ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проект "Российская модель экономики знаний и система профессиональной подготовки кадров: организационно-экономические основы инновационных образований" нацелен на определение теоретических основ формирования российской модели экономики знаний, трансформации системы профессиональной подготовки кадров, создания институциональной среды коммерциализации знаний. Реализация проекта осуществлялась в трех направлениях: сбор и анализ теоретических материалов, статистических данных, практического опыта по теме исследования; проведение социологического исследования в форме раздаточного и электронного анкетирования, нацеленного на выявление условий формирования инновационно-ориентированных кадров для экономики знаний в образовательной и организационной среде; организация и проведение секций конференций и научно-практических семинаров для обсуждения результатов исследования с учеными и специалистами в области образования, представителями научных организаций, инновационных компаний, органов государственной власти для совместной выработки адресных рекомендаций по повышению эффективности реализации государственной стратегии развития системы профессиональной подготовки кадров в рамках экономики знаний. В рамках первого этапа проекта, завершенного в 2017 году, были получены следующие результаты: 1) Выявлены особенности и ограничения становления экономики знаний в современной России. В числе последних – низкий уровень развития кадрового потенциала, высокий износ основных фондов, отсутствие конструктивной связи между образованием, наукой и бизнесом, низкий уровень инновационности отечественных предприятий, недофинансированность сферы образования и науки одновременно с избыточной долей государственного финансирования по сравнению с развитыми странами. Показаны возможности и ограничения реализации модели Тройной спирали и предпринимательских (исследовательских) университетов в России, в частности: раскрыта сущность предпринимательского университета, определены особенности его развития в рамках атлантической, континентальной и российской моделей высшего образования. Обоснована необходимость изменения тройственного формата взаимодействия университета, государства и бизнеса с учетом особенностей современного этапа развития экономики знаний в России, сформулированы перспективы и ограничения повышения роли университетов в развитии региональных инновационных систем. Предложено использование созидательного бенчмаркинга и доказательной образовательной политики в качестве инструментария для адаптации лучших мировых и отечественных практик тройственного взаимодействия университеты-бизнес-государство. 2) Обоснована необходимость совершенствования обществоведческой подготовки в системе общего образования и экономике знаний, а также внедрения инноваций в сферу образования с целью подготовки специалистов для трансформации реального сектора экономики и перехода на новый технологический уклад. Было выявлено, что современным требованиям развития общества на этапе формирования экономики знаний отвечает новая культура обучения, которая основывается на интеграции концептуального подхода к образованию и методики обучения, обеспечения их взаимодействия с социальной сферой и потребностями рынка труда и человеческих ресурсов. Обоснована необходимость разработки новой концепции аспирантуры как третьей ступени единой системы непрерывного высшего образования (после бакалавриата и магистратуры), с освоением специальной программы, сдачей экзаменов и защитой научно-квалификационных работ. Главной задачей построения новой системы подготовки аспирантов является формирование инновационно-ориентированных кадров высшей квалификации как сердцевины ядра креативного класса национального человеческого капитала. 3) Сделан вывод, что креативный класс является основным субъектом экономики знаний. Эта роль представляется решающей, так как экономический рост в современном мире определяется способностью создавать новые идеи и технологии. Креативный класс способствует созданию стимулирующей экономической и институциональной среды, формированию общества креативных людей, обеспечению качественного образования и непрерывного обучения, формированию креативных и аналитических компетенций в рамках науки и образования. Креативный класс в России имеет специфические черты, связанные со спецификой перехода РФ к информационному обществу, ее экономического положения, социальной структуры и политического режима. 4) Обоснована необходимость развития инновационного мышления и инновационной компетентности будущих работников на всех этапах профессиональной подготовки кадров для экономики знаний. Определена взаимосвязь между уровнем инновационного мышления и инновационной компетентности кадров и их инновационной активностью. Выявлены условия развития инновационного мышления и формирования инновационной компетентности в образовательной среде. Среди них: использование активных методов обучения, гибкий подход к преподаванию учебных дисциплин и организации учебного процесса, заинтересованность преподавателей в развитии инновационного мышления и формировании инновационной компетентности учащихся, активная внеаудиторная работа и многие другие. Определены организационные факторы развития инновационного мышления и формирования инновационной компетентности работников: организационная культура ("культура личностного роста" или "инновационная культура"), системы привлечения, мотивации и обучения персонала. Так, в частности, положительное влияние на инновационное мышлеине и инновационную компетентность работников оказывают: внедрение системы наставничества и коучинга; создание корпоративной библиотеки; организация дистанционного обучения персонала; изменение рабочего графика, перераспределение нагрузки работников так, чтобы у каждого оставалось время на обучение и развитие; проведение творческих конкурсов и др. 5) Обосновано использование термина «управление знаниями» для проецирования на организационный уровень деятельности; раскрыта междисциплинарность и многодисциплинарность управления знаниями; предложена общая структура знаний в организации, включающая в себя индивидуальное, групповое, организационное и межорганизационное знание; выделены проблемы неявного коллективного (организационного) знания, включающего в себя верования, убеждения, опыт, навыки, компетенции. Обоснована роль методов искусственного интеллекта в преобразовании индивидуального знания в организационное, в превращении человеческого капитала в организационный капитал; намечены модели креативных компетенций сотрудников и способы их имплементации в персонал организации. Показаны возможности экспертных систем и искусственных нейронных сетей в процессах обмена/трансформации индивидуальных и организационных знаний. Полученные результаты нашли отражение в 15 статьях, подготовленных исполнителями проекта в 2017 году. 11 статей были опубликованы, 4 статьи находятся в печати. Исполнители проекта начали подготовку коллективной монографии по теме исследования.
