ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
XVIII век является ключевым в истории формирования современной русской ментальности и культуры, русской литературы и русского литературного языка современного типа. Несмотря на интерес, который вызывает в современной гуманитарной науке этот период, за границами научных исследований традиционно остаются проблемы взаимодействия русского и церковнославянского языков в эту эпоху, а также судьба церковнославянского языка в постпетровской культуре XVIII века. Разделение секулярной и церковной культуры, традиционно наблюдающееся в научных работах XX века и наследующих им современных научных школах, представляется во многом искусственным и политически обусловленным. Таким образом, назрела необходимость рассматривать историю русской культуры XVIII века как единый процесс, ориентируясь на существовавшие исторические связи. Важнейшим элементом культуры является языковая ситуация, а ключом к ее пониманию может стать опора на анализ линвгистического образования, которое получали ведущие деятели русской культуры (как светской, так и церковной). Таким образом, исследование культурно-лингвистической обстановки в духовной среде 18 века с опорой на лингвистические особенности и языковую компетенцию представителей церковной среды позволит выявить модели взаимодействия секулярной и церковной культур в 18 веке, заложившее специфику русской культуры современного типа.
Данное исследование позволило расширить наши представления об истоках формирования русского литературного языка: изучение культурно-лингвистической ситуации внутри церковной среды восполнило недостающую информацию и позволило более объемно взглянуть не только на историю русской церкви в 18 веке, но и в целом - на основы культурного типа, сформировавшиеся в русском обществе в 18 веке и актуальные до сих пор. Исследование лингвистической компетенции представителей церковной среды позволило также увидеть актуальные в 18 веке культурно-исторические связи русской православной церкви с европейскими странами (в первую очередь Германией и Францией), что, в свою очередь, позволило по-новому оценить роль русской церкви в жизни общества 18 века. Выявление содержания духовного образования и анализ существовавших учебных программ и методов преподавания языков позволило по-другому оценить культурный уровень выпускников духовных академий и семинарий, в том числе тех, кто становился переводчиками, преподавателями светских учебных заведений, медиками, учеными. Исследование также позволило описать русское общество 18 века как единое, во всем богатстве взаимосвязей, существовавших между духовной и светской средой. Каталогизация и описание архивных документов ввело в научный оборот и сделало более доступными исследуемые материалы для других исследователей; выборочная публикация с культурно-лингвистическим комментарием ранее не публиковавшихся произведений также ввело в научный оборот ценные источники по истории языка и культуры 18 века.
грант Президента РФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 февраля 2014 г.-30 ноября 2014 г. | Церковнославянский язык и его место в церковном дискурсе XVIII века |
Результаты этапа: Исследование лингвистической компетенции отдельных представителей церковной среды; лингвистический анализ текстов на разных языках, созданных учащимися духовных учебных заведений. Изучение методов преподавания ин. яз. в сопоставлении с рус. и цсл.яз. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".