ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проблема, стоящая в центре исследовательской программы, делает необходимым применение комплексного подхода. При разработке проблематики исследования использовались следующие теоретические и методологические основания, а также концептуальные подходы: 1) общенаучные принципы социокультурной детерминированности психических процессов и явлений (Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, В.В. Иванов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Х. Маркус и С. Китаяма, Б.Ф. Поршнев, С.Л. Рубинштейн, Г. Триандис, Э. Фромм, Г.Г. Шпет, Э. Эриксон и др.); и, прежде всего, междисциплинарная культурно-историческая теория Л.С. Выготского (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, М. Коул и др.); 2) теории социальной идентичности (А. Тэшфел, Дж. Тернер, В. Дуаз) и социальной самокатегоризации (Дж. Тернер); 3) концепция социального конструкционизма (В. Вагнер, К. Герген, Дж. Поттер, Р. Харре и др.); 4) теория социальных представлений (Ж-К.Абрик, П.Вержес, А.И.Донцов и Т.П.Емельянова, И.Маркова, С.Московиси и др.); 5) нарративный подход (Дж.Брунер, Т.Р.Сарбин, В.Лабов, М.Уайт). Теоретической предпосылкой исследования послужил развиваемый кафедрой социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Г.М. Андреевой подход к изучению процессов социального восприятия и познания в контексте реальных социальных групп. Предлагаемое исследование предполагает реализацию трех этапов в соответствии с его тремя основными задачами, а именно: 1) на первом этапе предполагается выявить то, как понимаются и интерпретируются социальные проблемы на уровне обыденного сознания, а также проанализировать социально-психологические факторы формирования этого понимания; 2) на втором этапе - выявить и сравнить особенности восприятия, переживания и реагирования на проблемы различных групповых субъектов; 3) на третьем этапе - выявить факторы, определяющие специфику переживания социальных проблем различными социальными группами, разработать систему диагностических показателей, раскрывающих характер переживания социальной группой актуальных социальных проблем. Выполнение дополнительной задачи планируется параллельно с этими тремя этапами, так как содержательно предполагается использование тех же процедур, но в отношении конкретных коллективных переживаний стыда и вины. Реализация каждого этапа предполагает разработку или адаптацию адекватного инструментария, а также проведение пилотажного исследования как для уточнения элементов этого инструментария, так и для самого объекта исследования. Выбор основных методов для реализации сформулированных задач определяется предположением о том, что при изучении коллективных переживаний в целом требуется основываться на анализе таких основных элементов, как: 1) восприятие и интерпретация социальных процессов и условий как проблемных, не удовлетворяющих потребностей, желаний, целей различных коллективных субъектов; 2) эмоциональное отношение к социальным проблемам; 3) содержание и структура переживаний людьми социальных проблем на индивидуальном и групповом уровнях. Другими словами, социальные проблемы носят во многом сконструированный характер, т.е. являются результатом деятельности группового сознания, мыслительной конструкцией, в которой выражаются отношения коллективного субъекта к тем или иным аспектам социальной реальности. Эти стержневые элементы важны не только в контексте формирования коллективных переживаний социальных проблем. Особый интерес представляет и то, как на этом основании разработать систему диагностических показателей, с помощью которых можно выявить или спрогнозировать психологический отклик на те или иные социальные изменения в российском обществе. Комплексный подход, заявленный в исследовании, предполагает использование качественных и количественных методов исследования. Таким образом, основные методы нашего исследования таковы: опрос (в виде анкетирования и фокус-групп), контент-анализ различных документов, печатных и Интернет-СМИ, нарративный анализ, дискурс-анализ, метод экспертных оценок, метод триангуляции. В качестве примера конкретных методик можно указать следующие: методика свободных ассоциаций, методика для выявления различных видов социальной идентичности. Учитывая особенности изучаемого объекта и заявленного подхода, мы планируем использовать элементы проективных методик. Для обработки и анализа полученных данных предлагается использовать программы SPSS 15.0, Excel 6.0. С помощью этих программ будет выполнены процедуры на различных уровнях статистики, а именно: на уровне описательной статистики (одномерная статистика), на уровне проверки предположений о связи двух переменных, а также на уровне проверки предположений о взаимосвязи нескольких переменных. В частности, будут использоваться процедуры кластерного и факторного анализа, подсчет коэффициентов корреляции, а также подсчет Хи-квадрата и ряда других статистических критериев. В 2012 году предполагается реализация первого этапа, а также подготовка второго этапа исследования, ибо второй этап предполагает реализацию полномасштабного исследования, сочетающего различные методы сбора информации для выявления особенностей восприятия, переживания и реагирования на социальные проблемы различных групповых субъектов. Подготовка второго этапа требует не только разработки инструментария и уточнения основных параметров выборки для проведения анкетирования в каждой интересующей нас группе респондентов, но и уточнения основных параметров выборки (уточнению здесь подлежат конкретные издания, которые будут проанализированы), а также разработки и пилотажного исследования категориальной сетки для процедуры контент-анализа. В соответствии с дополнительной задачей аналогичные шаги будут предприняты для проведения исследования переживания стыда и вины социальными группами различной степени