Общие закономерности психического развития человека на основных стадиях онтогенеза: социальная ситуация развития, роль семьи в развитии личности, роль генотипа в формировании индивидуальных различийНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Общие закономерности психического развития человека на основных стадиях онтогенеза: социальная ситуация развития, роль семьи в развитии личности, роль генотипа в формировании индивидуальных различий
Результаты этапа: Разработан цикл исследований, посвященных методологии, практики изучения и конструирования социальной ситуация развития в психолого-педагогическом процессе (Проф. Карабанова О.А.). Разработаны информационные и методические материалы для детской аудитории, информирующие о правилах оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Молчанов С.В., Чурбанова С.М.). Проведены исследования по семейной психологии. Показано, что различия представлений юношей и девушек о будущей семье затрагивают иерархию семейных ценностей, ролевое распределение, а также – нормы и правила, по которым будут строиться взаимоотношения в их будущих семьях.; получены выводы о существовании различий в представлениях о гендерном распределении ролей и главенстве в семье у юношей и девушек (проф. Карабанова О.А.)..; было установлено, что молодые семейные пары в качестве будущих событий чаще выделяют события, связанные с семейной сферой, чем с личностной, профессиональной сферами, сферой материальных ценностей и сферой социальных явлений вне семьи. Семейные пары с детьми чаще выделяют будущие события, связанные с семейной сферой, чем семейные пары без детей (доц. Молчанов С.В.,); выявлено, что эмпатия участвует во многих процессах семейной жизни и связана с удовлетворенностью браком, ролевой адекватностью супругов, конструктивностью последствий конфликтных ситуаций, совместимость брачной диады по признаку эмпатии строится по принципу сходства (доц. Лидерс А.Г.). В рамках типологического подхода к психическому развитию завершены следующие циклы исследований: "Психологическое благополучие слепых и слабовидящих подростков" В исследовании показано, что уровень общего психологического и субъективного благополучия у подростков, не имеющих нарушение зрения, выше, чем у подростков, имеющих зрительные нарушения; показатель привязанности к матери выше у подростков с нарушением зрения, чем у их зрячих сверстников; базисные убеждения и показатели оптимизма/пессимизма у слабовидящих подростков отличаются негативным образом от аналогичных показателей у их зрячих сверстников; "Виды внеучебной активности подростков и их психологическое благополучие". По результатам исследования участвующие в ВА подростки, имеют более высокий уровень психологического благополучия по сравнению с невключенными в ВА. (доц. Бурменская Г.В). В рамках направления психологии родительства и материнского отношения завершен цикл исследований: "Особенности материнского отношения к ребенку, зачатому с помощью ЭКО". Получены следующие результаты: положительное эмоциональное отношение к беременности однозначно не формирует эмоционально положительного отношения к ребенку у будущих матерей; долгое ожидание ребенка в связи с наличием и лечением бесплодия не обеспечивает готовность к материнству; нарушения репродуктивной функции имеют непосредственное влияние на формирование особенностей материнского отношения.; В рамках исследований «Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития" выявлено, что показатели эмоционального взаимодействия значимо ниже у матерей, форсирующих детское развитие, что проявляется в стремлении матери к ускорению развития ребенка за счет овладения им определенными навыками и приобретения качеств, характерных для детей старшего возраста(доц. Захарова Е.И.). Завершился цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития в подростковом и юношеском возрасте."Сравнительный анализ сценария решения задач развития подросткового возраста у родителей и их детей". Было обнаружено явление подростковой амнезии у женщин, выражающееся в вытеснении ими воспоминаний о собственном подростковом возрасте; обнаружена склонность подростков отрицать трудности подросткового возраста. Установлено сходство между сценариями решения задач развития подростками и их матерями (доц. Фролов Ю.И.).; "Взаимосвязь характера детско-родительских взаимоотношений и профессиональных намерений подростков" . В исследовании показано, что требовательность и принятие со стороны матери формирует в подростке черты, необходимые для социального типа личности (проф. Пряжников Н.С.). Завершен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития в младшем школьном и дошкольном возрасте. В исследовании "Формирование волевой саморегуляции младших школьников в условиях занятий спортивными бальными танцами" (доц. Садовникова Т.Ю.). представлена разработка и дано изучение возможности применения программы формирования позиционного экспрессивного сценического действия и развития волевой саморегуляции младших школьников в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях по спортивным бальным танцам (СБТ).; В исследовании "Роль коммуникативной готовности к школьному обучению в адаптации первоклассника" (Доц. Захарова Е.И.) выделено содержание коммуникативной компетенции, необходимой для обучения в школе и показан ее вклад в успешность школьной адаптации.; Завершен цикл исследований Эмоциональное опосредствование творческих образов в детском возрасте: исследование и практика (доц. Чурбанова С.М.). Показано, что повышение показателей в тестах образной креативности объясняется двойственной природой эмоционального опосредствования творческих образов и может также служить индикатором эмоционально-личностного неблагополучия ребенка.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".