![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
роект предусматривает исследование микроструктуры когнитивных действий и контроля за исполнением компьютеризированных задач разного типа. Деятельность человека обычно включает иерархию сменяющих друг друга задач. Этот аспект организации деятельности мало изучен в психологии и когнитивной науке. В качестве экспериментальной модели исследования изменений в структуре когнитивных действий и исполнительного контроля будут использованы следующие задачи: выполнение корректурной пробы, поиск в электронном словаре, поиск на географической карте. Переход от задачи к задаче будет осуществляться либо по чередующейся (последовательная смена), либо по рекурсивной («вложение» задач одна в другую) схемам с учетом фактора произвольности в выборе заданий («свободный» и «вынужденный» переходы). Предполагается проанализировать влияние типа и значимости задач, характера переключений, а также индивидуальных особенностей испытуемых на стратегии совмещения задач и результативность их выполнения. В качестве основных методов сбора данных будут использованы психометрические и когнитивные тесты, регистрация движений глаз, параметров времени и точности выполнения с параллельным видеомониторингом поведения. Многомерный статистический анализ результатов позволит описать особенности когнитивной обработки информации в динамичной компьютеризованной среде и обосновать модель гибкого иерархического контроля деятельности.
В ходе выполнения проекта была реализована серия экспериментальных исследований когнитивных механизмов, обеспечивающих деятельность человека в условиях прерываний. В 2008 г. был создан оригинальный экспериментальный стенд для моделирования реалистичных фрагментов трудовой деятельности с возможностью их прерывания. Стенд позволял осуществлять видеорегистрацию поведения испытуемого, оценку временных, точностных и психофизиологических показателей эффективности выполнения экспериментальных задач, а также регистрацию движения глаз испытуемых. Были проведены две серии экспериментальных исследований когнитивных и поведенческих механизмов переключений между задачами в условиях последовательных прерываний. В 2009 г. было проведено основное исследование, направленное на анализ микроструктуры процессов обработки прерываний при выполнении компьютеризованных задач. Также было проведено дополнительное исследование динамики функциональных состояний при различных режимах переключения (включая рекурсивные переключения) между конкурирующими задачами. В 2010 г. был осуществлён полный статистический анализ собранных в основном исследовании данных, реализована серия экспериментальных исследований влияния используемой стратегии обработки прерывания на эффективность возобновления прерванной деятельности, а также исследование влияния прерываний на устойчивость формируемых при выполнении экспериментальных заданий ментальных репрезентаций. Полученные результаты свидетельствуют о существования двух типов когнитивно-поведенческих стратегий обработки прерываний ? реактивной, ориентированной на мгновенное переключение между задачами, и проактивной, ориентированной на подготовку переключений с целью снижения возникающей при обработке сложных прерываний дополнительной когнитивной нагрузки. Были показаны различия в относительной эффективности использованных стратегий обработки прерываний в зависимости от сложности заданий и типа стимульного материала. Обнаружено, что выбор стратегии обработки прерывания осуществляется на основе субъективной оценки его сложности. Анализ комплексных поведенческих, психофизиологических и глазодвигательных показателей показал, что использование проактивной стратегии позволяет существенно снизить когнитивную нагрузку при обработке сложных прерываний. Одним из механизмов снижения когнитивной нагрузки при использовании проактивной стратегии является формирование устойчивой ментальной репрезентации прерванного задания, позволяющей ускорить возобновление прерванной деятельности после окончания прерывания. Было показано выраженное увеличение «внутренней стоимости» прерываний при использовании рекурсивных переключений. Выявлены достоверные связи между показателями эффективности обработки прерываний и личностными и индивидуально-типологическими характеристиками, которые были объяснены в терминах когнитивных механизмов обработки прерываний. На основе полученных результатов была разработана концептуальная модель взаимодействия объективных характеристик прерываний, когнитивных и мета-когнитивных факторов, а также индивидуально-типологических и мотивационных факторов. Полученные результаты могут быть использованы при создании интеллектуальных систем поддержки компьютеризованной деятельности в условиях прерываний. По материалам выполненных исследований опубликовано 15 работ и сделано 14 докладов на международных и отечественных конференциях.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
3 | 15 февраля 2008 г.-15 декабря 2010 г. | Микроструктура когнитивных действий при последовательном и рекурсивном выполнении компьютеризованных задач |
Результаты этапа: В ходе выполнения проекта была реализована серия экспериментальных исследований когнитивных механизмов, обеспечивающих деятельность человека в условиях прерываний. В 2008 г. был создан оригинальный экспериментальный стенд для моделирования реалистичных фрагментов трудовой деятельности с возможностью их прерывания. Стенд позволял осуществлять видеорегистрацию поведения испытуемого, оценку временных, точностных и психофизиологических показателей эффективности выполнения экспериментальных задач, а также регистрацию движения глаз испытуемых. Были проведены две серии экспериментальных исследований когнитивных и поведенческих механизмов переключений между задачами в условиях последовательных прерываний. В 2009 г. было проведено основное исследование, направленное на анализ микроструктуры процессов обработки прерываний при выполнении компьютеризованных задач. Также было проведено дополнительное исследование динамики функциональных состояний при различных режимах переключения (включая рекурсивные переключения) между конкурирующими задачами. В 2010 г. был осуществлён полный статистический анализ собранных в основном исследовании данных, реализована серия экспериментальных исследований влияния используемой стратегии обработки прерывания на эффективность возобновления прерванной деятельности, а также исследование влияния прерываний на устойчивость формируемых при выполнении экспериментальных заданий ментальных репрезентаций. Полученные результаты свидетельствуют о существования двух типов когнитивно-поведенческих стратегий обработки прерываний ? реактивной, ориентированной на мгновенное переключение между задачами, и проактивной, ориентированной на подготовку переключений с целью снижения возникающей при обработке сложных прерываний дополнительной когнитивной нагрузки. Были показаны различия в относительной эффективности использованных стратегий обработки прерываний в зависимости от сложности заданий и типа стимульного материала. Обнаружено, что выбор стратегии обработки прерывания осуществляется на основе субъективной оценки его сложности. Анализ комплексных поведенческих, психофизиологических и глазодвигательных показателей показал, что использование проактивной стратегии позволяет существенно снизить когнитивную нагрузку при обработке сложных прерываний. Одним из механизмов снижения когнитивной нагрузки при использовании проактивной стратегии является формирование устойчивой ментальной репрезентации прерванного задания, позволяющей ускорить возобновление прерванной деятельности после окончания прерывания. Было показано выраженное увеличение «внутренней стоимости» прерываний при использовании рекурсивных переключений. Выявлены достоверные связи между показателями эффективности обработки прерываний и личностными и индивидуально-типологическими характеристиками, которые были объяснены в терминах когнитивных механизмов обработки прерываний. На основе полученных результатов была разработана концептуальная модель взаимодействия объективных характеристик прерываний, когнитивных и мета-когнитивных факторов, а также индивидуально-типологических и мотивационных факторов. Полученные результаты могут быть использованы при создании интеллектуальных систем поддержки компьютеризованной деятельности в условиях прерываний. По материалам выполненных исследований опубликовано 15 работ и сделано 14 докладов на международных и отечественных конференциях. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".