общности, варьируемые, прежде всего, по параметру «реальный/виртуальный». В конце 2012 года предполагается подготовить серию работ, отражающих общую социально-психологическую концепцию по исследованию коллективных переживаний социальных проблем, а также анализ первых эмпирических результатов. На основе полученных результатов планируется подготовить материалы для участия в тематических конференциях. В 2013 предполагается выполнить второй исследования. В соответствии с поставленной задачей в ходе эмпирических исследований планируется выявление и сравнение особенностей восприятия, переживания и реагирования на различные социальные проблемы некоторых групповых субъектов (в том числе Интернет-сообщества). В 2014 году предполагается провести третий этап - выявить факторы, определяющие специфику переживания социальных проблем различными социальными группами, разработать систему диагностических показателей, раскрывающих характер переживания социальной группой актуальных и потенциальных социальных проблем, и завершить реализацию исследовательского проекта, на основе которого будут подготовлен ряд публикаций для ведущих отечественных журналов, материалы для участия в тематических конференциях, а также рукопись обобщающей монографии общим объемом 15 п.л. В ходе выполнения второго и третьего этапов исследования мы допускаем возможность формулирования и разрешения ряда вспомогательных задач, которые, с одной стороны, связаны с первым этапом, с другой – со спецификой изучаемой проблемы. Надежность и достоверность предполагаемых результатов будут обеспечиваться за счет исходных научно-методологических принципов, использования сложного комплексного инструментария, включающего использование количественных и качественных методов исследования, значительного объема выборки, многоуровневой обработки и интерпретации результатов. Результаты, которые будут получены в ходе данного исследования, позволят ответить на ряд теоретических вопросов, касающихся социально-психологических закономерностей восприятия и переживания групповыми субъектами социальных проблем, структуры этих переживаний и факторов их формирования. Наряду с этим, ожидается, что результаты позволят сделать определенный вклад в разработку таких социально-психологических областей, как психология социального познания, этнопсихология, гендерная психология, психология конфликта, психология межгрупповых отношений, а также получить новое знание в связи с анализом социальных изменений. Более того, предполагается сформулировать ряд конкретных рекомендаций по разработке технологии социально-психологической экспертизы разрабатываемых и реализуемых инновационных проектов.
Развитие социальной психологии связано с включением в рамки исследований социального контекста изучаемых явлений, т.е. реальных проблем общества. В нашей стране еще в 70-е гг. ХХ века в работах по социальной психологии предлагалось анализировать психологическую сторону социальных явлений. В 1986 г. была проведена Школа молодых ученых МГУ «Психология социальных проблем», на которой был осуществлен социально-психологический анализ происходивших в стране преобразований (Андреева, 2009, Рикель, Соловьева, 2011).Однако в проводившихся до настоящего времени исследованиях внимание преимущественно обращалось на когнитивную компоненту «групповой реакции»,на те или иные социальные события. Нами было выдвинуто утверждение, что социально-психологический подход к изучению процессов изменений в обществе должен включать в себя анализ не только процессов социального познания в условиях трансформации социальных условий, но и эмоциональных реакций, ожиданий и страхов, вызванных переменами, групповых чувств и переживаний. Проект «Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного российского общества» был направлен на изучение социально-психологических механизмов восприятия и переживания социальных процессов как проблем, а также на выявление факторов, определяющих специфику переживания различных социальных проблем представителями различных социальных групп российского общества. Заявленная цель предполагалапоследовательную реализацию трех этапов исследования: 1) на первом этапе предполагалось выявить то, как понимаются и переживаются социальные проблемы на обыденном уровне, а также проанализировать социально-психологические факторы, определяющие такое понимание и переживание; 2) на втором этапе - выявить и сравнить специфику переживания некоторых социальных проблем представителями различных социальных групп российского общества; 3) на третьем этапе - выявить социально-психологические факторы, определяющие отношение к социальным проблемам и совладание с ними различных групповых субъектов. В ходе реализации проекта проводились теоретические и эмпирические исследования социальных и психологических факторов и социально-психологических механизмов, определяющих специфику переживания социальных проблем представителями различных групп российского общества. Были проанализированы различные теоретические подходы, прежде всего деятельностный и конструкционистский, к изучению рассматриваемых феноменов. Выявлено, что категория переживания, являясь одной из важнейших в психологической науке, до настоящего времени не стала предметом всестороннего и целенаправленного изучения. Среди авторов до сих пор нет единства в определении понятия «переживание». В отечественной психологической литературе можно встретить самые разные определения: от отнесения переживания к эмоциональной сфере как «эмоционального отклика человека на явления внешнего мира и свои поступки и мысли» до включения в само переживание когнитивного аспекта – как состояния, объединяющего в себе эмоцию и знание. В рамках социальной психологии проблема переживания получила новую интерпретацию. Здесь необходимо вспомнить идеи Г.Г. Шпета о коллективных переживаниях как типических переживаниях людей, в которых отражается отношение народа ким же «созданным» духовным ценностям». Идеи Г.