ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В изучении психологической специфики присутствия человека в конструируемых мирах практика применения новых технологий идет впереди теории. В качестве попытки найти адекватные средства анализа в настоящее время развивается теория Presence (виртуального присутствия); к тому же представление о психологических зависимостях в настоящее время расширяется с целью охватить т.н. поведенческие зависимости, в частности, такой их подвид, как «технологические» зависимости (от компьютера, Интернета, смартфона и др.). Актуальной задачей является теоретико-эмпирическое обоснование указанных объяснительных концепций. Планируется выявить и классифицировать феномены «присутствия в конструируемых мирах» и «погружения» в такие миры с позиций опирающейся на процессы орудийного опосредствования культурно-деятельностной психологии, с привлечением теоретических позиций Presence (присутствия) и с опорой на психологию поведенческих зависимостей. Новизна заключается в рассмотрении всего спектра опосредствованных информационно-коммуникационными технологиями деятельностей (в первую очередь - познавательной, коммуникативной и развлекательно-игровой); в применении наряду с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского также и теоретических положений Presence (виртуального присутствия) и выходящего за рамки традиционно изучаемых (или т.н. химических) зависимостей представления о поведенческих (нехимических), в частности, технологических зависимостях. Предполагается рассматривать психологические (частично также педагогические и философские) основы опосредствованной деятельности в отвлечении от их технической реализации. Для изучения феноменов присутствия в конструируемых мирах будут использованы иммерсивные (способствующие «погружению» в них) системы виртуальной реальности, системы «дополненной», или «расширенной» виртуальной реальности (связанные с включением виртуальных элементов в реальное окружение), а также системы игровой онлайновой реальности и системы виртуальной коммуникации в компьютерных социальных сетях. Планируется выработать и представить как результат работы над проектом единую теоретическую схему для описания разнообразных способов «ухода» из окружающей реальности, практикуемых в настоящее время и, главное, опосредствованных информационно-коммуникационными технологиями. Среди таких способов первостепенное внимание будет уделено эффектам присутствия человека в конструируемых виртуальных мирах и феноменам психологических поведенческих зависимостей от Интернета, компьютеров, смартфонов, гаджетов, девайсов. Результаты работы над проектом имеют теоретическую и практическую значимость. Они состоят в следующем. Во-первых, планируется разработать объединяющую теоретическую схему для ситуаций индивидуального «ухода» от реальности посредством присутствия в конструируемых технологических мирах. Во-вторых, планируется разработать классификацию ситуаций присутствия в конструируемых мирах для применения ее в психологической и педагогической практике, для опоры на данную классификацию разработчиков новых виртуальных сервисов.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 3 марта 2014 г.-1 декабря 2014 г. | Психология присутствия в конструируемых мирах |
Результаты этапа: Запланированная на 2014 г. работа выполнена полностью. Участники проекта осуществили аналитическую и эмпирическую работу изучения психологии виртуального присутствия в конструируемых мирах. Так, в аналитическом плане осуществлено развитие концепции виртуального присутствия (presence) за счет описания такой формы presence, как социальное присутствие. Удалось операционализировать в психологическом плане принятую в этике модель «этического квадрата», состоящего из следующих типов морального сознания, а соответственно и стилей поведения: альтруистического, гедонистического, утилитаристского, перфекционистского. Такого рода стили поведения обладает, как было показано в проведенном исследовании, существенной спецификой применительно к сетевому общению, которое может пониматься как особый виртуальный мир, конструируемый самими пользователями. Продемонстрирована перспектива (и рассмотрены первые полученные результаты) виртуального повторения экспериментов в социально-психологической и общепсихологической проблеме «повинуемости» (obedience). В эмпирическом плане ведется пилотажное психологическое изучение процессов конструирования в виртуальных мирах: исследуются паттерны индивидуальной и совместной конструкторской деятельности, опосредствованной компьютерным и сетевым интерфейсом. Опубликованы 1 статья в ВАКовском журнале, 2 статьи в тематических сборниках, 1 тезис выступления на конференции. Запланированное расширенное переиздание монографии будет выпущено в течение 1-го квартала 2015 г. Сделаны 2 доклада на отечественной (с международным участием) и на международной конференциях. | ||
2 | 2 марта 2015 г.-18 декабря 2015 г. | Психология присутствия в конструируемых мирах |
Результаты этапа: | ||
3 | 15 февраля 2016 г.-16 декабря 2016 г. | Психология присутствия в конструируемых мирах |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".