Нейропсихологический подход к исследованию психических функций и их восстановлению на разных возрастных этапах развития человека.НИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Нейропсихологический подход к исследованию психических функций и их восстановлению на разных возрастных этапах развития человека.
Результаты этапа: Сформировано новое направление исследований в нейропсихологии, посвященное оценке и анализу нарушений психических функций, являющихся следствием поражения проводящих систем головного мозга. Описан нейропсихологический синдром при различной по этиологии патологии мозолистого тела – диссоциативный – и предложена содержательная характеристика одного из факторов межполушарного взаимодействия. (Исполнители: к.п.н., доцент М.С. Ковязина). Показано, что у детей и подростков с фармакорезистентной фокальной симптоматической эпилепсией в большей степени, независимо от фокуса эпилептического очага страдают функции произвольной регуляции деятельности, серийной организации деятельности и оптико-пространственные функции. Показана взаимосвязь этих нарушений с частотой приступов, долевой локализацией и гистологией эпилептогенного поражения. (Исполнители: д.п.н., проф. Ю.В. Микадзе, соискатели: И.А.Нагорская). По проекту «Новый подход к восстановлению высших психических функций и эмоционально-личностной сферы у больных с органическими поражениями мозга» завершено патентование 4 полезных моделей: «Система, предназначенная для восстановления речи при афазии», «Система видеорегистрации нейро- и патопсихологических обследований пациентов неврологической клиники», «Пособие для «зашумления» изображений, предназначенное для нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники», «Устройство дистанционной нейропсихологической диагностики и восстановительного обучения больных неврологической клиники».Поданы 6 новых заявок на изобретения и полезные модели (Исполнители: д.п.н., проф. Л.С.Цветкова, психолог 2 категории Л.Е.Селявко). Проведено лонгитюдное исследование развития ВПФ у детей. Было показано, что от 7 к 9 годам улучшается выполнение всех тестовых заданий, особенно в отношении скоростных параметров, что можно интерпретировать как свидетельство продолжающегося развития фронтальных областей коры в этом возрасте. (Исполнители: д. психол.н., проф. Т.В. Ахутина, канд. психол.н. А.А. Корнеев). Была проведена оценка состояния нейродинамических компонентов психической деятельности у детей с помощью нейропсихологического обследования и выявлена их связь с состоянием других компонентов высших психических функций. . Выявлено, что для детей с гиперактивностью характерна выраженная слабость процессов программирования и контроля и зрительных и зрительно-пространственных функций, дети с низким когнитивным темпом характеризуются менее выраженной слабостью программирования и контроля и заметными слухоречевыми и кинестетичекими трудностями (Исполнители: д. психол.н., проф. Т.В. Ахутина, канд. психол.н. А.А. Корнеев). Продолжена апробация метода групповой нейропсихологической диагностики состояния ВПФ у учеников начальной школы, в том числе на детях с расстройствами аутистического спектра (РАС) ( Исполнители: канд. психол. н. Н.М Пылаева., д-р. психол.н., проф. Т.В. Ахутина). Проведена модификация методического материала для оценки оптико-пространственных функций и уточнения состояния право- и левополушарных функций(Исполнитель: канд. психол. н. Максименко М.Ю.). Проведено исследование ориентировочной деятельности при СДВГ с помощью метода записи движений глаз. Обнаружено, что при СДВГ по сравнению с нормой уменьшается время фиксации на значимых точках изображения (Исполнители: д. психол.н., проф. Ж.М. Глозман). Исследовалась рабочая память на лица человека, как в аспекте её продуктивности, так и в аспекте вызванной электрической активности и локализации структур мозга, связанных с этим психическим процессом. Было показано, что на продуктивность запоминания лиц влияет направление их взгляда. Также анализировались вызванная электрическая активность мозга и ее локализация при запоминании схематичных изображений лиц, букв и геометрических фигур в норме и при заикании. Проведено исследование эффективности различных видов опосредствования пространственной памяти (Исполнители: д. психол. н., проф. Ж.М. Глозман, канд. психол. н. А.А. Корнеев). Проведен сравнительный анализ особенностей выполнения нейропсихологических тестов здоровыми пожилыми людьми в России и США. Обнаруженные различия объясняющиеся культурными особенностями. (Исполнители: канд. психол. н. З.А. Меликян). Проведено прослеживание динамики больных с правосторонним лобным синдромом и с левосторонним синдромом, в ходе которого апробировались две методики восстановительного обучения на вербальной и невербальной основе (Исполнитель: канд. психол.н. О.А. Гончаров). Проведен анализ особенностей речевой деятельности у учащихся старших классов с РАС (Исполнитель: канд. психол. н. Максименко М.Ю.). Проведены экспериментальные исследования, позволившие обнаружить специфику взаимодействия мозговых структур у заикающихся; исследования восприятия яркости и эмоциональной оценки цветовых стимулов, позволившие обсуждать их мозговые механизмы (Исполнитель: д. психол.н., проф. Ж.М. Глозман). Для углубления понимания вклада школы Выготского-Лурии расшифрованы документы, отражающие работу Л.С. Выготского и А.Р. Лурии по созданию основ культурно-исторической и нейропсихологии. (Исполнители: д. психол.н., проф. Т.В. Ахутина, д. психол.н., проф. Ж.М. Глозман).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".