Г. Шпета, предлагавшего изучать не продукты культуры - даже духовной - как таковые, а связанные с ними переживания людей, перекликаются со все увеличивающимся в наши дни стремлением психологов выявить, как те или иные не только элементы культуры, но и ситуации их жизни и социальные проблемы отражаются в сознании людей, «существуют в их головах».В современной отечественной психологической литературе коллективные переживания либо определяют просто как «тождество эмоционального состояния людей, входящих в социальную общность», либо, на основе идей С.Л. Рубинштейна о неразделимости в сознании эмоциональных и когнитивных процессов, предпринимаются попытки создания нового направления — изучение позитивных коллективных эмоциональных переживаний. При этом коллективные эмоциональные переживания называются также коллективными или групповыми эмоциями и понимаются как «разделяемые членами социальных групп переживания, имеющие значение как на уровне индивидуальной психики, так и на уровне группы (макрогруппы)» (Тихомирова, 2011, с. 312). Анализ зарубежной литературы показывает, что современные авторы, как правило, используют понятие «социальные эмоции», а не «переживание».К этому следует добавить, что зарубежные социальные психологи рассматривают эмоции на межличностном, внутригрупповом и межгрупповом уровнях, т.е. как социальные эмоции в самом широком смысле слова (Hogg, Vaughan, 2011; Manstead, 2010). В настоящее время существуют два основных подхода к пониманию групповых эмоций. В первом случае групповые эмоции понимаются как сумма эмоций членов группы. При втором подходе исследуется, как групповые динамические процессы определяют эмоциональные переживания членов группы и их поведение. Кроме того, были проанализированы основные подходы к пониманию эмоций в современной психологии с акцентом на социально-психологической специфике этих подходов. Было выделено три основных подхода: эмоции как социальные конструкты; эмоции как естественные дискретные сущности; эмоции как не рассматриваемые научно непрерывные обыденные сущности. Социально-конструкционистскиетеории позволяют анализировать эмоции социально-психологически, обозначая их место в процессах общения в конкретных социальных ситуациях, а также описывая культурные детерминанты социального переживания определенных эмоций. Основной проблемой, которую решают конструкционистские теории, является конструирование субъектом эмоционального переживания с помощью языковых средств, выделение культурных и ситуативных норм переживания, выражения и коммуникации эмоций, что позволяет включить эмоции в контекст социально-психологических процессов, таких как социальное познание, общение, взаимодействие в рамках групп.В рамках второго подхода (эмоции как дискретные сущности) стоит отметить многокомпонентную теорию эмоций К.Шерера, в рамках которой эмоция описывается через содержащиеся в ней компоненты, прежде всего, когнитивный (эмоция как оценка события), мотивационный (эмоция как интенциональное действие или тенденция к действию), физиологический (эмоция как телесные изменения) (Scherer, 2005, 2010; Mulligan, Scherer, 2012). Каждая эмоция представляет собой особое сочетание этих компонентов (и некоторых других, таких как субъективное переживание, экспрессивное поведение и т.п.).В социальной психологии эмоций наибольшее распространение получили теории, разработанные в русле именно этого подхода.Согласно теории социального разделения эмоций они являются социальными по природе, и человек практически всегда делится своими переживаниями с другими.При рассмотрении эмоций как непрерывных сущностей основным понятием является понятие ядерного аффекта – непрерывного аффективного состояния (понимаемого шире, чем просто эмоциональное состояние), измеряемого по двум параметрам-шкалам: гедонизма (удовольствие-неудовольствие) и активации (активация-дезактивация). Все субъективные состояния, как эмоциональные, так и неэмоциональные (безмятежность, созерцательность, боль и др.), являются определенным состоянием ядерного аффекта (Russell, 2003).Эмоциональный эпизод представляет собой второе ключевое понятие этого подхода и определяется как событие, которое входит в определенную эмоциональную категорию, например страха (Russell, 2003). Понятие переживания (в том числе социального переживания) оказывается связующим звеном между различными уровнями изучения эмоций: психофизиологическим, выражающимся в понятии ядерного аффекта, и социально-психологическим, выражающимся в понятии эмоционального эпизода. В ходе проекта также был проанализирован деятельностный подход к пониманию переживания. На основе данного анализа было выдвинуто положение о том, что мотивация представляет собой процесс наполнения смыслами наиболее значимых стимулов совместной деятельности, в результате которого у человека формируется структура ценностно-смысловых представлений, «схематизмы сознания», которые в свою очередь определяют устойчивые эмоциональные переживания-состояния человека, такие как оптимизм-пессимизм, удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью, т.