Анализ возможностей создания системы бесконтактной высокоскоростной лазерно-ультразвуковой дефектоскопии рельсовНИР

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 мая 2014 г. Разработка теоретических основ бесконтактной высокоскоростной лазерно-ультразвуковой дефектоскопии рельсов
Результаты этапа: В ходе выполнения первого этапа проекта проведен статистический анализ остродефектных рельсов с точки зрения типа и места зарождения и локализации дефектов. Показано, что максимальный процент таких дефектов приходится на поперечные усталостные трещины, возникающие под поверхностью головки рельса. На основании этого в качестве зондирующих акустических волн в системе бесконтактной ультразвуковой дефектоскопии рельсов было предложено использовать так называемые головные волны, возбуждаемые импульсным лазерным излучением в приповерхностном слое исследуемого объекта (рельса). Проведенный теоретический анализ и модельные эксперименты показали, что данный тип волн наиболее чувствителен к неоднородностям, локализованным под поверхностью исследуемого объекта на глубине порядка нескольких длин волн. В результате теоретического анализа процесса импульсной лазерной термооптической генерации головных ультразвуковых волн в металлах получены временные и спектральные характеристики импульсов таких волн. На основе этих результатов определен минимальный размер достоверно обнаружимых вертикальных подповерхностных трещин при использовании для генерации ультразвука лазерных импульсов субмикросекундной длительности: диаметр (раскрыв) трещины от 3 мм, глубина залегания до 40 мм. Полученные данные были использованы для разработки конструкции бесконтактного приемника ультразвуковых импульсов головных волн на основе электромагнитного акустического преобразователя и определены оптимальные режимы его работы. По результатам проведенных исследований были выработаны общие технические требования к прототипу полностью бесконтактной системы для высокоскоростной лазерно-ультразвуковой дефектоскопии рельсов.
2 1 июня 2014 г.-31 декабря 2014 г. Экспериментальный анализ возможностей прототипа системы для высокоскоростной лазерно-ультразвуковой дефектоскопии рельсов
Результаты этапа: Выработаны технические требования к узлам и компонентам прототипа системы для высокоскоростной лазерно-ультразвуковой дефектоскопии рельсов и собран прототип данной системы. Проведен ряд экспериментов и получены систематизированные данные по результатам лазерно-ультразвуковой дефектоскопии модельных объектов с дефектами типа вертикальных трещин различного размера и локализации, а также по контролю реальных образцов остродефектных рельсов после эксплуатации.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".