегодняшний существует три основных статистических метода, которые позволяют получить количественную информацию о внешней трудовой миграции: перепись населения, выборочные социологические и статистические обследования и текущий (административный) учет. Перепись населения. Данный метод считается основным источником информации о контингентах мигрантов. С помощью переписи населения определяются численность международных и внутренних иностранных работников в стране. Также переписи населения позволяют на основе комбинирования различных признаков, напрямую связанных с трудовой миграцией, с другими переменными получить количественные и качественные данные о мигрантах и дают возможность компаративного анализа местного и пришлого населения. Существует несколько признаков, характеризующих миграцию прямо или косвенно. Некоторые из них считаются более важными, и международные рекомендации относят их к категории так называемых «ключевых», (‘core topics’). Существуют и другие признаки миграции, которые относят к категории дополнительных (‘non-core topics’). С их помощью получают более детализированные сведения о мигрантах. Информация по ключевым и дополнительным признакам собирается посредством нескольких вопросов программы переписи [1]. Выборочные статистические и социологические обследования. Выборочные обследования позволяют нивелировать главный недостаток переписей населения – большие интервалы между их проведением. Кроме того, в ходе переписи практически никогда не собираются сведения, характеризующие основные факторы и мотивы трудовой миграции, ее причинно-следственные связи. Устранить данный пробел также помогают выборочные обследования. В России и в мире накоплен богатый опыт использования данного метода. Подобные обследования применяются как принимающих, так и отдающих мигрантов странах: в Великобритании (Labour Force Survey, International Passenger Survey), США (Current Population Survey, American Community Survey), Франции (Labour Force Survey, The Formation Qualification Professionnelle Survey), Канаде (Longitudinal Survey of Immigrants to Canada, Labour Force Survey), в Мексике (Encuesta Nacional de Ocupación y Empleo, La Encuesta sobre Migración en la Frontera Norte de México, La Encuesta sobre Migración en la Frontera Sur de México), на Филиппинах (Labour Force Survey, Survey on Overseas Filipinos, Family Income and Expenditures Survey) и др. В России также существует несколько выборочных обследований, позволяющих получить информацию о трудовых мигрантах: Выборочное обследование населения по проблемам занятости, Комплексное обследование условий жизни населения, а также региональные обследования. К последним необходимо отнести проведенное Территориальным органом ФСГС РФ по городу Москве (Мосгорстатом) по заказу ДТЗН Москвы в 2011 году. В его ходе было обследовано около 7 тыс. средних и крупных хозяйствующих субъектов столицы. Также существует большой пласт социологических количественных и качественных выборочных обследований, которые имеют своей целью изучения факторов миграции, репродуктивных и возвратных миграционных установок, доходов трудовых мигрантов и т.д. Данные социологические исследования выполняются различными государственными и частными исследовательскими центрами. Изучение отечественного и зарубежного опыта сбора информации о миграции трудовых ресурсов на основе выборочных статистических обследований позволяет выделить следующие основные их виды: обследования населения по вопросам занятости, обследования пассажиропотока, обследования доходов и уровня жизни домохозяйств, специальные территориальные статистические исследования, социологические исследования. Административные источники. Административные системы наблюдения аккумулируют статистические данные, основанные на фиксации фактов изменения миграционного режима нахождения и трудоустройства иностранных работников на территории въезда, а именно получение визы, вида на жительства, разрешения на работу, гражданства и т.д. К сожалению, у данного метода получения информации есть главный недостаток. Из поля зрения статистики выпадает нелегальная миграция, которая на сегодняшний день является значимым компонентом трудовых миграционных потоков в практически всех развитых странах. К сожалению, в настоящее время отсутствует возможность опираться на единственный метод сбора информации, что приводит к использованию оценочных (примерных) данных о численности и структуре эмиграционного или иммиграционного трудового потока. Также основная цель государственного статистического наблюдения трудовой миграции – ее полный учет, не может быть достижима даже при использовании всех трех перечисленных источников информации. В тоже самое время дальнейшее развитие электронно-информационных технологий позволяет получить еще один источник данных о внешней трудовой миграции, который, напрямую не связан с системой статистического учета. Речь идет о так называемых «Больших данных» (Big Data), массивах структурированной и неструктурированной информации в электронном виде. В данном случае речь идет об информации о пользователях услуг и сервисов, требующих идентификацию личности. Это касается сфер транспорта, финансов, связи. Так, при приобретении билета на автобус, поезд или самолет, оформления страхового полиса, кредита, покупке пакета услуг сотовой связи, денежном переводе как внутри страны, так и за рубеж необходима идентификация личности с использованием номера соответствующего документа: паспорта, свидетельства о рождении, налогового идентификатора и т.д. Отсюда, численность, местонахождение, а также различные качественные характеристики мигрантов могут определяться путем выгрузки информации из систем финансовых и транспортных компаний и сотовых операторов. «Большие данные» позволяют при условии правильной организации предоставления описанных выше услуг учитывать, как легальный, так и нелегальный компонент. 4. Подготовлены две статьи в изданиях, входящих в базу РИНЦ: a) Гребенюк А.А. Как трудовая миграция влияет на экономику стран-реципиентов рабочей силы? // Мосты. — 2018. — № 1. — С. 9–16. b) Гребенюк А. А. Типология последствий воздействия трудовой миграции на социально-экономическое развитие // Миграция и социально-экономическое развитие. — 2017. — Т. 2, № 4. | ||
2 | 1 августа 2018 г.-15 мая 2019 г. | II этап |
Результаты этапа: Все планируемые результаты выполнены |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".