е. его психологическое благополучие или неблагополучие в целом. После обобщения всехпроанализированных представлений о коллективных эмоциях и переживаниях, нами было предложено следующее рабочее определение: коллективное переживание – это достаточно протяженное по времени когнитивно-эмоциональное состояние, в котором отражается отношение к каким-либо объектам, процессам или условиям, и субъектом которого является группа людей. И это более или менее осознанные эмоции и осознанная мотивация. Сюда включаются эмоциональные реакции, ожидания и страхи, вызванные социальными изменениями, происходящими в обществе, общие чувства и переживания, сопровождающие восприятие и интерпретацию тех или иных социальных проблем. Коллективные переживания объединяют членов тех или иных социальных групп. Это совместные переживания людей. Кроме того было проанализирована причина интереса к категории социальной проблемы в науке, история появления самой категории социальной проблемы. Рассмотрены различные определения данного термина. Приводятся актуальные свойства социальной проблемы: критерии ее появления, сроки ее «жизни». Обсуждается роль социальных психологов в решении социальных проблем. Отдельно рассмотрены роль и история работы SPSSI (SocietyforthePsychologicalStudyofSocialIssues – Общества психологического исследования социальных проблем). Проводится мета-анализ основных социальных проблем, изучаемых психологами. Отдельное внимание уделяется анализу объективистского и конструкционистского подходов к пониманию социальных проблем. Сделан вывод об отсутствии однозначного преимущества одного подхода над другим и необходимости их синтеза для получения наиболее адекватных научных результатов. Переживание – предельно широкая психологическая категория. Она становится более конкретной, когда мы рассматриваем ее в связи с объектом переживания. В контексте исследований нашего проекта объектом переживания является социальная проблема. Можно сказать, что социальная проблема – это коллективное переживание неразрешимого социального противоречия. Такое понимание задает несколько аспектов психологического анализа социальных проблем. Не всякое социальное противоречие становится социальной проблемой – важно понять, какие сущности вступают в противоречивые отношения, и какие свойства этих противоречий делают их проблемами для социума. Также необходимо охарактеризовать социальных субъектов, способных коллективно переживать социальные противоречия, и раскрыть само содержание этих переживаний. В самом общем виде универсальная структура социальной проблемы включает противоречие между общественно желательным и воспринимаемым действительным, складывающееся из общественной потребности и ограничения ее реализации, из социальных субъектов, оказавшихся перед лицом этого противоречия, либо сторон, столкнувшихся в этом противоречии. Структура проблемы также включает характер осознания противоречия социальными субъектами, перспективы развития ситуации, коллективные представления об альтернативах решения проблемы. Основа социальной проблемы – социальное противоречие, которое существует либо между разными социальными субъектами, либо между противоречивыми интересами одного социального субъекта, либо между субъектом и внешними обстоятельствами. Эти основы противоречий порождают проблемы разного рода. В случае, когда разные социальные субъекты сталкиваются в конфликте, воспроизводится ситуация по одной из вечных сюжетных тем. Все эти сюжеты зафиксированы в истории и описаны в литературе, а накопленная человечеством статистика расставляет их по рейтингу. Проблемы этого типа имеют в большей степени социальную, чем психологическую природу.Противоречивые интересы одного и того же социального субъекта, наоборот – относительно независимы от изменчивой социальной ситуации, но неизбежны в силу противоречивости психологического устройства самого социального субъекта. Когда же содержание социальной проблемы образуется из столкновения общественной потребности с ограничениями социального порядка, которые эти общественные потребности сдерживают, мешают им реализоваться или ставят перед сложным выбором, создается напряжение между активным субъектом и обезличенной средой. Социальное противоречие этого рода является проблемой, если ограничение непреодолимо. Если же у этой задачи есть решение, то социальной проблемой оно не станет, хотя какое-то время может так восприниматься. Так возникают «социальные вопросы»: когда-нибудь они решатся и исчезнут. Действительные проблемы этого рода не исчезнут никуда, поскольку в их случае общественные потребности упираются в непреодолимые обстоятельства. Примеры таких препятствий – нестабильность природных стихий, конечность природных ресурсов, неоднородность социальных групп. До тех пор, пока социум может контролировать эти факторы, связанные с ними противоречия остаются социальными вопросами, эффективно решаемыми соответствующими социальными институтами. Когда факторы выходят из-под контроля социальных институтов, они становятся социальными проблемами этого особенного типа – столкновения с непреодолимыми внешними обстоятельствами – и наряду с противоречиями социальной и психологической природы образуют еще один тип, который можно назвать экологическим. Чаще всего как проблемы воспринимаются негативные явления, препятствующие стремлению социума к идеальному состоянию и вызывающие желание их устранения. Но теоретически возможен и противоположный случай: действительность представляется неоправданно позитивной и требует коррекции в сторону ухудшения. Например, может вызывать общественное возмущение благодушное отношение к какому-либо явлению. Этот вариант встречается реже, но благодаря ему диапазон социальных проблем выходит за рамки перечисления только негативных явлений. Социальная проблема принципиально неразрешима, в отличие от задач, для которых есть решения, и от вопросов, для которых есть ответы. Фатальная неразрешимость задач, принципиальное отсутствие ответов на вопросы относит их к категории проблем. Системным свойством проблемы является то, что лежащее в ее основе противоречие возникает всегда и везде, и не бывает окончательно разрешено нигде и никогда. Невозможно в изменчивом мире найти стабильный баланс между желательным и действительным. Из этого следует, что противоречия, порождающие современные проблемы наркомании, ксенофобии, аддикций, существовали, пусть в невыраженной (неосознаваемой) форме, и в античных культурах, и у кочевых племен. В связи с нерешаемостью социальных проблем у них появляется аспект амбивалентности. Он выражен слабо, когда препятствием для