ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Особенность предлагаемого подхода составляет рассмотрение идентичности коммуникатора и динамики развития личности в глобальной массовой коммуникации в соответствии с тремя основными принципами медиапсихологии: 1) «принципом относительности и детерминизма» (постулирующем зависимость свойств психики от средств коммуникации по аналогии с принципом «лингвистической относительности и детерминизма» Сепира-Уорфа и в соответствии с формулой М. Маклюэна: «средство само есть сообщение»), 2) «принципом дополнительности» (подразумевающим дополнительность коллективной и индивидуальной психики, а также дополнительность ракурсов исследования: филологического и психологического, микро- и макро- подхода, интер- и интра- отношений) и 3) «принципом аутентичности» или безопасности (постулирующим необходимость защиты психики от попыток манипулирования и контроля, как условие психического здоровья). Указанные принципы были ранее апробированы при проведении полевых исследований сотрудниками факультета журналистики МГУ под руководством д.филол.н., проф. Пронина Е.И. и обсуждались на различных научных форумах и в ряде публикаций (Пронин Е.И., Пронина Е.Е., Кшенина Н.В., Белозерова Ю.С., Вербицкая Ю.А. и др.). В соответствии с принципом дополнительного рассмотрения в ходе реализации проекта предполагается использовать методики и процедуры эмпирического исследования, разработанные в филологии, лингвистике, психологии, математике в качестве взаимодополняющих. Основу эмпирической части исследования составят медиапсихологические и психосемантические техники анализа текстов, анкетирование, проективное интервью, case-study, эксперименты с варьированием независимых переменных, математические и вероятностные методы проверки гипотез и т.д. Исследование рассчитано на 3 года. За это время предполагается провести сравнительные исследования психологических особенностей различных групп участников массовой коммуникации: профессиональных журналистов, работников рекламных и PR-агентств, блоггеров и активных пользователей социальных сетей; что в практическом плане позволит выделить психографический профиль (ментальность) ведущего публициста и коммуникатора в различных видах СМИ, характер информационных потребностей личности, уровень доверия к информации, психологическую защищенность, устойчивость к информационному воздействию, а на общепсихологическом уровне – описать психотип человека информационной эры. К настоящему моменту разработана методика психотехнического мониторинга и описаны основные типо-синдромы ведущих публицистов с начала 90-х годов, по материалам подготовлен ряд публикаций (Пронин Е.И., Пронина Е.Е., Вербицкая Ю.А.). Разработаны также критерии анализа типов текста, отвечающих 6-и эволюционным ступеням развития парадигм мышления (Пронина Е.Е.). Мониторинг ведется около 20 лет. Анализ новых видов СМИ: блогов, социальных сетей, – позволит составить полное представление о характере эволюции массовой коммуникации, коллективной и индивидуальной психики.
На третьем этапе будут подведены итоги эмпирических исследований, подготовлены выводы общетеоретического и научно-практического характера, связанные с эволюцией идентичности коммуникатора и личности информационного общества, описана система профессиональных типо-синдромов в современной журналистике, рассмотрены факторы сохранения психологической суверенности в условиях информационного давления, разработаны рекомендации для системы профессионального образования в области журналистики, рекламы, PR и медиапсихологии.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 5 мая 2012 г.-31 декабря 2014 г. | Идентичность коммуникатора в глобализирующейся массовой коммуникации: журналистика, блогосфера, реклама и PR |
Результаты этапа: На завершающем году исследований по проекту были проведены следующие виды работ: 1. опрос и тестирование профессиональных журналистов методом on-line анкетирования, 2. осуществлен психо-семантический и контент-анализ дискуссий в ин-тернете о роли журналистов и функциях журналистики в современном мире, 3. обобщены данные, полученные на всех этапах исследования по проек-ту, 4. описана структура типов идентичности в современной массовой ком-муникации, определены динамические изменения личности в условиях информационного общества, 5. рассмотрены факторы и принципы психологической безопасности в условиях информационного шума и давления, 6. разработаны рекомендации для системы медиаобразования и подготов-ки специалистов в области медиатерапии, медиаэкспертизы и медиаа-налитики. Результаты исследования обсуждались на всероссийских и международных научных форумах (в том числе на международной конференции в КНР), под-готовлены публикации (на русском, английской и китайском языках). |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".