The project 'The Russian Model of the Knowledge Economy and the System of Professional Training: Organizational and Economic Basis for Innovative Reforms' is aimed at determining the theoretical foundations for the cultivation of the Russian model of the knowledge economy, the transformation of the professional training system, and the creation of an institutional environment for the commercialization of knowledge. The project was implemented in three directions: the first one is collection and analysis of theoretical data, statistical data and practical experience on the research topic; the second one is conduction of sociological research by means of survey, aimed at revealing the educational and organizational conditions of training innovative-oriented personnel for the knowledge economy; the last one is organization of conferences and scientific and practical seminars to discuss the results of the research with scientists and specialists in the field of education, representatives of scientific organizations, innovative companies, public authorities. These events helped to prepare targeted recommendations for improving the state strategy for the development of professional training within the framework of knowledge economy. In the first phase of the project, completed in 2017, the following results were obtained: 1) The peculiarities and limitations of the formation of the knowledge economy in modern Russia are revealed. The latter ones include a low level of human resources development, a high depreciation of fixed assets, a lack of a constructive link between education, science and business, a low level of innovativeness of domestic enterprises , an underfinancing of the education and science sector. The possibilities and limitations of the implementation of the Triple Helix model and entrepreneurial (research) universities in Russia are shown, in particular: the essence of the entrepreneurial university is revealed, and the specifics of its development in the framework of the Atlantic, Continental and Russian models of higher education are determined. The necessity of changing the triple format of interaction between the university, the state and business is defined, the prospects and limitations of increasing the role of universities in the development of regional innovation systems are formulated. It is proposed to use creative benchmarking and evidence-based educational policy as a tool for adapting the best world and domestic practices of tripartite cooperation between universities and business-states. 2) The need for improving social science education in the general education system and the knowledge economy, as well as introducing innovations in education is stated, the purpose of training the specialists for the transformation of the real sector of the economy and transition to a new technological order is declared. It was revealed that a new culture of learning is responsible for the modern requirements of the development of society at the stage of formation of the knowledge economy, which is based on the integration of the conceptual approach to education and the methods of teaching, ensuring their interaction with the social sphere and the needs of the labor market and human resources. The necessity of developing a new concept of graduate school as a third stage of a unified system of continuous higher education (after undergraduate and graduate school), with the development of a special program, the passing of exams and the protection of scientific and qualification works is substantiated. The main task of building a new system of postgraduate students is the formation of innovative-oriented personnel of the highest qualification as the core of the creative class of national human capital. 3)The creative class is the main subject of the knowledge economy. Its role seems decisive, since economic growth in the modern world is determined by the ability to create new ideas and technologies. The creative class contributes to the cultivation of a stimulating economic and institutional environment, the formation of a society of creative people, the provision of quality education and lifelong learning, the development of creative and analytical competencies in science and education. The creative class in Russia has unique features related to the specifics of the transition of Russia to the information society, its economic status, social structure and political regime. 4) The necessity of development of innovative thinking and innovative competence of future employees at all stages of professional training is defined. The relationship between the level of innovative thinking and innovative competence of employees and their innovative activity is determined. The conditions for the development of innovative thinking and the formation of innovative competence in the educational environment are revealed. The active teaching methods, a flexible approach to the teaching and the organizing the educational process, the interest of teachers and professors in the development of innovative thinking and the formation of innovative competence of students, active extracurricular work and many others are among them. The organizational factors of the development of innovative thinking and the formation of innovative competence of employees are defined: these are organizational culture ("culture of personal growth" or "innovative culture"), systems of staff attraction, motivation and training. So, in particular, the positive impact on innovative thinking and innovative competence of employees is provided by introduction of a mentoring and coaching system; creation of a corporate library; organization of distance learning programmes for personnel; changes in the working schedule, redistribution of workload of employees so that everyone has time for training and development; holding creative competitions, etc. 5) Using the term "knowledge management" is substantiated for projecting to the organizational level of activity; the interdisciplinarity and multidisciplinarity of knowledge management are revealed; the general structure of knowledge in the organization is proposed, it includes individual, group, organizational and interorganizational knowledge;the problems of implicit collective (organizational) knowledge, including beliefs, experience, skills, competences are highlighted. The role of artificial intelligence methods in the transformation of individual knowledge into organizational knowledge, in the transformation of human capital into organizational capital, is grounded; the models of creative competences of employees and the ways of their implementation are outlined. The possibilities of expert systems and artificial neural networks in the processes of exchange / transformation of individual and organizational knowledge are shown. The results are reflected in 15 articles prepared by the project participants in 2017. 11 articles have been published, 4 articles are in press. The project participants began to prepare a collective monograph on the research topic.
15 статей, подготовленных исполнителями проекта в 2017 году. 11 статей были опубликованы, 4 статьи находятся в печати. Исполнители проекта начали подготовку коллективной монографии по теме исследования.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 сентября 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Российская модель экономики знаний и система профессиональной подготовки кадров: организационно-экономические основы инновационных преобразований |
Результаты этапа: | ||
2 | 16 мая 2018 г.-15 декабря 2018 г. | Российская модель экономики знаний и система профессиональной подготовки кадров: организационно-экономические основы инновационных преобразований |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".