реализации общественной потребности являются, например, силы природы. Если же суть противоречия - в противоположных интересах разных социальных субъектов, то социальная проблема видится ими по-разному, и может иметь диаметрально противоположное нравственное толкование. Вторая составляющая социальной проблемы – характер осознания ее социальным субъектом. Эта характеристика социальных проблем определяется дистанцией между объективным противоречием и его отражением в общественном сознании, а также характером этого несовпадения. На основе сформулированных концептуальных построений был проведен ряд эмпирических исследований. В рамках темы проекта проведена работа по конкретизации социальных противоречий, отражаемых массовым сознанием в виде актуальных тем социальной рекламы. Ее результаты зафиксированы на портале http://onlineuniversity.ning.com в разделе, посвященном выбору студентами ВУЗов разных стран перспективных тем для кампаний социальной рекламы. За годы наблюдений сформировался тематический рубрикатор направлений идеологической пропаганды, воспринимаемых населением в лице учащейся молодежи, как проблемный набор общественной нравственности. Обнаружилось, что этот набор ограничен теми вопросами, которые уже обсуждаются в СМИ и в педагогическом общении воспитателей и учеников на всем протяжении существования задокументированного педагогического дискурса. Отсутствие сколько-нибудь значимого количества оригинальных тем в сотнях предложенных социальных проблем для кампаний социальной рекламы указывает на то, что репертуар социальных проблем ограничен и воспроизводится циклически. В продолжение темы анализа репертуара социальных проблем собран материал об общественных задачах, не имеющих прямого решения и требующих эвристического подхода. В этом обозначилось понимание проблемного – неразрешимого – содержания социальных проблем. В общем смысле найдено универсальное решение типовой проблемной задачи – оно никогда не бывает окончательным, всегда бывает оперативным, и для решения сложных проблем сложился целый арсенал методических средств, релевантных конкретным случаям. Идее осмысления возможностей управления процессом решения социальных проблем были подчинены учебные и прикладные работы. Проведено исследование социальных проблем как категорий конструирования социального мира группой студенческой молодежи. По результатам эмпирического исследования социальная реальность студенческой молодежи представлена следующим образом: в обществе отсутствуют общекультурные ценности, нет национальной идеи, наблюдается культурная и интеллектуальная деградация общества; общество бедно не только духовно, но и материально - в нем много бедных, есть дети-беспризорники, очевидна нищета пожилых людей, в этом обществе присутствуют межэтнические конфликты, а толерантность отсутствует, очевиден рост национализма.Обнаружены гендерные отличия в восприятии социальных проблем. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик совладания с трудными жизненными ситуациями и эмоциональных состояний субъекта на выборке учителей из Москвы и Ташкента. Выявлены особенности этой взаимосвязи для двух подгрупп респондентов: с высоким и низким уровнем профессионального выгорания, а также кросс-культурные различия данной взаимосвязи. Также проведено эмпирическое исследование взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью (пессимизм-оптимизм) и содержанием и особенностями структуры представлений о счастье группы социально активной молодежи (153 респондента). Результаты исследования показывают, что социальные представления о счастье у оптимистов и пессимистов существенно различаются. Проведены исследования переживания социальных проблем жителями сельского социума (на основе анализа материалов СМИ) и взаимосвязи между оценкой справедливости трудового процесса и структурой трудовой мотивации совместной деятельности у наемного персонала. Было проведено исследование, цель которого - выявление комплексной взаимосвязи между оценками успешности карьеры у сотрудников различных организаций и структурными компонентами профессиональной Я-концепции. Выявлены особенности переживания такой социальной проблемы как отношение к успешности собственной карьеры сотрудниками в зависимости от того, выступает ли объектом оценки собственная карьера или карьера коллег по работе. Сделан вывод об усложнении существующих моделей успешности за счет использования сотрудниками в качестве критериев успешности стандартов, как вертикальной, так и горизонтальной карьеры. В ходе реализации проекта было проведено комплексное исследование вовлеченности персонала российских компаний. Вовлеченность является важным условием эффективной работы и развития как частных, так и государственных организаций. В исследовании были проанализированы подходы к изучению вовлеченности как российских, так и западных экспертов. Была сформирована модель вовлеченности, адекватная российской практике, и представлены результаты исследования вовлеченности персонала в российских компаниях. На основании проведенных эмпирических исследований и осмысления их результатов предложены примеры действий по управлению вовлеченностью персонала. Было проведено изучение переживания сотрудниками ситуаций потери стабильности как в рамках организационных изменений, целенаправленно реализуемых руководством компаний, так и при спонтанно развивающихся кризисных процессах. Были выделены основные субъективные факторы переживаний дестабилизации: сокращение перспектив личного планирования, утрата контроля над собственной жизнью, снижение уровня социального оптимизма. Было отмечено, что руководство предприятий, на которых проводятся необходимые, но часто болезненные для персонала реформы, может минимизировать психологический ущерб, который претерпевают сотрудники. В ситуации реализуемых изменений важно реализовывать программы эффективного информирования. Формируя «саморазвивающуюся» и устойчивую к изменениям организацию, следует развивать условия, в которых у сотрудников будет расти чувство контроля над своей жизнью: систему мотивации, понятную и отражающую в доходах каждого его личностный вклад; справедливые и объективные механизмы выделения наиболее эффективных сотрудников и продвижения их по карьерной лестнице; возможности устранить барьеры продуктивной работе на каждом рабочем месте. Ряд исследований был посвящен изучению социального конфликта как формы проявления социальной проблемы. Основным предметом исследований была феноменология социального переживания межгруппового социального конфликта. В ходе теоретического анализа были рассмотрены когнитивные и эмоциональные аспекты этого процесса. Были описаны основные коллективные эмоции, сопровождающие переживание конфликта, а также связанные с ними особенности восприятия и социального конструирования конфликтной реальности. Это такие эмоции, как 1) страх (одна из движущих сил насильственного конфликтного поведения, снижающая критичность восприятия, приводящая к сужению когнитивной сферы, определяющая переход к более примитивным, оценочным формам восприятия в конфликте); 2) гнев и ненависть, как ответ на пережитые боль и страдание (интенсивность которых связана с приписываемой преднамеренностью и осознанностью действий противника);3) унижение (часто связаное с уверенностью в праве на месть, а сформулированная история унижения приводит к появлению устойчивой враждебности к чужой группе, превращая конфликт в трудноразрешимый); 4) вина (часто выполняющая функцию социального контроля - если члены группы принимают вину за прошлую агрессию в отношении чужой группы, то они воздерживаются от новых актов насилия); 5) надежда (мощная позитивная сила в конфликте, позволяющая членам групп представлять себе будущее, отличающееся от прошлого и негативного настоящего, соглашаться на компромисс, добиваться творческих решений в ходе конфликта и принимать возможные риски). Устойчивый психологический конфликтный контекст, который влияет на каждого члена конфликтующей группы, приводит к тому, что участники затяжных конфликтов отличаются конкурентным мировоззрением, меньшей гибкостью мышления, склонностью к «черно-белой» интерпретации событий, высокой чувствительностью к любым признакам угрозы. Всё это способствует поддержанию высокого уровня сплоченности внутри конфликтующих групп. Было рассмотрено влияние современной информационной среды, СМИ на поддержание полярного видения конфликтной реальности представителями враждующих групп. Для проверки данных теоретических положений было проведено несколько исследований конструирования представлений о социальных проблемах в СМИ с помощью метода дискурс-анализа. В частности, было проанализировано конструирование представлений о действиях участников конфликта как несправедливых и роль этого процесса в поддержании у целевой аудитории определенного взгляда на конфликт (на материале публикаций по делу «PussyRyot»). На основании анализа риторических средств и интерпретации полученных данных было обнаружено, что позиции участников в рассматриваемом конфликте задаются через три ключевые стратегии обращения к категории справедливости, что позволяет выделить три интерпретативных репертуара: 1. Акцентирование дистрибутивной несправедливости/справедливости - указание на факты нарушения/соблюдения норм справедливого распределения (в частности, нормы беспристрастности (воздаяния по заслугам); 2. Моральное исключение, позволяющее оправдывать несправедливые действий по отношению к членам дискриминируемых групп (обоснование того, что в силу своих личностных качеств, тяжести совершённого деяния подсудимые исключаются из круга людей, которые достойны справедливого результата, по отношению к которым возможно проявление милосердия и применение справедливых процедур); 3 Апелляция к нарушению нравственных и правовых процедур, используемая выступающими за несправедливость наказания подсудимых. Кроме того, с помощью дискурс-анализа текстов СМИ, посвященных описаниям конфликтных событий и участников конфликта (на материале «Украинского конфликта»), сделанных с разных позиций, были выделены средства определенного позиционирования сторон конфликта, особенности описания конфликтных событий при помощи фактологического и эмоционально-аналитического дискурса; анализ атрибутивного искажения и атрибуции заговора при объяснении причин конфликтных событий. Был проведен анализ интерпретативных репертуаров, используемых для формирования представлений и отношения к такой социальной проблеме, как гомосексуализм, с помощью обозначений, используемых названий закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма (Федерального закона № 135-ФЗ). Были выделены такие интерпретативные репертуары, как «гомосексуальность как диагноз», «гомосексуальность как угроза традициям», «гомосексуальность как одно из прав личности». Результаты исследований позволили выделить средства, используемые для продвижения и поддержания одностороннего оценочного взгляда на социальный конфликт, являющегося частью эмоционально-когнитивного психологического контекста любого конфликта и определяющего его переживание. В соответствии с дополнительной задачей было предпринято исследование особенностей переживания стыда и вины в российской культуре в сравнении с другими культурами. Руководитель проекта Т.Г. Стефаненко принимала участие в масштабном кросс-культурном исследовании эмоциональных переживаний – вины, стыда и других эмоций самоотношения (сожаления, смущения и т.п.). В 2012-2013 гг. было проведено исследование эмоций негативного самоотношения, прежде всего вины и стыда, на выборке московских студентов. В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что феноменология этих чувств различна. В исследовании принял участие 361 студент разных факультетов дневного, вечернего и второго высшего образования МГУ имени М.