Аккумуляция и трансформация углеводородов в урбаноземах транспортных зон мегаполисовНИР

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В. Ломоносова Соисполнитель

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 6 февраля 2014 г.-31 декабря 2014 г. Аккумуляция и трансформация углеводородов в урбаноземах транспортных зон мегаполисов
Результаты этапа: Определено суммарное содержание и показаны закономерности пространственного распределения УВ в почвах транспортных зон. Проведена оценка скорости аккумуляции УВ в урбаноземах транспортной зоны автомагистрали: 1800±150 мг/кг в год – на расстоянии 1 м и 150±20 мг/кг в год – на расстоянии 15 м. Исследованы особенности трансформации и деструкции УВ за первые 6 месяцев длительного эксперимента. Показано, что за первые полгода изменения выражены слабо. Суммарное содержание УВ значимо не отличалось от исходного состояния. Мы связываем это с подавленной микробиологической активностью исследуемых почв ввиду высоких уровней загрязнения и необходимостью длительного периода восстановления. Изучено состояние тяжелых металлов как сопутствующего УВ загрязнителя в почвах транспортных зон. Отмечено высокое валовое содержание в большинстве точек, на уровне 1-1.5 ОДК. Исследована опасность почв придорожных территорий по отношению к гидробионтам (Ceriodaphnia affinis, ФР.1.39.2007.03221). Показано, что урбаноземы на расстоянии 1 м от автомагистрали являются токсичными для гидробионтов - гибель особей составила 20% по отношению к контролю (отстоянная водопроводная вода), а в почвах на расстоянии 15 м – 5%. Спустя полгода эксперимента результаты составили 15% и 0% для почв на расстоянии 1 м и 15 м, соответственно.
2 18 мая 2015 г.-31 декабря 2015 г. Аккумуляция и трансформация углеводородов в урбаноземах транспортных зон мегаполисов
Результаты этапа: Были изучены особенности аккумуляции и распределения комплекса поллютантов в почвах транспортной зоны Минской улицы города Москвы. Минская улица – автомагистраль с интенсивностью движения около 125000 единиц автотранспорта в сутки. Объект исследования – почвы, прилегающие к автомагистрали. Образцы отбирались на расстоянии 1, 6, 10, 18 и 50 м от полотна дороги. Выявлено, что содержание нефтяных углеводородов, легкорастворимых солей и тяжелых металлов характеризуется экспоненциальным снижением по мере удаления от автомагистрали. Наиболее загрязненными являются почвы на расстоянии 0 - 10 м от полотна дороги (в разы превышая ПДУ/ОДК), характеризуясь резким падением концентрации по мере дальнейшего удаления от автомагистрали. Содержание загрязняющих веществ на расстоянии 50 м близко к фоновым значениям, характерным для почв города Москвы. Ключевыми факторами дифференциации пространственного содержания поллютантов являются ландшафт и особенности уборочных работ на автомагистрали. В ландшафте стоит отметить повышение рельефа по мере удаления от дороги и наличие плотной живой изгороди из кустарников на расстоянии 6 м, являющейся естественным барьером на пути распространения загрязняющих веществ. Особенностью уборочных работ является складирование по обочинам автомагистрали снежных масс, удаляемых с поверхности дорожного полотна. В периоды снеготаяния они выступают вторичных источником загрязнения прилегающих почв. Уборка дорог в летний период также является источником загрязнения, так как поллютанты со струями воды поступают в прилегающие почвы. Иной характер распределения по сравнению с тяжелыми металлами, солями, и нефтяными углеводородами имеют полиароматические углеводороды – их концентрация остается примерно одинаковой независимо от удаленности от дорожного полотна. Вероятно, их распространение связано с переносом ветром в сорбированном на минеральных частицах состоянии. Наличие ПАУ, обладающих высокой канцерогенной и мутагенной опасностью, говорит о потенциальной опасности даже удаленных от автомагистрали почв (на расстоянии 50 м). Для минимизации экологического риска и снижения опасности для здоровья населения можно рекомендовать регулярную замену почв вдоль автомагистрали чистыми почвогрунтами, формирование живых изгородей по обочинам дорог и вынос тротуаров для пешеходов на максимально возможное расстояние от дороги, как минимум, не ближе 10 м от полотна дороги.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".