Имплицитное содержание единиц русской речи: Системное описаниеНИР

Источник финансирования НИР

грант РГНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 24 марта 2014 г.-30 ноября 2014 г. Имплицитное содержание единиц русской речи: Системное описание
Результаты этапа: Подготовлен первоначальный вариант текста I главы монографии "Имплицитное содержание единиц русской речи: Системное описание" под названием "Общая теория имплицитности". Глава содержит анализ истории изучения имплицитности, на основании которого предложено следующее определение имплицитного содержания: "Имплицитное содержание — это такое содержание, которое, не имея непосредственного выражения, выводится из эксплицитного содержания какого-либо из компонентов текста в результате взаимодействия этого содержания со знаниями получателя текста, в том числе с информацией, черпаемой получателем из контекста и ситуации общения". В главе предложены две классификации разновидностей имплицитного содержания: первая - с точки зрения характера передаваемой информации, вторая - с точки зрения отношения имплицитного содержания к коммуникативным намерениям отправителя текста, т.е. к тому содержанию, которое стремится передать этот отправитель. Показано, что с этой второй точки зрения целесообразно различать следующие три разновидности имплицитного содержания: текстовое имплицитное содержание, т.е. имплицитное содержание, передача которого отвечает явным коммуникативным намерениям отправителя текста; подтекстовое имплицитное содержание, т.е. имплицитное содержание, передача которого входит в скрытые коммуникативные намерения отправителя текста, и, наконец, притекстовое имплицитное содержание, т. е. имплицитное содержание, которое может быть выведено из текста, хотя его передача и не входила в коммуникативные намерения отправителя. Подготовлен раздел «Скрытые семантические категории и история их изучения» для II главы монографии "Текстовое имплицитное содержание". Под скрытыми семантическими категориями подразумеваются такие регулярные оппозиции значений в языке, которые не обладают специальным грамматическим показателем, но выражаются при помощи синтаксической трансформации. Предлагаются подходы к выявлению скрытых семантических категорий, управляющих маргинальными тенденциями в синтаксисе (колебанием нормы, возникновением ограничений на употребление синтаксической структуры). Проведенный анализ позволяет заключить, что семантические категории, обладающие грамматическим показателем, имеют тенденцию эволюционировать в скрытые семантические категории, выражающие значение синтаксическими средствами. Подготовлены два фрагмента для главы III "Подтекстовое имплицитное содержание". Первый из фрагментов посвящен рассмотрению идейного содержания художественного произведения с позиций лингвистики. Как показано в подготовленном тексте, с точки зрения современной лингвистики идейное содержание художественного произведения представляет собой импликации, которые выводятся получателем текста в результате взаимодействия воспринятого им содержания с жизненным опытом и знаниями этого получателя. При этом указанные импликации должны быть подтекстовыми, т. е. соответствующими коммуникативным намерениям автора. Примером некорректного филологического анализа идейного содержания является нередко встречающееся выведение таких импликаций, которые, хотя и не противоречат содержанию художественного текста, но их передача не входила в коммуникативные намерения автора. Хрестоматийный пример выведения подобных импликаций (в исследовании они названы "притекстовыми") - характерные для некоторых литературоведческих трудов советского периода попытки под видом идейного содержания обнаруживать в каждом из произведений русской литературы отражение одного из трех этапов освободительного движения в России по классификации В.И. Ленина. Другой подготовленный фрагмент главы III связан с анализом таких имплицитных компонентов текста политической дискуссии, которые направлены на противоречащее правилам корректного ведения спора и не осознаваемое участниками и наблюдателями этого спора воздействие на сознание адресатов. Подготовлен раздел под названием «Образ автора и образ адресата мемуарных, научных и рекламных текстов» для IV главы "Притекстовое имплицитное содержание". Как показано в данном разделе, теоретической основой для выведения из нехудожественного текста имплицитно отраженного в нем образа его автора может служить теория точек зрения повествователя, разработанная Б. А. Успенским применительно к художественным текстам. Иными словами, об образе автора нехудожественного текста можно судить на основании: 1) плана оценки, т.е. высказанных автором оценок лиц и событий; 2) плана выбора языковых средств, т.е. использованных автором языковых средств; 3) плана фактуальной информации, т.е. описанных в тексте фактов и событий; 4) плана психологии, т.е. описанных автором его чувств и эмоций. В свою очередь, теоретической основой для выведения из нехудожественного текста имплицитно отраженного в нем образа его предполагаемого адресата могут служить постулаты речевого общения Г. П. Грайса — постулаты категории Количества, категории Качества, категории Отношения и категории Способа. На основе анализа особенностей оформления любого текста, а также предположения о том, что, следуя постулатам Г. П. Грайса, его автор ориентировался на определенного адресата, можно определить образ предполагаемого адресата текста. Результаты работ по проекту получили отражение в 8 докладах на научных конференциях и в 11 научных публикациях.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".