В. Ломоносова. 214 человек обучались психологии и 147 – другим наукам. В работе был использован опросник «Эмоции самоотношения», разработанный интернациональным коллективом под руководством Дж. Фонтейна с участием Стефаненко. Согласно полученным результатам, гипотеза о различиях в феноменологии переживаний чувств вины и стыда не была отвергнута. Однако в ходе исследования были обнаружены факты смешения переживаний вины и стыда у российских студентов, особенно на поведенческом уровне. Об этом же свидетельствует то, что вина и стыд частично входят в одни и те же выделенные факторы. Были получены данные, позволяющие сделать вывод о том, что у российских студентов существует достоверное различие в частоте возникновения чувств вины и стыда, с преобладанием переживания чувства вины. Полученные в эмпирических исследованиях данные позволяют описать основные социально-психологические механизмы восприятия и переживания социальных проблем, в частности показано, что ряд стратегий группового совладания идентичны индивидуальным стратегиям копинга, но отличаются от них по степени своей эффективности; были обнаружены факты смешения переживаний вины и стыда у российских студентов, особенно на поведенческом уровне; были выявлены интерпретативные репертуары, касающиеся дискурса справедливости: акцентирование дистрибутивной справедливости/несправедливости; моральное исключение; апелляция к нарушению нравственных и правовых процедур. В исследованиях выявлено, как данные интерпретативные репертуары задают представление о сторонах конфликта как о различных социальных группах. Таким образом, в ходе проекта реализован новый социально-психологический подход к рассмотрению категорий «коллективные (социальные) переживания» и «социальная проблема». Особое внимание уделено конструированию социальных проблем в российских СМИ. Аннотация основных результатов и степени выполнения проекта (1,5–2 стр.) В ходе реализации проекта проводились теоретические и эмпирические исследования социальных и психологических факторов и социально-психологических механизмов, определяющих специфику переживания социальных проблем представителями различных групп российского общества. Были проанализированы различные теоретические подходы, прежде всего деятельностный и конструкционистский, к изучению рассматриваемых феноменов.Выявлено, что категория переживания, являясь одной из важнейших в психологической науке, до настоящего времени не стала предметом всестороннего и целенаправленного изучения. Среди отечественных авторов до сих пор нет единства в определении понятия «переживание». Особое внимание уделено анализу понятий «коллективные переживания» и «социальная проблема». Проанализированы зарубежные теории эмоций и социальных (групповых) эмоций, а также различные подходы к пониманию и изучению социальных проблем. В результате было предложено следующее рабочее определение: коллективное переживание – это достаточно протяженное по времени когнитивно-эмоциональное состояние, в котором отражается отношение к каким-либо объектам, процессам или условиям, и субъектом которого является группа людей.В контексте исследований нашего проекта объектом переживания является социальная проблема.Можно сказать, что социальная проблема – это коллективное переживание неразрешимого социального противоречия. На основе сформулированных концептуальных построений был проведен ряд эмпирических исследований. 1. Проведена работа по конкретизации социальных противоречий, отражаемых массовым сознанием в виде актуальных тем социальной рекламы. 2. Проведено исследование социальных проблем как категорий конструирования социального мира группой студенческой молодежи. 3. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик совладания с трудными жизненными ситуациями и эмоциональных состояний субъекта на выборке учителей из Москвы и Ташкента. 4. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью (пессимизм-оптимизм) и содержанием и особенностями структуры представлений о счастье группы социально активной молодежи. 5. Проведены исследования переживания социальных проблем жителями сельского социума (на основе анализа материалов СМИ) и взаимосвязи между оценкой справедливости трудового процесса и структурой трудовой мотивации совместной деятельности у наемного персонала. 6. Проведено исследование комплексной взаимосвязи между оценками успешности карьеры у сотрудников различных организаций и структурными компонентами профессиональной Я-концепции. 7. Проведено комплексное исследование вовлеченности персонала российских компаний. 8. Проведено изучение переживания сотрудниками ситуаций потери стабильности как в рамках организационных изменений, целенаправленно реализуемых руководством компаний, так и при спонтанно развивающихся кризисных процессах. 9. Проведен ряд исследований, посвященных изучению социального конфликта как формы проявления социальной проблемы. 10. Проведено исследование переживания эмоций негативного самоотношения (вины и стыда) на российской выборке. Полученные в эмпирических исследованиях данные позволили описать основные социально-психологические механизмы восприятия и переживания социальных проблем различными социальными группами.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2012 г.-31 декабря 2012 г. | Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного Российского общества |
