ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Исследование направлено на изучение особенностей развития когнитивной сферы школьника. Для изучения закономерностей познавательного развития предполагается использование междисциплинарного подхода, включающего в себя когнитивную психологию, психологию развитию, генетику и нейронауку. Для исследования познавательного развития ребенка будут использоваться инновационные методы диагностики с помощью онлайн батареи когнитивных тестов. В исследовании также предполагается использование молекулярно-генетических методики (гены-кандидаты). Целью исследования является изучение природы и механизмов когнитивного развития.
The purpose of the research is to study the features of schoolchildren's cognintive functions development. It involves the use of interdisciplinary apply, that consists of cognitive psychology, developmental psychology, genetics and neuroscience. Child's cognitive development is researching using innovative methods such as diagnosis using an online cognitive tests and molecular genetic methods. The aim of the study is to explore the nature and mechanisms of cognitive development.
В настоящий момент проведено 4 волны лонгитюдного исследования, то есть охвачен весь период начального уровня школьного образования. В ходе реализации проекта уже получены 12000 наборов многомерных данных, каждый из которых содержит большое число индивидуальных данных каждого ребенка по целому ряду когнитивных характеристик, особенностей личности, мотивации, детско-родительских отношений, особенностей среды и показателей успешности обучения.
1. Близнецовые исследования. В исследовании природы индивидуальных различий когнитивных способностей на выборке близнецов младшего школьного возраста показано, что генетические факторы вносят существенный вклад в формирование индивидуальных особенностей невербального интеллекта. 89% фенотипической дисперсии невербального интеллекта объясняется генетическими влияниями. Анализ близнецовых данных (7500 пар) показал, что наследуемость измерений успешности по арифметике и чтению оказалась выше, чем наследуемость общего интеллекта в 7, 9 лет. Анализ данных показал, что средовые факторы объясняют большую часть изменчивости пространственных способностей (около 60%) и математических способностей (около 70%). 2. Молекулярно-генетические исследования личности и темперамента. В исследовании оценивались как отдельный эффект двух локусов (VNTR и 2319G>A) в гене переносчика дофамина (DAT1), так и роль определенных гаплотипов в формировании личностных свойств у 592 здоровых индивидов (мужчин и женщин), разной этнической принадлежности. В результате исследования у русских женщин была выявлена вовлеченность полиморфных маркеров 2319G>A и VNTR в формирование такой личностной черты, как “поиск новизны”, и отдельно маркера 2319G>A – в “зависимость от вознаграждения” (TCI). Был обнаружен эффект гаплотипов в гене DAT1 на выраженность “поиска новизны” у русских женщин и “настойчивости” (TCI) у женщин татарской этнической принадлежности. 3. Кросскультурные исследования когнитивных характеристик. Проведено исследование когнитивных характеристик у детей старшего дошкольного возраста Российской Федерации, Киргизской Республики и КНР. В исследовании приняли участие 510 детей старшего дошкольного возраста из РФ, Киргизской Республики и КНР. Во всех изученных популяциях только тестовые задания, требующие умения работать с несимволически выраженным количеством и его символическим эквивалентом, являются значимыми предикторами успешности выполнения арифметических действий в дошкольном возрасте.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Междисциплинарное исследование когнитивного развития |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Междисциплинарное исследование когнитивного развития |
Результаты этапа: Проведено кросскультурное исследование структуры взаимосвязей когнитивных характеристик (чувства числа, пространственной памяти и скорости переработки информации) и успешности решения математических заданий учащихся старшего школьного возраста России и Великобритании. Дисперсионный анализ показал статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для всех анализируемых показателей. Регрессионный анализ выявил универсальные когнитивные предикторы успешности решения математических заданий: умение точно устанавливать позицию числа на ментальной линии; умение сравнивать не символически выраженные количества; объем пространственной памяти. В кросскультурном исследовании структуры взаимосвязей между восприятием детьми младшего школьного возраста материнского отношения и интеллектуальными показателями детей на выборках России и Кыргызстана был выявлен статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для интеллектуального показателя и трех аспектов материнского отношения, оцениваемых детьми, – эмоционального принятия, позитивного участия и агрессивной отчужденности. В среднем кыргызские дети воспринимают отношение матерей как более эмоционально принимающее и менее отвергающее, по сравнению с российскими сверстниками. Регрессионный анализ выявил предикторы интеллектуальных показателей: на российской выборке – восприятие ребенком материнского отношения как эмоционально отвергающего; на кыргызской выборке – степень агрессивной отчужденности матери, оцениваемая ребенком. Показано, что вклад этих воспринимаемых аспектов материнского отношения в интеллектуальные показатели ребенка зависит от сложности интеллектуальных тестовых заданий. | ||
3 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Междисциплинарное исследование когнитивного развития |
Результаты этапа: Анализа кросс - культурных данных по показателям когнитивного развития, личностных черт, мотивационной сферы и успешности в обучении, направленного на идентификацию индивидуально-психологических факторов успешности в обучении на всем протяжении школьного возраста. В 2020 году анализировались способности к числовой оценке у российских школьников. Была исследована точность числовой оценки у российских школьников с 1 по 11 классы, и были получены результаты, сопоставимые с результатами из других популяций. Результаты текущего исследования устойчивы как по размеру, так и по выборке. Выборка, использованная в настоящем исследовании, включала в себя различные социально-экономические слои и города России. По сравнению с другими исследованиями, оценивающими числовую оценку с помощью задач на числовой линии, текущая выборка охватывала более широкий возрастной диапазон, что позволило провести более полную оценку развития способностей к числовой оценке. Данные, собранные в проекте, в сочетании со сложными статистическими процедурами позволили идентифицировать конкретные показатели когнитивного развития, которые формируют индивидуальные различия в успешности обучения на всем протяжении школьного образования. В частности, показано, что структура связей между когнитивными способностями и успешностью в обучении задается универсальной для всех этапов школьного возраста моделью: скорость переработки информации представляет собой ключевой предиктор интеллекта, рабочей памяти и чувства числа, которые, в свою очередь, вносят вклад в индивидуальные различия в академической успешности. В то же время выявлена специфика взаимосвязей отдельных когнитивных показателей и академической успешности на каждом из уровней школьного обучения. На данных этого проекта рассчитано, что в период от начального до полного уровня общего образования уменьшается размер вклада когнитивных способностей в индивидуальные различия в академической успешности, что связывается с возрастающей ролью в процессе обучения иных, не-когнитивных показателей развития (например, личностные черты и особенности мотивационной сферы). | ||
4 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Междисциплинарное исследование когнитивного развития |
Результаты этапа: | ||
5 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Междисциплинарное исследование когнитивного развития |
Результаты этапа: | ||
6 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Междисциплинарное исследование когнитивного развития |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".