Результаты этапа: Основные вопросы, над которыми мы работали на первом этапе проекта, были таковы: 1) проведение теоретического анализа понятий «социальная проблема» и «коллективные переживания», определение стратегий исследовательской деятельности; 2) поиск, перевод и апробация социально-психологических методик для анализа социальных чувств (переживаний); 3) организация и реализация ряда предварительных исследований, обработка и анализ полученных данных этих исследований, разработка стратегии реализации второго этапа исследования. В частности были проведены эмпирические исследования взаимосвязи характеристик совладания с трудными жизненными ситуациями и эмоциональных состояний субъекта на выборке учителей из Москвы и Ташкента (101 чел.), а также взаимосвязи удовлетворенности жизнью (пессимизм-оптимизм) и представлений о счастье в группе социально активной молодежи (153 чел.). Проводится кросс-культурное исследование эмоциональных переживаний – вины, стыда и других эмоций самоотношения (сожаления, смущения и т.п.). Новизна результатов исследования заключается в разработке социально-психологической концепции изучения групповых переживаний социальных проблем, включающей представление о коллективных (социальных) переживаниях как осознаваемых эмоциональных состояний, в которых отражается отношение социальной группы к каким-либо объектам, процессам или условиям. Она дополняет традиционное для социальной психологии изучение социальных представлений как когнитивных образований. Актуальность исследования коллективных переживаний социальных проблем определяется тем, что ставшие привычным фоном повседневной жизни социальные изменения и социальные противоречия могут «ускользать» от рациональных оценок, будучи все менее заметными для общественного сознания. | ||
2 | 1 января 2013 г.-31 декабря 2013 г. | Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного Российского общества |
Результаты этапа: В 2013 году осуществлялась реализация второго этапа исследования – выявление и сравнение особенностей восприятия, переживания и реагирования на различные социальные проблемы некоторых групповых субъектов (в том числе различных Интернет-сообществ). Были проведены эмпирические исследования: а) группового копинга на материале студенческих групп разного уровня развития в ситуации группового решения интеллектуальных задач; б) социальных проблем как категорий конструирования социального мира группой студенческой молодежи (96 чел.); в) мотивации лидеров в студенческих группах, обучающихся менеджменту и программированию (157 чел.); г) публикаций СМИ и Интернет-публикаций, посвященных обсуждению суда над группой «PussyRiot» и законов о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних и др. Было также продолжено выполнение дополнительной задачи исследования — впервые в нашей стране проведеноисследованиеэмоций негативного самоотношения (вины и стыда)(на выборке студентов Москвы - 361 чел.). В работе был использован опросник «Эмоции самоотношения», разработанный интернациональным коллективом под руководством Дж. Фонтейна с участием профессора Т.Г. Стефаненко. Полученные данные позволяют описатьнекоторые социально-психологические механизмы восприятия и переживания социальных проблем, в частности показано, что ряд стратегий группового совладания идентичны индивидуальным стратегиям копинга, но отличаются от них по степени своей эффективности; были обнаружены факты смешения переживаний вины и стыда у российских студентов, особенно на поведенческом уровне; были выявлены интерпретативные репертуары, касающиеся дискурса справедливости: акцентирование дистрибутивной справедливости/несправедливости; моральное исключение; апелляция к нарушению нравственных и правовых процедур. В исследованиях выявлено, как данные интерпретативные репертуары задают представление о сторонах конфликта как о различных социальных группах. На основании результатов проведенных исследований были подготовлены работы, в которых отражается разрабатываемая творческим коллективом гранта социально-психологическая концепция изучения групповых переживаний социальных проблем, а также представлен анализ полученных эмпирических результатов. На основе полученных результатов были подготовлены материалы для участия в тематических конференциях. Т.Г. Стефаненко, В.А. Баранова, Е.П. Белинская, Е.О. Голынчик, И.Г. Кокурина, С.А.Липатов, Н.Г. Малышева, А.М. Рикельи Ю.Э. Ширковприняли участие в X Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», которая проходила в Москве 14-16 ноября 2013 г. С докладом о процессе конструирования социальной проблемы Н.Г. Малышева и Е.О. Голынчик выступят наТретьей Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Гендерные аспекты социогуманитарного знания», которая пройдет в г. Пермь 5-7 декабря 2013 года. | ||
3 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного Российского общества |
Результаты этапа: В 2014 году осуществлялась реализация третьего этапа исследования – выявление социальных и психологических факторов, определяющих специфику переживания социальных проблем различными социальными группами, разработка системы диагностических показателей (эмпирических индикаторов), раскрывающих характер переживания социальной группой различных социальных проблем. В 2014 году были проведены следующие эмпирические исследования: а) переживания сотрудниками предприятий ситуаций потери стабильности как в рамках организационных изменений, целенаправленно реализуемых руководством компаний, так и при спонтанно развивающихся кризисных процессах; б) переживания социальных проблем жителями сельского социума (анализ материалов СМИ); в) взаимосвязи между оценкой справедливости трудового процесса и структурой трудовой мотивации совместной деятельности у наемного персонала; г) дискурс-анализ текстов СМИ, посвященных описаниям конфликтных событий и участников конфликта (на материале конфликта на Украине); д) переживания эмоций негативного самоотношения (вины и стыда). Полученные данные позволяют выявить и описать социально-психологические механизмы восприятия и переживания социальных проблем членами различных социальных групп, в частности: стратегии группового совладания, факты смешения переживаний вины и стыда у российских студентов, интерпретативные репертуары, касающиеся дискурса справедливости. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".